Роберт Янг «Шекспир в обезьяннике»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Темпоральная фантастика, хроноопера | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Ироническое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век | Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Путешественники (попаданцы) (из прошлого, будущего и других миров в наше время )
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Дитя далекого будущего, запертый в столь же далеком прошлом. Нашем настоящем. Он узник совести, большой писатель, которого не только заперли в диких городских джунглях, но и лишили его самого главного — дара жечь пламенем бунта и свободы людские души...
Входит в:
— журнал «The Magazine of Fantasy and Science Fiction, December 1975», 1975 г.
- /языки:
- русский (3), английский (1)
- /тип:
- периодика (1), самиздат (3)
- /перевод:
- М. А. Литвинова (1), О. Колесников (2)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
osipdark, 30 декабря 2022 г.
Соглашусь с предыдущим комментатором — рассказ очень фрагментарный. Заметна в янговском «Обезьяньем Шекспире» (вариант перевода «Шекспир в обезьяннике», конечно, остроумен, но чересчур... слишком мудреная попытка запихнуть авторские смыслы в отечественные контексты тогда, когда это никому не нужно) и вполне открытая сырость текста. Особенно это касается концовки, которая и невнятна, и какая-то слишком противоречивая. Опять же, romanpetr об этом писал ниже.
Но кое-что все же хочется дополнить по этой черновой рукописи. Во-первых, язык. Как и всегда Роберт Янг создает удивительный поэтический язык для научной фантастики. Буквально поэтизирует жанр. Это очень здорово. Вдохновенно и с удовольствием читаются как и отрывки прозы заключенного, так и терминологические крупицы из будущего (условно текст можно делить на ту линию повествования, которая, видимо, представляет собой рукописи главного героя, а остальное — события самого рассказа от первого лица, плюс где-то между ними идет речь о технике путешествий во времени, изменения сознания и т. д.). Во-вторых, интересна задумка в следующем плане. А именно, мне кажется, что главный герой — бунтарь, диссидент, протестный писатель, борец с режимом — вовсе не положительный персонаж. И даже не антигерой. Почитайте его описания людей прошлого, т. е. нас. Надменность, снобизм, откровенный расизм (хронорасизм, хэх) — все это есть в изобилии. Стоит обратить внимание и на его отношение к своей жене-иновремянке, ее семье. Омерзительный тип. А уж как он себя высоко ставит в своей автобиографии — Гений, которого не поняли ни в будущем, ни в прошлом. Бедный, несчастный, как он сам себя называет, «солженицынский тип». Ну оно и видно — при всем уважении к Солженицыну и его «Кругу первому», все-таки личность и общественный деятель он, мягко говоря, спорный... И на фоне настоящих аристократов духа вроде Шаламова, Александр Исаевич откровенно теряется. Т. е. перед нами в несостояевшемся произведении должен был бы предстать такой типаж «борца с режимом», который скорее являет собой высокопарного писаку, нежели чем действительного вдохновителя и деятеля революции. Неудачный делец, а не революционный борец. Было бы интересно почитать более полную версию «Шекспира...», но имеем, что имеем.
romanpetr, 17 октября 2018 г.
Броское и притягательное название у рассказа Р.Янга — «Шекспир в обезьяннике».Однако, само произведение создано на своего любителя. Автор явно иронизировал , создавая что-то среднее из клочков, не состоявшейся пьесы и темпоральной фантастикой. Сюжет незамысловат, но основа идеи такова, что автор рассматривает и обыгрывает момент заточения неугодного человека обществу ( преступника по тем понятиям) из будущего в прошлом. Надо отметить, что вообще вопрос изоляции человека от общества, по каким-либо причинам у Янга встречался довольно часто...
Лоури отправлен из «глубокого будущего» в далекое же прошлое, с чистой биографией, введенным в общество с неким положением, но «темпорально кастрированным» психохирургами , чтобы не на творить , как говорится, «делов». Лоури нравится в отсталом обществе, но ему там крайне скучно жить. Ностальгия по лихому прошлому заставляет того бежать в своё будущее (оригинально, однако, как он туда пробирался!), но ждут ли там его? Быть может безмятежное настоящее в прошлом спокойней?
Небольшой рассказик , вызывающий улыбку и легкое недоумение. Есть такое предположение, что рассказик переработан из какого-то плана-действий не вошедших в какой-либо не состоявшийся рассказ или роман....