Владислав Бахревский «Тишайший»
Исторический роман Владислава Бахревского посвящен первому периоду царствования царя Алексея Михайловича. Писатель воссоздает широкую картину российской жизни; в поле его зрения оказались царский двор и московский посад, первые решительные шаги игумена Никона и попа Аввакума, издевательства царевых воевод над простым людом. Но более всего В.Бахревского интересует сложная историческая эпоха, в которой постепенно зарождались противоречия и социальные силы, приведшие через несколько десятилетий к восстанию Степана Разина и религиозному расколу.
Входит в:
— сборник «Избранное», 1988 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Эрик Дрейвен, 30 апреля 2023 г.
Первый роман цикла, ставший основой сериала «Раскол», в какой-то мере продолжает предыдущий «внецикловой» роман Владислава Бахревского — «Свадьбы». По крайней мере хронологически. Действие начинается практически сразу после смерти государя Михаила Фёдоровича, с воцарения его сына — Алексея Михайловича, за первые «тихие» несколько лет правления прозванного в народе Тишайшим. Впрочем, на протяжении всей книги эта тишина казалась лишь затишьем перед бурей, которая в концовке и разразилась кровавым бунтом и очередным выгоранием Москвы ...... и это даже не столько буря, сколько предвестник других, более трагических пожарищ ..... таких как церковный раскол, Псковское восстание, бунт Стеньки Разина, война с Речью Посполитой ..... эпоха Тишайшего была тихой лишь в первые годы. Как и сам Алексей Михайлович был, если можно так выразиться, тихоней, лишь в этот начальный временной период. На страницах книги читатель встречает нескольких персонажей романа «Свадьбы» — например турка Мехмеда, сумевшего вернуться живым из под Азова, но это просто «ностальгический реверанс». В «Тишайшем» делают погоду уже совсем другие герои — сам Алексей Михайлович, его правая рука и пока что «теневой хозяин» Кремля всесильный боярин Борис Морозов, неистовый протопоп Аввакум, честолюбивый будущий патриарх Никон, мальчик-сирота Саввушка и служилый человек Андрей Лазорев ...... и многие другие, реальные и вымышленные. Роман достаточно густонаселён представителями самых разных слоёв русского общества. Локации не так разнообразны как в «Свадьбах», но всё же читатель вместе с Андреем Лазоревым ненадолго заглянет в столицу Османской империи и проследит за трагической судьбой ничтожного султана Ибрагима, а заодно познакомится с Тимошкой Анкудиновым — аферистом и самозванцем, человеком безусловно талантливым, но совершенно лишённым каких-либо моральных ограничений. Неспешный, спокойный роман, тот случай когда неспешность и спокойствие не равны скуке. В каком-то смысле чистое небо с не многочисленными плывущими облаками, когда за этой чистотой и синевой уже слышны первые звуки грома и в воздухе начинает витать ощущение приближающейся бури. Если что и раздражало в процессе чтения, так это обилие уменьшительно-ласкательных сюсюканий и излишняя эмоциональность героев — чуть что так сразу в слёзы умиления. Ну не верю я в излишнюю слезливость и слащавость людей тех достаточно суровых времён. Слава Богу, ближе к середине автор с этим справился.
prouste, 9 июня 2016 г.
Первый опыт знакомства с Бахревским. «Тишайший» — средний роман во всех смыслах. Он легко читается, автор держит меру и не увлекается чрезмерно языковыми архаизмамаи без тотального осовременивания языка. Словом, не Дмитрий Балашов ни разу, но и поставленные задачи куда как скромнее. Абсолютно укладывается в гетто «исторический роман»: в художественной форме более-менее изложены основные события начала царствования Алексея Михайловича. Его, к слову, в книжке не настолько уж много, чтобы выносить прозвище в заглавие. В книге нет ярких и фактурных образов ( может, Аввакум чуть потщательней прописан), драматургия не потрясает. Зато персонажи чрезмерно много льют слезы по разному поводу: преимущественно от религиозного умиления, но и от тревоги, неуверенности в завтрашнем дне и проч. Слезливость ли тому причиной, но общий лад диалогов и повествования несколько слащавый. Злоупотребление уменьшительно-ласкательными суффиксами имеет место, всякого рода душевные трепетания. Даже и всякого рода злодейства описаны скупо, без смакования. между делом. Есть среди знаковых известных персонажей, как водится. и два персонажа из народа — юноша Савва и служивый Лазорев. В соответствии с советской исторической же традицией оба представляют «здоровые, демократические силы народа», без личных изъянов. В общем, не так, чтобы уж совсем жвачка, но шибко все традиционно и предсказуемо в авторской манере. Без провалов, но и без озарений.