Гэри Дженнингс «Ацтек»
- Жанры/поджанры: Историческая проза
- Общие характеристики: Социальное | Приключенческое | Военное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Эпоха географических открытий (15-16 века)
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Культы
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Только для взрослых
Эпический роман рассказывает о судьбе ацтека по имени Тёмная Туча, который застал и расцвет империи ацтеков, и появление первых белых людей в Центральной Америке, и трагический конец великой империи.
Все эти события даны на фоне его жизни, любви, многочисленных приключений и потерь. Вместе с Тёмной Тучей читатель пройдёт по военным и торговым дорогам того времени, узнает о жестоких и кровавых обычаях ацтеков и о вторжении не менее жестоких конкистадоров под предводительством Кортеса.
Входит в:
— цикл «Ацтек»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Elvirovich, 26 апреля 2024 г.
Первая половина книги читалась с большим интересом. Однако, когда начались бесконечные путешествия ГГ по стране, интерес начал постепенно затухать. То он в одно племя придёт и там свои варварские обычаи, то в другое — там свои. Под конец пролистывал целые страницы. Продолжения (коих имеется несколько) читать точно не буду, да и насчёт Путешественника теперь терзают смутные сомнения — стоит ли тратить время на этот внушительный фолиант.
Devolova, 12 сентября 2023 г.
Книга, после прочтения которой у меня руки дошли наконец зарегистрироваться и написать отзыв. Наверное, это что-то значит. А может, и нет.
Как по мне, «Ацтек» — подарок для тех, кто любит, историю, приключения или просто необычные сеттинги. Это путёвка в другой мир — только этот мир и вправду существовал. Книга затягивает. В ней много крови, да. Привыкнете к описаниям, как кого расчленили и как кого съели — будьте уверены, через пару десятков страниц автор снова покинет вам что-то, от чего у вас глаза на лоб полезут. Но чего ещё ждать от ацтеков? Гэри Дженнингс провёл годы в Мексике, изучая этот народ. Ритуалы, жертвоприношения, даже развлечения
Главный герой — да, и швец, и жрец, и на дуде игрец. Иногда это раздражает, но в целом следить за ним очень интересно. Интереснее, чем если бы он ординарно погиб при работах на каменоломне или реалистично получил копьём в пузо в первой же битве.
В общем и целом — штука крайне занятная.
Agnostos_, 27 января 2022 г.
Любой исторический роман в известной степени уже притягателен. В особенности тем, что дает путёвку в прошлое.
Гэри Дженнингса можно похвалить за то, что ему удалось не просто протоптать дорогу в 15 век, но добраться заодно до доколумбовой Америки. На данный момент написано очень мало хороших художественных книг об этом историческом периоде. В большей степени это обусловлено недостатком информации — научное сообщество мало что знает об истории индейцев до 15 века. Но это не остановило писателя.
Что же о самой книге? Говоря простым языком — она хороша, хотя до шедевра все-таки не дотягивает. И с этим по порядку…
Сюжет ее достаточно динамичен, хотя временами заметны некоторые “просадки”, оправданные решением автора отвлечься и поведать нам поподробней о древней и таинственной культуре индейцев. Такие отступления встречаются довольно часто, но я не думаю, что это можно назвать недостатком. Такова уж специфика романа. Чтобы понять происходящее в книге включая характеры, мотивации и поступки героев, мы должны кое-что знать об условиях их жизни, о традициях, культуре и верованиях их общества — все это раскрывается автором в приемлемом объеме. Главная проблема сюжета, вытекает как мне кажется из недостатка информации. Автор не мог знать, чем древние ацтеки на самом деле занимались, о чем думали, во что верили, и потому позволил работать фантазии, изменив вопрос на “чем они теоретически могли заниматься?”.
Некоторые ругают роман за то, что главный герой совмещает в себе калейдоскоп ролей, что он и писец, и купец, и воин, и путешественник, короче все сразу. Да может они и правы, может автор и переборщил, но прием этот отнюдь не бесполезен. Грешно ли использовать главное преимущество исторического романа, а именно, его историчность? Примеряя на герое все социальные роли, автор тем самым показывает целую панораму культурно-исторического быта древней индейской культуры. Если бы он остался в железных рамках реализма, то скорее всего мальчик из бедной семьи сельского каменщика, так и остался таковым и умер бы лет в двадцать от укуса змеи, болезней или попросту свалившись в тот же карьер. Он едва ли хоть раз в жизни покинул бы пределы родного селения, и едва ли нам с вами было бы интересно за ним наблюдать.
Что касается героев, диалогов…
Проработанность тех и других не вызывает особых претензий. Героев можно назвать живыми. Проблема в том, что все они как-то быстро уходят со сцены. Единственной статичной фигурой здесь является главный персонаж и мне бы лично хотелось дольше понаблюдать за остальными.
Хотелось бы также поподробней понаблюдать за периодом обучения главного героя, так как в книге все представлено мельком, не вдаваясь в детали.
В целом для книги характерна очень быстрая смена декораций и порой хочется, чтобы автор остановился на каком-то конкретном моменте и раскрыл его поподробней, но подозреваю, что все это моя вкусовщина. Тем, кто больше склоняется к ускоренному повествованию книга явно придется по вкусу.
Есть также один щекотливый момент, касающийся откровенных сцен. Дженнингс часто пользуется темой любви в своей книге, сам же он любит описывать плотские утехи в любых мыслимых и немыслимых формах. В книге у него представлены чуть ли все виды сексуальных связей и уж точно половина поз из камасутры. Тут автор явно переборщил, хотя причина использования этих фишек мне понятна. Я и здесь ставлю в вину недостаток информации. Трудно найти серьезную проблематику свойственную такой экзотической культуре как индейская. Поэтому автор все больше склоняется к общечеловеческим проблемам и недостаткам, и частенько подстегивает читательское внимание используя сексуальные сцены. Хотя я не отвергаю вероятности того, что автор просто любит добавлять «порнушку» в свои книги, но говорить об этом уверенно можно только после прочтения остальных его произведений (Дженнингс также писал книги для детей), чем я похвастаться не могу.
В целом, советую ознакомиться с книгой, в особенности тем, кто любит исторические романы.
toraptor, 15 июля 2023 г.
Замечательный роман, с приключениями, прочитала с большим удовольствием. Если бы он был чисто историческим , наверно, было бы не так интересно читать. Автору — респект! Надо почитать и др.его произведения.
Angvat, 20 января 2020 г.
Мешикатльское чтиво
« — Что ж, почтеннейшие, вы хотите узнать о последних годах существования славного народа мешикатль? Что ж, как-то моя сестра одурманила меня и мы с ней совокупились… А, что, не надо этого? Ладно, тогда расскажу, как однажды я работал на девушку, которая варила своих любовников, ела, а потом делал из них статуи. Как-то раз она совокуплялась с женщиной… Что, тоже не хотите? И про то, как я совокуплялся со своим рабом-кастратом тоже слушать не будете? И даже про сиамских близнецов и про том, как однажды мы с моей супругой и парой детей в одной кровати устроили… Ладно, ладно, не хотите – как хотите. А как по моему приказ военный отряд однажды целое поселение… Да, нет там в основном будет кровь-мясо-кишки. Хотя и совокупления тоже… Сменить наконец тему? На кровь-мясо-кишки? Вырывание сердец, сдирание кожи, поедание человечины… Тоже нет? Экие мы нежные. Ну ладно. Тогда я могу рассказать о том, как шутя оправдался от смертного приговора, как в первом же бою взял в плен самого сильного вражеского военноначальника, как изобрел увеличительное стекло, как лично убил, считайте последнего правителя ацтеков, как… Что? Что означает это слово? Ах, что я несколько привираю… Ну ладно, про это тоже значит рассказывать не буду. Тогда… ну в общем, пришел Кортес (с его наложницей-переводчицей я тоже кстати совокупился) со своими испанцами, все поломал и почти всех поубивал. Конец. А, что? Да, все. На мои любимые темы вы мне поговорить не даете, и больше мне-то и рассказывать нечего».
Или как-то так. Не обманись, дорогой читатель, надеясь с этой книгой погрузиться в жестокий, но в чем-то завораживающий мир кровожадных ацтеков, о котором мы к сожалению нынче знаем не так уж много (уж слишком быстро и качество над изничтожением этого самого мира трудились испанские «гости»…) Перед вами ничто иное как бульварное чтиво средней руки, маскирующееся под исторический роман. В наличии масса кровавых подробностей (с этим правда как раз таки никаких проблем нет, так как религия у ацтеков действительно была весьма своеобразна), половых извращений самых разных сортов, невероятных совпадений, малореальных стечений обстоятельств и все в том же духе. Главный герой и швец, и жнец, и на барабанах игрец, он и художник, и воин, и торговец (все с приставкой «великий», разумеется), и изобретатель, и путешественник, и… Ну и дамы (да и не только они) ложатся под него повсеместно. При этом в целях сохранения сюжетного драматизма он порой демонстрирует просто чудеса скудоумия, например в упор не замечая беззаветно влюбленную в него женщину прямо у себя под боком. Совершает он и куда более фатальные ошибки, и в основном это выглядит весьма нелепо, когда например ради того самого драматизма особенности ритуалов жертвоприношения внезапно начинают работать не так, как они же работали в данном же произведении за пару страниц до этого.
Да, есть здесь конечно немного и о самих ацтеках, но порой немногие дошедшие до нас истории в пересказе автора становятся тоже полной бульварщиной. Например, сказ о пленном полководце, который все же сумел одолеть на ритуальном поединке с минимальными шансами выживания всех своих противников, но все равно пожелал быть принесенным в жертву. Так тут этот бедолага для пущего «драматизьму» еще и сделан безногим… Или тут есть вообще классический для многих культур штамп в виде косящего под простолюдина правителя, с которым герой разумеется постоянно пересекается. Путешествия же героя и вовсе отдают утрированными россказнями европейских путешественников девятнадцатого столетия в духе «вон те дикари налысо брились, а эти носили кучу побрекушек». Каюсь, я не большой специалист по части народов доколумбовой Америки, но что-то информация, излагаемая автором в подобном ключе, порой вызывала у меня энный скепсис. Нет, книга конечно же содержит энное количество о быте и нравах народа Уицилопочтли. Но сведенья эти порой буквально приходится выковыривать из обилия той самой бульварщины, да по большей части если вы интересовались культурой ацтеков хотя бы на каком-то базовом уровне, вроде понятий «цветочные войны», большую часть этих сведений и так наверное знаете.
Один из немногих плюсов книги – это то, что автор видимо таки поработал с языками науатль, благодаря чему его герой изъясняется весьма цветасто. Правда, и здесь не все гладко, так как порой в тексте проскальзывают навряд ли доступные пожилому индейцу чисто европейские понятия вроде «сардонического смеха», но возможно, это уже огрехи перевода.
По итогу могу сказать, что хотел я прочитать историческую книгу, а получил в основном бульварную. И веет от не увы скорее не экзотикой, а обыденностью, эдаким типичным эпатажным чтивом, перенесенным в экзотические декорации…
dimon1979, 24 сентября 2019 г.
«Ацтек» — настоящий приключенческий роман, с элементами реальной истории, написанный строго для взрослых. Гэри Дженнингс совершил настоящий научный подвиг по воссозданию и описанию жизни ацтеков до прихода испанцев, и после их появления.
Конечно, это произведение нельзя воспринимать полностью историческим, потому что сведений о цивилизации ацтеков осталось очень мало и как всё происходило на самом деле мы уже никогда не узнаем. Однако, необходимо отдать должное автору, он смог воссоздать практически все аспекты жизнедеятельности цивилизации ацтеков, даже самые незначительные.
Я не случайно отметил, что данное произведение написано строго для взрослых. В этой книге есть очень много сцен сексуального характера, причём, настолько подробных и тщательно описанных, что иногда возникало ощущение чтения порнографического романа. Обнаженные девушки мелькают практически на каждой странице, самых разных цветов и оттенков, по-своему красивых и сексуальных. Эти сцены неотъемлемая часть истории и если вы по каким-то причинам не приемлете подобного, то не стоит читать этот роман.
Отдельно стоит упомянуть и религиозные обряды ацтеков. Кровавые жертвоприношения и подробные описания этих действий, могут легко повергнуть в шок, даже читателей искушённых. Автор максимально подробно делится даже малейшими подробностями этих чудовищных обрядов, чтобы у читателя полностью сложилось мнение о творившемся ужасе.
Казалось бы, обилие подобных сцен, которые не вызывают положительных эмоций, должно отталкивать от чтения. Однако, у меня не возникало и мысли, чтобы бросить читать эту книгу. Автор настолько интересно обо всем рассказывает, настолько ярко и красочно описывает невиданную красоту природы тех мест, находит массу каких-то мелких деталей, которые показывают ацтеков не только жестокими дикарями.
Конечно, легко сегодня судить кого-то и говорить о том, что они жили неправильно. Но если правильно подойти к вопросу, то и ацтеки, и тем более испанцы во главе с Кортесом, это люди жившие совсем по другим законам и понятиям. Кортес совершил невероятную вещь, он смог с небольшим отрядом покорить целый континент, населенный самыми разными народами, умеющими воевать и убивать. Плохо это или хорошо? Наверное, очень плохо. По сути, именно он уничтожил цивилизацию ацтеков, именно он стал палачом для десятков тысяч женщин, детей, стариков. Принёс он что-то хорошее? Не могу точно ответить на этот вопрос. Кстати, сам автор также обходит стороной какие-либо вердикты и показывает хронику падения ацтеков.
«Ацтек» — яркий, провокационный, написанный на грани дозволенного, безумно интересный и увлекательный приключенческий роман. Не пугайтесь большого объема текста, перед вашими глазами пройдёт целая эпоха расцвета и упадка одной из самых необычных цивилизаций.
Reystlen, 17 февраля 2021 г.
Скорее не понравилось.Очень затянуто.Линейно.Предсказуемо.Интриги не затягивают.Главный герой слишком прогрессивен для туземца хоть автор и пытался это убрать,но не всегда успешно.Например в эпизоде про болотный газ- ну никак не верится,что уровень понимания мира индейца мог позволить ему объяснить то явление природы.
Понятна задумка автора,что местные жители как бы представляются более продвинутой цивилизацией -более экологичной, гуманной и неварварской. Испанцы же одержимы только золотом,властью,разрушением и христианской религией. Рядом с ними жестокие жертвоприношения ацтеков выглядят продуманными и экологичными. У индейцев свои кодексы,мораль, некий негласный договор о ведении войны,захвате пленников, жертвоприношениях-во всем этом есть внутреннее согласие каждого с единой идеей морали. Европейцы же выглядят разрозненными варварами,не понимающими в искусстве,разрушителями чужих судеб и культур, оккупантами насаждающими свою веру и религию,что снова ставит их на ступень ниже от индейцев.Задумка удалась,но тема раскрывается слишком медленно.Приключения и любовная линия индейца меня не зацепили-слишком затянуто,изменение персонажа происходит,но уж как то он не изменился и выводы не сильно отличаются от тех что были до переломных моментов..
Книгу рекомендую для фанатов истории Южной Америки и жанра.
URRRiy, 30 сентября 2019 г.
Отличный исторический приключенческий роман с элементами мистики и фантастики, весьма объемный, но с полезными картами и красивыми и одновременно ужасными рисунками. Ацтек, а точнее — мишкоатль (по автору — потомки ацтеков), в уже солидном возрасте — 63 года рассказывает служителям испанской католической миссии в Новой Испании историю своей жизни и своего народа. По сюжету рассказ ведётся в период 1529-30 гг., Теночтитлан и подвластные ему города — государства народа мешико пали десять лет назад, уже ударили по индейцам оспа, чума, корь и прочие подарки европейской цивилизации, Кортес ещё жив и уважаем, а король Карлос хочет узнать подробнее о своих новых подданных, пока они ещё не вымерли окончательно.
Такова прелюдия. Отмечу, что содержание великолепное в приключенческой части, при этом строго 18+, каноническое по исторической части, и малореальное по восприятию рассказчика, как индейца. Для лёгкости чтения и восприимчивости у читателей, автор построил мышление индейца как современного нам человека европейской культуры, с рассуждениями и иронией и фразами, абсолютно не характерными для людей пятисотлетней давности. Перекос в том, что современный человек не смог бы выжить при тогдашнем «кровавом режиме», а ежели бы чудом и выжил, то его восприятие атрофировалось бы до того же дикого уровня. То есть, на мой взгляд, вырывание сердец, ритуальные пытки и изнасилования как норма должны сформировать и существ аналогичного склада — может быть, с хорошей памятью, но атрофированной восприимчивостью. А значит, разгром и гибель массы людей и государства мешико отнюдь не стали бы такой трагедией для главного действующего лица — они в конце концов погибли как жертвы своим богам, что нормально и даже хорошо.
Тем не менее, книга сделана на совесть, и если заменить личность рассказчика-индейца непосредственно автором Гэри Дженнингсом, ведущим балладу «О смелом парне...» то впечатление будет вполне адекватным изложению.
Fiametta, 2 сентября 2019 г.
Нужны очень крепкие нервы, чтобы читать эту книгу. Кровавые жертвоприношения, ужасные ранения, уродства врожденные и причиненные другими, людоедство. Эротики,
Цивилизация ацтеков в романе не только чудовищна, но и великолепна. Обработка камня, доведенная до предела (обсидиановые мечи так же смертоносны, как металлические), живопись, скульптура, иероглифическая письменность, утерянное искусство картин из перьев... Город Теночтитлан был больше и чище современных ему европейских столиц.
Сюжет романа увлекателен, но разбивается на отдельные истории, отделенные большими промежутками времени.
Страшная и прекрасная держава ацтеков была уничтожена пришельцами из-за моря. «Это как будто к Освенциму подлетели корабли марсиан» (с). Но пришельцы сразу же ввели инквизицию. Впрочем, епископ Сумаррага, действительно, заступался за индейцев.
O.K., 18 января 2017 г.
Желание автора сделать своего героя затычкой в каждой бочке очень надоедает. Нет таких сфер деятельности, которую бы он не перепробовал (и не добился в ней успеха). Притом, что в любые времена в любом обществе было не просто даже раз вырваться из своей касты. Но даже на этом автор не останавливается: он вкладывает в голову и руки героя просто невероятные для своего времени открытия и находки. Которыми наш герой очень гордится, понимая, что открыл что-то наиизумительнейшее, но автор постоянно кружит вокруг мысли, что даже гордый собой герой не понимает всей глобальности своего невероятного открытия.
Во многих языках есть слова-паразиты. В этой книге бросаются в глаза действия-паразиты. Когда автор не знает, как связать главы и плавно перевести героя от одного этапа жизни к другому – автор отправляет героя странствовать. Из этих странствий читатель поверхностно знакомится с соседями мешико. О каждом племени упоминается одна деталь – то татуировки, то жвачка, то волосы ни интимных местах – исключительно для того, что бы восхитить читателя разнообразием. Тем временем сам ГГ успевает овладеть очередным языком. Он попадает в деревню, язык которой слышит впервые, и никто из жителей не знает ни слова на его языке. И уже скоро легко поддерживает разговор. Ну-ну…
Непонятно вольное обращение автора с именами: одних он именует традиционными для индейцев именами, имена других переводит на европейский. Странно, и ещё больше вредит и без того дырявой атмосфере.
Культура индейцев изложена достаточно интересно. Но урывками. Религиозный обряд (к которому индеец не питает ни почтения, ни понимания), потом много секса, потом другой религиозный обряд. Не ощущается непрерывность того уникального миропонимания, которое, как утверждается, было свойственно ацтекам. Так что все рассказы данного носителя культуры интересны не более, чем если бы их пересказывал талантливый университетский профессор. Культура и история есть, атмосферы нет. Автор рассуждает о письменности, не показывая самого индейца. Ни как он выглядел, ни что ел, ни чем, как и где жил. Замени «ацтек» на «франк», «Теночтитлан» на «Париж», а «Тлалок» на «Святой Дени», и почти без редакции можно писать роман о Франции. Или Германии. Или Сирии. Или Удмуртии. Собственно, что Дженнингс и сделал в «Путешественнике». Но если «Путешественник» был вещью чисто кассовой, то «Ацтек», согласно аннотациям, результат многолетних исследований.
Ну, так поговорим об индейских ритуалах и человеческих жертвоприношениях. Участие в них было честью. И для того, кто танцевал, изображая божество, и для того, кого убивали. Вот только убивали либо пленников, либо добровольцев. Автор сам, рассказывая об одном из подобных ритуалов, подчёркивает, что в нужный момент девушку, танцующую ритуальный танец, заменяли на пленника, жизнь которого ничего не стоила и его не жалко было принести в жертву. Но уже в другом ритуале, очень похожем (сначала ритуальная часть, потом смерть) – никакая замена не предполагается, а желание жертвы не учитывается. И автор не объясняет в чём принципиальная разница. Либо он просто забыл упомянуть столь важную деталь, либо не так уж и сведущ, либо откровенно манипулирует фактами ради сюжетных неожиданностей. Ни один из вариантов автора не красит.
И вообще, рассказ от лица старика – идея не лучшая. Во-первых, знаешь, что он из всех приключений выйдёт живым и здоровым и что покорится испанцам; и по мелочи, он постоянно забегает вперёд, намекая на скорые концы многих своих близких. И во-вторых, не может старик так детально и так связно описывать события полувековой давности. И не может 70-летний дряхлый старик с таким смаком и такими деталями описывать каждый свой секс. Его опять слишком много, слишком натуралистичного и порой потрясающе неуместного даже для юноши. И если 70-летний старик всё ещё так упивается рассказами о своих сексуальных опытах, то у этого старика, явно, проблемы.