fantlab ru

Софья Прокофьева «Королевство семи озер»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.30
Оценок:
10
Моя оценка:
-

подробнее

Королевство семи озер

Повесть, год


Издания: ВСЕ (7)
/языки:
русский (7)
/тип:
книги (7)

Королевство семи озер
2004 г.
Сказочные повести
2005 г.
Пока бьют часы
2009 г.
Приключения желтого чемоданчика
2010 г.
Королевство семи озер
2011 г.
Королевство семи озер
2016 г.
Королевство Семи Озёр
2021 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Позволю себе отчасти возразить автору предыдущего отзыва: проблема не в том, что автор вспоминает, что пишет историю для детей; проблема как раз в том, что она на некоторое время это забывает. А ведь так нешаблонно всё начиналось...

Уж сколько раз это было: за главным героем приходит некто ОТТУДА, чья задача — вовлечь, провести и объяснить базовые реалии нового мира. Сыграть роль Гэндальфа (Кэлен, Хагрида, Тэль, Алланона, Морейн, Кортеса, Атрейо, Гесера, Кикахи, Бьорна Скитальца, кота из «Коралины», нужное подчеркнуть, недостающее вписать, лишнее вычеркнуть). И самое главное — образно выражаясь, дать герою те очки, через которые он впоследствии будет различать добро и зло. Да, конечно, в перспективе герою предстоят непростые испытания, он приобретёт свой собственный взгляд, свой собственный опыт и сможет удивить былого наставника. Но на первое время очки необходимы. Потому что на подходе эмиссары и противоположной стороны. И ладно ещё, если сразу начнут убивать. А если — соблазнять? На основе чего герой им откажет? Только на основе того, что от «Гэндальфа» он знает: это — плохие. Бяки. Но... собственно, почему? Только потому, что «Гэндальфы» обычно успевают первыми. Достаточно пальцев одной руки, чтобы перечислить известные лично мне истории, где «Гэндальф» оказывается «засланным казачком» «Тёмной стороны Силы». При этом я говорю не об банальном искусителе-соблазнителе, который расскажет герою об относительности добра и зла. А о том, кто заставит творить зло под лозунгом самых высоких идеалов. И «Королевство семи озёр» принадлежит к числу именно таких историй.

Но вот история Седого Короля становится ложкой дёгтя в бочке мёда. Ибо послевкусие остаётся примерно как после телепередачи про трюки мошенников и аферистов. Вот представьте себе: вам показывают два сюжета. В одном у героини выманивают немалую сумму как-бы-на-оплату комиссионного взноса за выигрыш в лотерее. И тут же даётся дельный совет: не бывает таких лотерей, где комиссия оплачивается сегодня и в палатке, а выигрыш даётся завтра и в офисе. Вас пытаются убедить в обратном? Перед вами либо жертва мошенника, либо он сам. Во втором — героиня приходит в гости к потенциальному жениху, с которым познакомилась по переписке. А там её уже ждут крепкие мужики, в полной власти которых она и оказывается. Жутко, страшно... а каков совет? Что делать, чтобы не оказаться в такой ситуации? Не знакомиться по переписке? Не ходить ни к кому домой? Носить в сумочке газовый баллончик, в кармане — электрошокер, а за пазухой — смазанный ядом кураре топор? Так уж устроена наша жизнь, что приходится иногда проявлять доверие к людям. Даже допуская, что им могут злоупотребить. Альтернатива — жизнь «премудрого пискаря».

Для чего всё это «криминальное» отступление? А вот для чего. На протяжении всей сказки перед Алёшкой постоянно встаёт выбор: полностью довериться своей спутнице и проводнику или всё-таки соотносить её пожелания с собственными представлениями о добре и зле. Вот Елена просит присягнуть ей на верность... даже не так: на абсолютное повиновение. Девочка, а с какой, собственно, стати? А каку на совочке не хочешь? Вот настаивает на убийстве беззащитного: он нам мешает и вообще плохой. Вот злорадствует по поводу собаки, приглашая Алёшку если не к совместному злорадству, то хотя бы к безразличию. В каждой ситуации ему нужно делать выбор. И сказочность обстановки, неизвестность контекста только усложняют его задачу. Так просто довериться проводнику, плыть, так сказать, по течению... Собственно, по течению они и плывут! И сказка очень хорошо показывает, что может случиться с тем, кто в жизни ведёт себя именно так: просто плывёт по течению, направляемый неизвестно кем. Когда читатель станет старше, ему уже гораздо проще будет понять, скажем, эти мудрые слова другого автора:

«Высокий поднял суровое лицо к усеянному звездами небу.

— Кто может знать, есть ли в безграничной Вселенной... — снова начал он.

— У нее нет пространственных границ, — сказал маленький и резко повернулся к нему, — но за границы нравственных законов она не выходит.

Валантэн сидел за деревом и молча грыз ногти. Ему казалось, что английские сыщики хихикают над ним — ведь это он затащил их в такую даль, чтобы послушать философскую чушь двух тихих пожилых священников. От злости он пропустил ответ высокого и услышал только отца Брауна.

— Истина и разум царят на самой далекой, самой пустынной звезде. Посмотрите на звезды. Правда, они как алмазы и сапфиры? Так вот, представьте себе любые растения и камни. Представьте алмазные леса с бриллиантовыми листьями. Представьте, что луна — синяя, сплошной огромный сапфир. Но не думайте, что все это хоть на йоту изменит закон разума и справедливости. На опаловых равнинах, среди жемчужных утесов вы найдете все ту же заповедь: «Не укради».»

И вот как на этом фоне выглядит история Седого Короля:

«Вдруг длинные ресницы красавицы слабо затрепетали.

— Поцелуй меня, король, — еле слышно прошептала она. — Только это может спасти меня. Я — Елена Прекрасная. Мой сон вот-вот перейдёт в вечный холод и смерть. Молю тебя, не дай мне умереть. Ведь вместе со мной умрёт вся красота мира!»

Вот как должен поступить в данной ситуации нормальный сказочный герой? Как бы вы поступили, мой читатель?

«Вдруг я очнулся. Передо мной стоял святой отшельник. Это он много лет назад своими руками заложил первый камень, когда я начал строить мой замок Эвидентис. Заложил первый камень и освятил его молитвой… Печально и сурово смотрел на меня святой старец.

— Ты согрешил, сын мой, ты поддался дьявольскому обольщению, — с глубокой скорбью сказал он.»

В чём грех Седого Короля? Как объяснить это ребёнку? Я уже молчу о том, что за его грех наказываются его жена и его королевство. Взрослого человека это может навести на определённые небесплодные размышления. А ребёнок, я боюсь, сделает неприятный вывод: «развела его колдунья, как лоха», а милосердный Господь ещё и от себя прибавил «на орехи». Не будь лохом. Нет, не «доверяй, но проверяй», а скорее «не верь, не бойся, не проси». Не этого я ждал от детской сказки, совсем не этого...

Оценка: нет
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вообще, сказка мне очень понравилась.

Вернее, как. Понравилась почти до самого конца, когда Прокофьева вспомнила, что пишет историю для детей и все закончилось правильно-назидательно.

Прекрасные персонажи и великолепно прописанные образы и... брошенные сюжетные линии, забытые персонажи, которые появляются только для нагнетания саспенса. А, еще она раскрывает кто тут хороший, а кто плохой главе в 6-7, и это портит сюжет.

В остальном проблем у сказки только две — формат и незавершенность.

Ведь могла бы получиться конфетка.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх