Жан-Кристоф Гранже «Чёрная линия»
- Жанры/поджанры: Триллер | Хоррор/Ужасы (Современный психологический хоррор )
- Общие характеристики: Психологическое | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ) | Азия (Восточная Азия ))
- Время действия: 21 век
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Только для взрослых
В Юго-Восточной Азии жестоко убита девушка, датская туристка, — ее изуродованный труп обнаруживают в хижине, где живет в уединении бывший чемпион мира по дайвингу Жак Реверди. Однажды спортсмена уже подозревали в тяжком преступлении, но освободили за недостатком улик. Реверди упорно молчит, и его помещают в психиатрическую лечебницу. Заинтересовавшись личностью предполагаемого убийцы, журналист Марк Дюпейра затевает жестокий эксперимент: он начинает писать подозреваемому письма от имени юной наивной девушки, пытаясь вызвать его на откровенность.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Ouroboros_8, 9 декабря 2021 г.
? ֍ СОПЕРНИКИ БОГА, или ЦВЕТ СМЕРТИ, ИСТИНЫ И ЛЖИ ֍ ?
ЦИТАТЫ:
«Где-то в Юго-Восточной Азии, между тропиком Рака и линией экватора, существует еще одна линия. Черная линия. Отмеченная телами и страхом».
(Жан-Кристоф Гранже. «Черная линия». 2004)
«Только Бог имеет право проливать кровь. Тот, кто нарушит этот закон, становится соперником Господа».
(Жан-Кристоф Гранже. «Черная линия». 2004)
Взрослые – как дети!
Ни за что на свете
Не ходите в Азию,
В Азию гулять!
В Азии маньяки,
В Азии громилы,
В Азии большие
Злые педофилы
Будут раздевать,
Бить и убивать …
Лучше не ходите
В Азию гулять.
В Азии кошмарный,
Чёрный супостат,
В Азии ужасный
Пси-хо-пат!
***
Великолепный триллер! Сказать, что «Чёрная линия» (2004) Жана-Кристофа Гранже (пер. Елена Богатыренко) интересный роман – не сказать ничего. Лично меня он просто захватил и держал в напряжении до самого конца: до последней точки. Нечасто такое бывает.
Триптих романов Гранже о Зле включает книги – «Чёрная линия», «Присягнувшие тьме» и «Лес мертвецов». Сначала я прочитала второй роман: «Присягнувшие тьме», а теперь – «Чёрная линия». Эти романы не связаны.
Когда читаешь роман, переведённый на русский язык, и при этом у тебя не возникает ни сомнений, ни желания что-то проверить по оригинальному тексту, то понимаешь, всё идёт так, как надо. У меня с «Чёрной линией» так всё и происходило: не думалось о переводе – другого и не надо.
Фабула романа основана на проявлениях людьми крайней жестокости в отношении к себе подобным. Принято считать, что корни психических отклонений уходят глубоко в детство. Так ли это? Автор берёт под сомнение тот факт, что только так и бывает. На мой взгляд, он прав. А психиатр – один из персонажей романа так и говорит:
«— Психических заболеваний не существует. Существуют только неулаженные конфликты».
Так ли это, или не так – оставим разбираться настоящим психиатрам – не книжным. Но конфликты, непонимание, неудовлетворённость и тому подобные проявления психики человека могут, на мой взгляд, вызвать те состояния, которые на бытовом языке называются сумасшествием, и таких людей мы обычно называем психами.
В «Чёрной линии» Гранже психов – достаточно! Каких только пороков здесь не встретит читатель?.. Понимаешь, что это не фантазия, вымысел автора: он прототипы берёт из нашей реальной действительности. Местами роман напоминает полицейские сводки и журналистские статьи из криминальной хроники. И это всё в духе Гранже – журналиста, писателя, путешественника.
В этот раз, как видно из моей пародии на «Бармалея» Чуковского, автор «приглашает» своих читателей «прогуляться» по странам Юго-Восточной Азии. Ну, я бы сказала особо впечатлительным натурам: сидите дома! В самом деле, роман не для слабонервных. Отдыхать не придётся… Но ведь и жизнь – не «бананово-лимонный Сингапур». Всё сложнее, а главное, – страшнее. Страшная «книжечка», однако. Кроме шуток.
Главный персонаж – Марк Дюпейра – 44 года, специальный корреспондент издания «Сыщик» в Куала-Лумпуре. Пианист. Дважды провалялся в коме: 6 дней – после смерти друга д’Амико заработал ретроградную амнезию; две недели после трагической гибели жены. Внутренний надлом не помешал ему поступить в Сорбонну, выбрав литературу делом своей жизни. Даже написал диссертацию на соискание степени магистра «Апулей или метаморфозы глагола»…
Главный антигерой – Жак Реверди – 49 лет, француз. Бывший спортсмен-подводник, известный в 1977-1984 годах; имеет мировые рекорды по глубоководному погружению без акваланга. Более пятнадцати лет живет в Юго-Восточной Азии, Папане. Тренер по дайвингу, мастер глубоководных погружений. Одинок.
Имя Жак – Джек на английский манер. Очень явная отсылка к Лондонскому Джеку – сами-знаете-кого.
Интересно… Жан-Кристоф Гранже такой же загадочный «герой», как его Марк? Порою кажется, что он наделяет Дюпейра некоторыми чертами своего характера. Ощущение идентификации Жана-Кристофа Гранже с главным героем – Марком Дюпейра, который в свою очередь идентифицировал себя с главным антигероем – убийцей-ныряльщиком – Жаком Реверди. Странно всё это.
Важный второстепенный персонаж – Венсан Темпани – идеальный партнёр Марка. Великан. Метр девяносто, «сто килограммов обрюзгшей плоти». Колосс с длинными сальными волосами, в светлом полотняном костюме, придававшем ему вид плантатора из тропиков. Гранже отводит этому персонажу роль друга и соратника Марка, которому предстоит серьёзно повлиять на развитие сюжета романа.
Главный женский персонаж – Хадиджа Касем – 22 года, рост 179 см, а вес — 57 кг; из семьи алжирских арабов – наркоманов в Париже, квартал Женневилье – «Банан»; 2 сестры и брат – Самир; старшая из детей; пишет диссертацию.
Хадиджа – умница, красавица, которая «сделала» этот роман. Не понятно, почему Гранже наградил её таким имечком: Хадиджа, в общем-то, обозначает «недоношенный ребёнок». Внимательный читатель, возможно, найдёт объяснение. Хм… Может быть…
Большую часть романа занимает дьявольская игра, которую затевает не Жак, а Марк. Но Марк сам оказывается втянутым в игру чудовищного маньяка-душегуба, невольно втягивая в неё других людей, которые ему далеко не безразличны.
Игра. Напоминает игру для детей и бойскаутов «Путешествие по станциям», или квест. Да только «маршрут» пролагает далеко не школьный учитель или вожатый…
Это основная сюжетная линия. Тюрьма. Путешествия по Юго-Восточной Азии. Кровавые преступления. Насилие. Ад земной. Всё это – в романе «Чёрная линия» и в лучших традициях романа-триллера.
Здесь нет авторских рассуждений о природе Зла. На этот раз всё гораздо приземлённее и без особых эзотерических заморочек. Вот оно – Зло в чистом, так сказать, биологическом виде (даже психиатрия где-то там) – «сдвиг по фазе» в силу определённых причин и обстоятельств. Загадка? Загадка.
Ещё, опять же в духе Гранже, в романе имеются некоторые познавательные факты из серии «А знаете ли вы, что…». Лично мне, это очень нравится. Вот и вы сможете узнать, почему роман называется «Чёрная линия».
Концовка романа – сногсшибательная. Вроде внимательно читала, а вот – не разглядела…
Что ни говори, хороший роман. Специфический, конечно. Но, как и у любой книги, у него – свои читатели.
P.S.
«В книге переплетались две точки зрения, две истории, сливавшиеся воедино в момент последней схватки».
Когда книгу дочитаете до конца, задумайтесь над этой цитатой, которая принадлежит персонажу Марку Дюпейру.
_EF_, 22 августа 2016 г.
Зачем и почему серийный убийца творит свои изощрённые злодеяния?
На этот вопрос, поэтапно, в виде расследования-квеста даётся ответ в этом произведении.
Несколько поворотов, читать интересно.
Илориан, 3 декабря 2014 г.
Если Вы:
— любите читать про маньяков;
— абсолютно не брезгливы (всяких «кровяшных» натуралистических подробностей тут пруд пруди);
— предпочитаете дрожать над каждой страницей от нетерпения с мыслью: «А что же дальше???!!!»
то Вам сюда.
Но, если Вы:
— придирчивы к качеству литературного слога;
— либо хотите видеть ярких персонажей;
— более предпочитаете описание драк и мордобоя, чем запутанную интригу,
тогда сие творение Вам лучше обойти стороной. Лично на мой взгляд, книга не высокого качества, но лучше новомодных американских триллеров. Читать было интересно, даже очень, хотя по своей структуре это обыкновенный квест в стиле триллера, с некоторыми достаточно неожиданными моментами. Не оригинальными, но умело замаскированными сюжетными поворотами.
karthago, 15 марта 2015 г.
Скучноватый триллер про сексуального маньяка с откровенным смакованием кровавых сцен. Сюжет затянут и размыт, а некоторые его линии вообще уходят в никуда. Язык трудный, вязкий, многословный. Разочарован.
prouste, 29 июля 2013 г.
Идеальный образец пляжного чтива для несентиментальных натур: страницы перелистываются на ура, число героев ограничено, не запутаешься, автор вполне себе изобретателен в плане создания декораций. Несколько странно читать от некоторых поклонников, что, дескать, Гранже, исследователь зла или даже Зла с большой буквы, чуть ли не первокопатель патопсихологических глубин. Набивший себе руку успешный профессионал, не чурающийся клюквы и пенкоснимательства, однако обладающий незашоренным взглядом и изобретательностью. В жанре коммерческого чтива это очень много, без иронии. Не Стивен Кинг, конечно, пишет ну очень просто. Я прочитал уже три романа, разными людьми переведенными, но слог, как ни крути, бедноват и никакими ссылками на авторитет Хемингуэя или ненужностью изысков в подобном в литературном таланте Гранже меня не убедить. Скорее сценарист. Не вижу никаких поводов не пролистать еще какую-либо его книжку.
Райм, 24 июня 2013 г.
Зло и Хаос в чистом виде. Зло яркое и Зло скрытое. Которое из них опаснее? Самый наверное кровавый триллер Гранже. Динамичный, зовущий за собой. Но увы — не моё это. Я люблю глобальную Тайну — поэтому у Гранже есть для меня вещи и поинтереснее.