Роберт Янг «Дитя Марса»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Семейно-бытовое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Спасение мира | Вторжение «Чужих»
- Возраст читателя: Для взрослых
На Марсе были обнаружены гигантские криогенные установки, в которых были тела тысяч марсианских детей. По-видимому они были помещены туда в преддверии надвигающейся катастрофы. Когда произошел сбой в системе управления, было решено, что великий американский народ даст приют возрождённым детям.
После доставки на Землю они должны были пройти адаптационный курс в Центре американизации, где наряду с базовыми знаниями им должны быть привиты понятия об американских идеалах и ценностях. В дальнейшем социализация в школах и воспитание в благополучных семьях должны сделать из них настоящих американцев.
Марсиане оказались очень послушными и способными детьми, они без проблем проходили этапы американизации. Весь вопрос в том, что они на самом деле об этом думали.
Входит в:
- /языки:
- русский (1), английский (1)
- /тип:
- периодика (1), самиздат (1)
- /перевод:
- А.А. Петрушина (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
osipdark, 21 января 2023 г.
Вновь спасибо romanpetr за подробный отзыв и обращение внимания к творчеству Янга. Но снова позволю себе в чем-то не согласиться с отзывистом. «Дитя Марса», который выбивается из разряда «скрытых вторжений» по типу «Кукушек Мидвича». При всем уважении к классике жанра. Ведь, как правильно заметил комментатор, рассказ начинается на возвышенно-мягкой ноте, а продолжается настоящим психологическим триллером. Но в чем здесь психология, в чем триллерность? Давайте посмотрим повнимательнее.
Во-первых, реалистичность. Реалистичность именно как описание реальности как реальной. Это получается у Роберта Янга благодаря пазлу из множества разных деталей, между делом упоминаемым в ходе повествования. И демонстрации в Вашингтоне из-за социальных и экономических проблем, отдельные акции насилия со стороны активистов, вполне определенная реакция на марсианских детей, общение главных героев со второстепенными (учителем литературы или тещей), упоминание эпизодов из настоящего прошлого (усыновление вьетнамских детей) и т. д.
Во-вторых, общая завязка отлично формирует тайну. И ситуацию Контакта, который не сможет стать диалогом. С одной стороны, вроде все аргументы отчима Доун-марсианки в ходе общения с тещей сильны. Но все равно мотивы марсианской цивилизации с криагенными пирамидами не очень ясны. Непонятно, почему туда поместили определенную возрастную группу. Во вроде бы внятный ответ вкрадывается сомнение, ведь марсиане, пусть и безумно похожи на людей, интегрируются в земную культуру («американизируются»), все равно не земляне. Они из кудьтуры, опережающей нашу на десятки тысячелетий. И этот хроноразрыв нельзя преодолеть ни с той, ни с другой стороны до конца. Ведь даже объяснения названного папы — самый последний абзац рассказа — поступков марсианских приемышей кажется... слишком земным. Слишком примитивным. Слишком здравомысленно ограниченным. Слишком американоцентричным, в конце концов.
Таким образом, тайна отлично стыкуется с реалистичностью.
Меня, кстати, еще смутила фраза при общении между рассказчиком-отцом и тещей:
«Я тоже сомневаюсь насчет Ку, однако никакие сомнения не отменяют того факта, что люди на Земле и Марсе появились — пусть и с временным интервалом — исключительно благодаря внеземной силе, а Бог это был или Ку – неважно».
Что это? Натянутая на глобус религиощная позиция главного героя / рассказчика, или господствующая установка чуть ли не в науке или как минимум в обществе США? Что за такая внеземная сила... Кстати, в рассказе есть и упоминание разных нетрадиционных религий присвоить марсианских детей себе. Так или иначе еще это непонятное «Ку» вызывает вопросы. Дети ни разу Ку нигде не упоминают. Возможно, это тоже элемент ориентализации и / или терра(американо-)центризма.
Ну и последний момент, делающий рассказ достойным, хоть и слишуом коротким триллером с высоким компонентом психологизма и загадочности. Это конкурсное сочинение Доун. Отличная придумка Роберта Янга, усиливающего одновременно и понятность, и таинственность происходящего. Во-первых, по тону этот рассказ в рассказе похож на другое творение Янга — «Обезьянего Шекспира». Но там речь шла от взрослого и землянина. Здесь же от ребенка — а точнее подростка — другой цивилизации. Зачем они все это сделали? В чем мотив как реальных марсиан-детей, так и их альтер-эго в сочинении? Если захват Земли — то смысл предупреждать названных родителей об этом? Скорее все обстоит банальнее. Это одинокие подростки. Импульсивные. Наивные. Гармонами ударенные. Максималисты. И их действия могут и не иметь очень строго, глубокого, распланированного злого умысла. Что, наши подростки себя порой не мнят одинокими, брошенными, непонятными, пришельцами среди взрослых? И не делают второпях кошмарные дела? Возможно, именно такое физиологическое, а не культурологическое объяснение все описывает лучшим образом. Поэтому поступок отца в конце — вовсе не отеческий. Не ухвативший суть. Возможно, заключив ее в объятия тогда, в самом финале, развязке, Доун бы ответила таким же и проронила слезу понимания и наконец-то счастья настоящего. Но рассказчик проявил себя как дикарь, которого с литературной силой и искусной откровенностью описала его названная дочка в своем сочинении...
Отличная, многогранная рукопись. Читайте!)
romanpetr, 14 марта 2020 г.
Рассказ Роберта Янга «Дитя Марса» — это своеобразное произведение, очень напомнившее известный роман британского фантаста Джона Уиндэма «Кукушки Мидвича», но только сюжет осовременен с переносом событий в будущее. По сюжетной линии обычное НФ произведение плавно перетекает в напряженный триллер, и само произведение вполне подходит под сценарий подросткового фильма ужасов, каких в последнее время достаточно много. Наверно для середины 80-ых такой рассказ мог сильно встрепенуть и завлечь искушенного читателя своей неожиданностью. Сейчас , правда, это немного банально, но все равно интересно, потому что автор все равно рассматривает свой рассказ, как предупреждение людям перед обнаружением таинственных находок или артефактов.
Её звали Доун. По земным меркам ей было 14 лет, по марсианским 7. Она была очень красивой девочкой с ярко синими глазами, как и у всех детей марсианского происхождения, в возрасте от 5 до 15 лет, которых обнаружили в заброшенных криогенных камерах на вымершем Марсе много миллионов лет назад .Жители Земли, а в частности американцы, решили принять их в свои семьи. Но никто из них не подозревал, какого троянского коня , они принимают в дар. Прекрасные дети, ничем не отличающиеся от детей Земли, за исключением цвета глаз и ... немного странного поведения. И кроме того в семьях с новыми детьми возросли несчастные случаи с пожарами, где гибли родители, а дети чудом выживали , после этого обретая новых родителей. Мистер и миссис Фэйрфилд души не чаяли в своей новоявленной дочурке, пока учительница английского из школы не показала им сочинение Доун. Мозаика стала складываться в тихо подкрадывающийся кошмар...
Интересно, но звучит в рассказе также еще одна важная мысль, а именно угрызение совести американского народа по отношению действий военных их страны во Вьетнаме, когда чувствуя большую вину перед пострадавшим народом, многие семьи,и не только бездетные, усыновили и удочерили многих сирот вьетнамского происхождения. Автор вспоминает разбившийся транспортник в Сайгоне и погибших в катастрофе детей, которых эвакуировали в рамках операции «Babylift».
Неплохой рассказ, затягивающий, но учитывая схожесть подобной темы в кино и литературе может показаться немного заурядным, но для любителей творчества Янга это будет безусловно новое хорошее открытие.