Андрей Лазарчук, Михаил Успенский «Соль Саракша»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Планетарная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы ) | Вторичный литературный мир
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Спецслужбы | Конфликт отцов и детей
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Поначалу они всего-то хотели подзаработать. Трое друзей из предвыпускного класса «серой» гимназии: Чак Яррик (Сыночек), Динуат Лобату (Князь) и Нолу Мирош (Рыба). Заработать было проще простого: наловить озёрных грибов в горном озере, где никто кроме нашей троицы не бывал из-за соседства заброшенного и якобы проклятого санатория. Однако первая же грибалка закончилась прискорбным инцидентом с гвардейским вертолётом и находкой в лесу непонятного «лётчика» со страшными ожогами. И закрутился водоворот событий, в котором так или иначе принимали участие и полоумный профессор Мор Моорс, и гвардии капрал Паликар, и ДОЗовец-выродок господин Рашку, и прекрасная сестра Князя, и сумасшедший дядя Чака, и лесные собаки. А главное, конечно, Поль — таинственный человек ниоткуда, ментограммы которого поражали и заставляли хотеть странного...
Входит в:
— цикл «Свободные фантазии на тему миров Стругацких» > цикл «Обитаемый остров» > цикл «Весь этот джакч»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 209
Активный словарный запас: высокий (3042 уникальных слова на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 56 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 37%, что близко к среднему (37%)
Награды и премии:
лауреат |
Зиланткон, 2015 // Большой Зилант |
Номинации на премии:
номинант |
Созвездие Аю-Даг, 2016 // Премия "Созвездие Большой Медведицы" |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Ctixia, 18 сентября 2023 г.
Я узнала новый термин — «параквел». Если по-русски, то это литературный вбоквел по уже существующим мирам других авторов, в данном конкретном случае — это творчество Лазарчука и Успенского по мирам Стругацких. А если ещё точнее, то по миру «Обитаемого острова». Если вы не читали, то наверняка помните хотя бы тот самый фильм Бондарчука 2008 года с белокурым Мак Симом, который боролся за свободу на планете Саракш, где потерпел крушение его космокорабль.
Собственно, уже после фильма и была написана трилогия «Весь этот джакч», а «Соль Саракша» её открывает. Заявленное действие происходит вроде бы в то же время, что и с Мак Симом, но по первой книге это неясно, что вполне обосновано — Каммерер ещё не вышел на планетарный уровень. Но жизнь течет своим чередом, и мы видим городок Верхний Бештоун на окраине, где все живущие либо потомки солекопов, либо пограничников. И в этом городке где мирно живут три подростка...
Чак, сын солекопа, и Князь, сын военного, ожидают скоро выпуска из своей гимназии, учиться им ещё год. И они с недоумением и внутренним страхом наблюдают, как все окружающие их люди на этапе взросления становятся либо джакнутыми, либо выродками — мыслеволны не обходят никого. Слово «джакч» в книге удачно заменяет родной русский мат, так что вы можете понять, какая судьба ожидает ребят. А пока суть да дело, ребята организовывают вместе с девочкой Рыбой собственное предприятие по грибалке, вылавливая из ледяной воды довольно редкий деликатес. Мозговым центром в их компании является Рыба, но парнишки тоже не лыком шиты, довольно сообразительны и ловки. До них в горное озеро никто особо не лез из-за мрачного соседства со старым полузаброшенным санаторием, где обитает доктор Мор со своим помощником Пауком. И в первую же ловлю компания натыкается на нетрезвых гвардейцев его величества, находит обгорелое тело в лесу, странное оружие и вляпывается, как говорят, в историю.
Повествование веется от первого лица — от Чака, поэтому о части событий читатель узнает постфактум. Вообще книга являет собой образчик хорошего подросткового фэнтези, хотя порой мне казалось, что на пацанов возложили слишком много. По отношению к девочке Нолу почему-то такого отношения не возникало — героиня показана сильной, самостоятельной и умеющей за себя постоять. Что уж говорить — ведьмочка-отличница. В лице Поля фактически авторы привнесли в сюжет второго землянина (после Мак Сима), и это быстро становится очевидным. Самый противоречивый персонаж, по моему скромному мнению, это незаметный поначалу доктор Мор. Одно его имя вполне прямо отсылает к доктору Моро Герберта Уэллса, а действия и поступки по мере открывающихся обстоятельств вызывают всё больше вопросов чести и морали. С одной стороны это милый врачеватель, на полуволонтерских началах помогающих окрестным жителям, а с другой — безудержный карьерист, мечтающий сделать открытие мирового масштаба.
Очень понравилась линия капрала Паликара и ДОЗовца Рашку. Шикарно показана коррупционная составляющая, людская гниль и человечность в одном коктейле при всех прочих характеристиках. Но увы, линия со шпионом вышла очень невнятной, скомканной и непроработанной. Отдельный плюс за прямые отсылки к оригинальной повести — собака-голован, упоминание Зефа и другие мелкие детали. Вызвало желание прочитать оригинал (да, каюсь, не бралась, только фильм смотрела. Зато дважды!).
VovaZ, 8 ноября 2021 г.
Довольно талантливый роман “поздних учеников”, по временной шкале Полдня, приквел ОО.
Своеобразие романа в том, что он, хоть разумеется и включает все признаки НФ, главная в нём драматическая линия. Авторы используют контакт лишь в качестве фоновой, второстепенной эпизодической линии. Им было важно, прежде всего, показать жизнь уездного города Саракша, колорит местной жизни, яркие персонажи, отклики событий жестокого прошлого и нелёгкого настоящего. Роман дополняет пробелы Братьев в создании мира романа.
Возможно, любители НФ боевика будут разочарованы. Боевые сцены написаны с умеренным драйвом, много эмоций и повседневности. Мне, однако, роман “зашёл”, прочёлся с интересом.
prouste, 17 ноября 2018 г.
Приятный образчик приключенческой подростковой прозы с центральной как бы все же темой дружбы. Фанфик по-Стругацким удался: авторы развили предложенный мир, насытили детальками. Лучшее относится к успенской легкой манере изложения со смешными диалогами. Напоминает более Стругацких, конечно, Змеиное молоко. Что не удивительно. Прекрасная этическая начинка с использованием пришельца в качестве донора и соответствующими последствиями. (Продолжение полистал страниц пятьдесят и бросил. Не зацепило совершенно. Деловой сухой стиль изложения, магии не осталось).
amlobin, 19 октября 2018 г.
Роман, конечно, очень интересный. И написан в смысле стиля исключительно хорошо, просто хочется каждую фразу перечитать по два-три раза. И сюжет получился захватывающе-динамичный, и динамично-захватывающий. На Саракш попадает землянин Поль Гнедых, его ранят, он в коме, компания местных подростков засматривается его ментограммами и играет скорчером. А еще есть заброшенный санаторий на озере, сумасшедший доктор, озерные грибы, малолетняя ведьма, наследник престола, много-много гопников, диверсанты Островной Империи, собаки-голованы, и целый поселок солекопов. Из всего этого вышел очень круто подростковый боевик с любовью, кровью и соленым горским юмором. Здесь впервые возникают Нолу Мирош, которая Рыба, Мемо Граммена, будущий террорист-предатель, Странник, ротмистр Пудураш и упоминается Аллу Зеф. Вышел прекрасный вбоквел к Обитаемому Острову.
Жаль, что все это в итоге ничем не кончается и кончиться не может — дело происходит за несколько лет до прилета Максима Каммерера и Страна Отцов к его прибытию измениться не может. А жаль.
Финал откровенно рояльный.
И еще — главные герои по идее подростки, по по факту психологии и поведения гораздо старше, чем заявлены. Может, конечно, в Стране Отцов шестнадцатилетние (или около того) особым инфантилизмом не страдают, но чувствуется все же некоторый диссонанс. В конечном итоге у авторов получилось описание процесса взросления подростков в тоталитарном обществе, не больше, но и не меньше. По настрою их психология куда ближе к мироощущению Редрика Шухарта.
Oinarysama, 25 марта 2016 г.
Какой-то уж больно приключенческий сюжет. Не хватает глубины. И эти постоянные навязчивые прибаутки про ключик на половую тему. Конечно, понятно, что таким образом пытались создать образ простого пацана из глубинки, но все равно слишком много этого, по моему мнению. И еще, за уши притянутые, необъяснимые логически, сны главного героя с отсылками на другие книги Стругацких оставляют ощущение неуместного авторского баловства. Игра с аллюзиями, попытки использовать стиль Стругацких в каком-то гипертрофированном виде создают впечатление несерьезности. Просто поиграли с миром, с контекстом. Читать увлекательно. С другой стороны, цикл так и называется «Свободные фантазии на тему...»
Демьян К, 8 мая 2017 г.
Если бы это был просто фанфик к одному из самых слабых текстов классиков НФ, то никаких претензий к нему и быть не могло — ну, прикололись авторы и прикололись... интернет завален этой ерундой (по мне, если человеку действительно есть что сказать, он не станет вышивать по чужой канве), кому не жалко впустую потраченного времени, пусть читает... Однако книжка-то написана с явным прицелом на юношескую аудиторию, — чтобы показать подрастающему поколению, как надо прожить эту жизнь, чтобы, так сказать, не было мучительно больно за неинтересно прожитые годы. И в этом смысле книга, конечно, абсолютно провальная: авторам вообще нечего предложить, кроме набора «жизнеутверждающих» пошлостей (не сиди сложа руки, ищи, где бы чего прихватить, ухватить или отхватить, своих не сдавай и никогда своим не ври, с чужими бейся до последнего, а уж врать им можно хоть через слово, короче — «один за всех и все за одного», — ну и т.д., и т.п. — «и будет тебе наградой цели заветной высь») и непристойных шуточек. Что до скрытого месседжа — чисто либерального, толкаемого на уровне фразочек и тех же шуточек (свобода, равенство, братство, все начальники — козлы, любая власть по определению отвратительна, жизнь — дерьмо, все бабы — далее известно), — опять-таки совсем не канает. У нас тут повальная роботизация намечается и такая же повальная безработица — и неужели кому-то в этом светлом будущем поможет сакральное знание о том, что все начальники козлы и что «всего важнее в жизни друзья»??? Все попытки в 21 веке разговаривать с молодёжью на образном языке Дюма или Жюля Верна (даже не Стругацких, ибо их тексты, даже «коммунистического» периода, были несравненно глубже) мне представляются заведомо обречёнными на полное непонимание. И это понятно. Многие, в т.ч. писатели, с возрастом предпочитают впадать в детство. Единственное, что можно сказать таким писателям: не стоит навязывать СВОИ представления о СВОЁМ (полузабытом) детстве и СВОИХ (наивных и таких же полузабытых) детских мечтах сегодняшним детям — они живут в другом мире, и ваш им глубоко по барабану. К счастью или к несчастью, кто знает...
montakvir7511, 3 января 2017 г.
Сразу оговорюсь — эта книга на две головы сильнее всего, что Лазарчук написал за этот век. Подозреваю, что не последнюю роль в качестве текста сыграли крепкие творческие кандалы Михаила Успенского, царствие ему небесное. Уж он то знал, как приковать внимание читателя, а не бегать от локации к локации, как испугавшаяся грома лошадь.
А вот Лазарчук соло похвастаться этим не может. Рыхлые, необязательные сюжеты, непонятные герои, недостигнутые цели... Потому и к этой книге приступил с большой опаской, но повезло в некотором роде. Понятно, переплюнуть братьев невозможно, но при должном таланте создать хорошее подражание вполне по силам. Здесь даже стилизация под язык «Обитаемого острова» присутствует, и не самого плохого качества, между прочим. Такой бравый, упругий язык, прямо вижу этих пограничных храбрых вояк и их скучающих командиров, пытающихся самоутвердиться за счёт рядового состава. Много весго в первом томе будет, скандалы, интриги, предательство непрощаемое тоже будет, что внесет дополнительную изюминку роману.
Достаточно линейный гладкий сюжет, без выкобениваний и кучи боковых линий. Много придуманных на ходу соавторами словечек, особенно «джакнутый» и «сизари» насмешили. Ну и как главный герой называет своего родителя — «Мойстарик» (да, без пропуска, одним словом), тоже мгновенно впечатывается в сознание.
Некоторая типично лазарчуковская размытость повествования присутствует, увы, но впечатления это не портит. Это с лихвой восполняется мимоходом излагаемыми подробностями мира и ну очень живыми персонажами. В паре мест смеялся просто навзрыд, да. Как итог — любопытный профессиональный фанфик к вселенной Стругацких, ничего кардинально не меняющий, но прекрасно дополняющий. Поклонникам продолжений культовых книг можно рекомендовать смело.
Ну и надо теперь за вторую браться, теперь уже без особого опасения.
тессилуч, 6 марта 2017 г.
Очередное продолжение мира Саракша получилось удачным. Был выбран прекрасный сюжетный ход показать мир АБС изнутри-глазами юноши. Стиль произведения вполне соответствует творчеству братьев-авторы вполне показали себя последователями их творчества.
Интересно ещё то, что встречаются герои Стругацких исчезнувшие в других рассказах.
Согласен, что Андрей Лазарчук давно так не писал и жалко, что авторский тандем распался.
Mishel5014, 15 июня 2016 г.
Не могу быть полностью объективным — ну не люблю я дописываний, тем более по мотивам любимых книг. Но должен признать — эта повесть очень даже ничего. Характеры, события увлекают — хотя, по-моему, если читать ее без «Обитаемого острова», то многое будет просто непонятным. И как часто бывает с фанфиками — читаешь увлеченно, а по окончании некое досадное чувство.
Что понравилось — характеры ребят и много симпатичных деталей, вроде марша береговой охраны «Не боимся белых субмарин, белых субмарин, белых субмарин». ))
Yazewa, 30 января 2015 г.
Очень неплохо, если не ожидать буквального соответствия первоисточнику. Я не ожидала, поэтому читала не без удовольствия. Уровня АБС, конечно нет, но вариант достойный. Хотя, честно говоря, описанный мир не получился ярким и убедительным, — так, отдельные детали. Поэтому не получилось пресловутой «атмосферности», а жаль.