Мэри Рено «Погребальные игры»
- Жанры/поджанры: Историческая проза
- Общие характеристики: Военное | Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Южная Европа ) | Азия (Ближний Восток ) | Африка (Северная Африка ))
- Время действия: Древний мир
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Для взрослых
Входит в:
— цикл «Александр Македонский»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Aoidos, 24 марта 2018 г.
Эпоха войн диадохов – одна из самых благодатных для исторического романа. Во-первых, она неплохо описана в источниках и исследовательской литературе. Во-вторых, это целая галерея непростых и неоднозначных характеров. Отважные, но жестокие полководцы, некогда бившиеся плечом к плечу против персов и индийцев, а теперь рвущие горло друг другу.
Итак, роман о первых годах, последовавших за смертью великого македонского царя-завоевателя. Его полководцы борются за власть: одни хотят сохранить империю, другие – урвать от нее кусок себе. И в этой борьбе жертвами один за другим становятся члены рода Александра. Заканчивается роман (надеюсь, это не надо прятать под спойлер?) гибелью Роксаны и Александра IV, а в эпилоге состарившийся Птолемей подводит итог эпохе, в которой ему пришлось жить.
Героев в романе много, и большинство из них – реальные исторические лица. На первый план выходит Эвридика, племянница Александра Великого: отважная, амбициозная, но глупая девочка, бросившаяся из тиши родного поместья в жестокий мир властолюбивых мужчин. Очень запоминающийся образ ее слабоумный муж Филипп Арридей, ставший царем поневоле и марионеткой в руках полководцев и жены.
Герои второго плана не всегда выглядят глубокими, но характер каждого показан. Властолюбивый Пердикка, коварный, но преданный царскому дому Антипатр, его беспринципный сын Кассандр, ненавидящий все связанное с Александром, выглядят убедительными. Положительными героями автор изобразила Птолемея и Эвмена.
Событийно роман повторяет свидетельства источников о событиях после смерти Александра. Основной минус – автор не определился, о ком пишет роман. Поэтому получилась некая беллетризованная хроника первых лет войн диадохов. Особо выделяется линия Эвридики. Эвмен в начале активно присутствует «в кадре», а потом пропадает. Даже о его гибели сообщают между делом. Его линию можно было бы завершить хотя бы одной сценой.
Но, несмотря на это, роман весьма неплох. Он показывает историю гибели империи Александра и его царского рода. Пессимистичный финал книге придают финальные размышления Птолемея о времени, в котором он жил.
k2007, 21 августа 2019 г.
Великий Александр умер. Тело не успело остыть, когда ближние полководцы Александра стали драться друг с другом за его наследство.
Роман очень достоверный и очень жестокий. Очень хорошо видно, какая опасная вещь — борьба за власть, какой степенью безжалостности и прагматизма надо обладать, чтобы не умереть сразу, играя в эту игру.
Закономерно то, что большинство персонажей книги умирают не своей смертью, и смертью очень нехорошей. При этом не щадят никого — ни женщин, ни детей.
В общем, для любителей качественной исторической (не приключенческой, хоть приключений тут достаточно) прозы.
primorec, 12 мая 2012 г.
Герой умер. И оказалось, что мечта о единой стране от Греции и до Индии, о едином сплоченном народе — была мечтой одного лишь великого Александра. Боевое братство соратников, еще минуту назад бывшее монолитным, дало трещину с последним вздохом царя. И еще не успело его тело остыть, как начались великие игры за власть и наследство Героя.
Один за другим полководцы, царедворцы, родственники и просто жадные до власти авантюристы вступают в эту Игру. Возникают и тут же рушатся союзы, и, вскоре уже Судьбу страны решают даже не сражения и политические интриги, а яд и кинжал убийц. И вот уже огромная империя Александра, где еще недавно царили мир и процветание, разорвана на части. Не прошло и полувека, как от эпического замысла не осталось и следа, а все великие полководцы, чьи имена повторяли с восторгом в половине известного мира, сошли без славы в могилу.
«Погребальные игры» — завершает цикл о жизни и деяниях Александра Македонского и охватывает полувековой период от смерти царя до написания Птолемеем своих мемуаров. Огромное количество событий, героев, исторических фактов в небольшом для такого масштабного замысла объеме романа.
В результате, первая половина книги стала набором отдельных фрагментов, молниеносно сменяющих друг друга. Не успевает эпизод начаться, как его герой погибает и действие перескакивает в другое место. Только к середине романа, когда рассказ сосредотачивается на происходящем в Македонии, повествование обретает цельность и последовательность.
Но такой рваный ритм не основной недостаток романа. В «Погребальных играх» нет главного героя. Если в «Персидском мальчике» вся история воспринимается через чувства юного раба, и это наполняет повествование жизнью, то последняя книга без эмоциональной составляющей остается лишь безликой констатацией исторических фактов. Хотя и здесь иногда прорывается мастерский стиль Рено. Отдельные и, к сожалению, редкие сцены, такие, как казнь Олимпиады или встреча Птолемея с персидским мальчиком Богоасом -наполнены чувствами и переживаниями, делая их яркими и запоминающимися на фоне остального бездушного действия.
Но, все же, являясь, по моему мнению, самым слабым в цикле романом, «Погребальные игры» достойно завершает глобальный замысел Рено, написавшей одну из лучших в литературе историй жизни Александра.