Игорь Поль «Ностальгия»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика | Антиутопия )
- Общие характеристики: Военное | Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
Люди, превращенные в ресурсы колониальных корпораций. Маленькие винтики больших машин, производящих деньги. Колониальная политика Земной Империи выверена до мелочей. Кто и чем расплачивается за видимость порядка, так ценимого обывателями? Ивен Трюдо — сержант Корпуса морской пехоты его величества Императора Земной империи — после длительного перерыва вновь призван на службу для участия в «операции по умиротворению». Под таким благозвучным названием значится в штабных документах корпоративная война на территории Латинской зоны планеты Шеридан. Приученный многолетней службой к безоговорочному подчинению приказам, он полной мерой хлебнул пота и крови в бессмысленной бойне. Выжить в современной войне — сложно. Еще сложнее остаться при этом человеком...
Книга является приквелом к роману «Ангел-Хранитель 320»
Входит в:
— цикл «Ангел-Хранитель»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 416
Активный словарный запас: очень высокий (3277 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 59 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 33%, что близко к среднему (37%)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Str_Kremen6, 9 ноября 2018 г.
После прочтения «Ангел-Хранитель 320» осталось классное послевкусие, удовлетворение от прочтения и нестерпимое желание продолжить знакомится с творчеством автора. Однако на этот раз вышло не все так качественно.
Во многом, автор поднял две реальные темы: эмигранты в Европе и Вьетнамскую войну, и развернул этот коктейль в будущем с иными названиями и терминами. Однако сходства поражающие. Особенно это касается войны. Фанатичное сопротивление партизан, суровые джунгли, грязь и тяготы войны для солдат с современным вооружением и экипировкой, а также практически идеальным снабжением. И голые и голодные революционеры, вооруженные допотопным оружием, встали на защиту своей родины, понимая, что на победу у них практически нету шансов. Несмотря на аналогии из реальной истории, расписана сама история войны очень живо, ярко и натуралистично. Также автор очень точно подметил денежный вопрос, который стоит практически над всеми войнами, и на его фоне интересно раскрывается судьба простого солдата, вынужденного воевать за чужой капитал. Интересная пища для размышления
Однако многие моменты мне не понравились. Во-первых, мне герой показался немного картонным. Он простой человек, бывший военный, попавший снова в вооруженные силы, только на этот раз уже в боевые действия. Он много размышляет, действует, но мне показалось его поведение все же шаблонным, а мысли однотипными. Не оказалось у героя какой-то изюминки, весь его характер оказался некоей копией из десятков произведений о войне. Если проводить аналогии, то Сергей из Ангела-Хранителя был ярким персонажем, необычным, со своими увлечениями, мыслями, характером. Его диалоги были увлекательными, поступки заставляли задуматься. За этим героем было очень интересно наблюдать и переживать. Ивен же не вызывал подобных чувств. Я весьма спокойно относился к его приключениям и уж тем более к финальным событиям. На этом фоне расписана абсолютно нелогичная любовная линия. Она уныла, глупа, диалоги скупы и безвкусны. Если в Ангеле я смаковал диалоги главного героя с противоположным полом, наслаждался химией, которую профессионально воссоздавал автор, то здесь подобного нет. Очень слабая любовная линия.
Что касается содержания, то оно во многом, также вышло бессмысленным. Основная часть произведения оказалась бессюжетной, а закончилось все ничем. К тому же совсем непонятно, зачем автор написал целую бесполезную главу. Очень странный поступок. Ответа к сему вопросу я так и не нашел. Как и не нашел ответ к главной загадке: смысл всего произведения ? Суровость и бесполезность войны ? Безнравственность ее интриганов, и судьба простого солдата ? Ну все это было уже расписано в Ангеле, да еще куда более интересно.
В целом, читать было легко. Но основный авторский посыл я не уловил. 7\10
VovaZ, 18 мая 2014 г.
Прекрасное произведение, по степени воздействия, скорее драматическое. Остальные линии — фантастика, боевик, антиутопия, более вспомогательные.
Автор с большим мастерством исследует сразу несколько проблем. Как война участвует в человеке, который думает, что участвует в ней? Как общество вертит винтиком, который думает, что он хотя бы зубчатое колесо? Это, на мой взгляд,, две основных темы сюжета, хоя и не единственные.
Сам же сюжет роскошный, по силе и глубине, напоминающий мне Хемингуэя и Ремарка.
Сценизм высочайшего уровня. Автор выбрал интереснейший метод, вести повествование он «первого с половиной» лица. Когда мы видим не сами события, а их образы, искажённые психикой герой, изломанной войной, системой, чудовщиными жерновами футуристической антиутопии.
Персонажи, даже второстепенные выписаны с высоким мастерством и глубиной. Образ же главного героя явно имеет куда больше 3-х измерений, и сам по себе представляет из себя шедевр внутри шедевра.
Антураж военных действий будущего безупречен. Автор сочетает высокую техническую грамотность, с прекрасной фантазией и способностью уравновешенного предвидения развития технологий современных войн. Роботизированные системы дополнят, но увы, не сменят человека на поле боя. Удельная стоимость человеческих мозгов, в качестве приставки к винтовке, ещё долго будет куда ниже искуственных. А моральная ценность человеческого винтика, по сравнению с винтиком стальным, огромной империи несуществена.
Война затягивает нас, вслед за героем. Становится главным фоном всего. На фоне воли войны всё зыбко, нестабильноо, не важно. Всё, кроме самой войны, уже в следующей сцене кажется гротескным плодом воображения — любовь, гражданска жизнь, промежуточнык эпизоды и, даже смерть кажется неокончательной, и легко отменяемой, если на то будет воля войны.
Tvored, 20 января 2015 г.
Прочитав вначале Ангел-хранитель 320 я решил, что Ностальгия похожее произведение, но как же я ошибался, то что написано в этой книге заставляет на всё смотреть под другим углом. Прочитав последние строки книги, неожиданно открывается занавес и так жалко и так непередаваемо мутно становится, осознание того, что всё хорошее доброе и светлое проходит так рядом, но так далеко, и это далеко называется войной где главный атрибут смерть, грязь, отчаяние, боль и безумие, и только выстрел милосердия ломает эту грань.
PS
Artgu, 3 июля 2014 г.
Крайне жестокая книга, причём не сценами насилия над плотью, коих бурлящий водопад, а насилием над личностью. Я большой любитель антиутопий, но «Ностальгия» в конце концов повергла меня безысходным перемалывающим диктатом бесчеловечного государства над личностью.
Сумасшедший мясорубный боевик в этой книге перерастает в глубокую военную драму с финалом исчерпывающим просто всё. Был в шоке, на месяц отбило желание читать что либо антиутопичное и даже просто серьёзное
Bro_Kable, 18 декабря 2013 г.
Из-за «Ностальгии» и «Ангела-320» я давно записал Игоря Поля в любимые писатели. Он лучший.
Подарил мир, в котором после прочтения его книг, осталась частичка души.
Книга не для женщин и не для маменьких сынков. Если сам не испытал, что такое мужской коллектив, и «как греет руки автоматный ствол» — книгу если и поймешь, то не примешь и не прочувствуешь. Безжалостные, но по своему справедливые отношения, уродливая общественная мораль, и реакция на нее человеческой души. Красота товарищеских отношений и озлобленность выживающего в невыносимых условиях индивида.
Понравится, наверное, и подросткам, но по большому счету это книга — для поживших и повидавших, но не разучившихся читать (а может даже и мечтать) мужчин.
nobellum, 7 ноября 2014 г.
Одно из лучших мною прочитанных антивоенных произведений. Особенно советую прочитать тем у кого война связана с чем-то благородным, красивым, с подвигами и героями. Нет, здесь вы это не найдёте, здесь всё очень жестоко и грязно, кругом страдания и люди, которые уже не люди и нет героев-суперменов на белых конях.
Советую всем, потому что это просто реалистично — фантастики практически нет, да и не надо.
10/10
PS: Хотя произведение и входит в цикл «Ангел Хранитель», «Ностальгию» стоит читать отдельно и не портить впечатление об авторе другими романами. Цикл на мой взгляд не удался.
amak2508, 21 августа 2014 г.
Книга оставляет двойственное впечатление. С одной стороны, написана она, бесспорно, мастеровито. Текст плотен и качественен, о каких-то нелогичностях и ляпах и говорить не приходится — их просто нет, действие весьма правдоподобно, умно и узнаваемо. Да и читать местами достаточно интересно. Отдельный плюс — за антивоенную пропаганду.
Но..., уж очень она на любителя. Это даже не столько рассказ о военных действиях, сражениях и приключениях главного героя, сколько описание армии будущего изнутри: ее организации, оснащения, уставных (и неуставных) отношений, ежедневной служебной рутины. Сначала в мирное время, потом — в военное. Да, это конечно любопытно. Но четыреста страниц в основном только об этом — все-таки перебор.
Ну и, естественно, эмоциональная составляющая в романе напрочь отсутствует. За главного героя, хоть он и получился достаточно ярким и живым, голова не болит абсолютно. Ну, а все остальные действующие лица — всего лишь статисты, призванные эффектно оттенять харизматичного главного героя.
Kot9ra, 26 августа 2013 г.
Роман напоминает военную драму во Вьетнаме, и не столь важно, что вместо вьетнамцев – латиносы, а оружие стало более совершенным, основную картину это не меняет. При этом произведение выглядит не героическим боевиком а – ля «Рэмбо», а скорее его можно сравнить с фильмами «Апокалипсис сегодня» или «Взвод». Проза войны с ее жестокостью и беспросветностью. Роман гнетет отлично переданной атмосферой ужасов войны без прикрас и условностей, оседая горьким налетом на сознание. Размеренное повествование будничных дней на фоне развертываемой войны перемежается великолепно прорисованными сценами боевых действий. Цельным вышел образ главного героя произведения – уже не молодого ветерана, вынужденного вернутся на военную службу. Четко переданы мотивация героя, его взгляд опытного человека на события, а также настроение и отношение к происходящему второстепенных персонажей. Имеется в романе и печальная любовная линия.
Язык произведения хорош и богат художественными образами, чувствуется работа писателя.
В итоге очень достойное произведение для взрослой категории читателей, по-мужски суровое, драматичное, логично законченное без всяких модных сейчас бесконечных продолжений. После прочтения оставляет тяжелые и грустные ощущения на душе.
Из минусов отметил бы:
- затянутую автором вставку в роман, касающуюся
- тягучесть повествования в некоторых несущественных местах романа навевает скуку.
Это первое произведение автора с которым я ознакомился, и теперь возьму его на заметку как талантливого писателя.
MarchingCat, 5 августа 2012 г.
Если «Ангел-хранитель 320», пусть и с пачкой замечаний, можно сказать что понравился, выйдя на оценку в 7 баллов, то это...
Нудно. Очень нудно. Очень-очень нудно.
Много лишнего теста, откровенная затянутость. Есть чисто практический признак затяжных описаловок — можно пропустить 2-3 (и более) страниц текста и НИЧЕГО не потеряешь в сюжете. Абсолютно. Вот в этом романе можно переличтывать не читая, порою, до десятка страниц. И не надо мне про «создание атмосферы» и прочего. Я не психологический роман в руки взял. Не зарисовки природы. Не интеллектуальную фантастику. А тупо фантастический боевик. А для боевика такая нудятина недопустима.
Этож надо исхитриться порою даже боевые действия нудно описывать.
Перед нами случай парадокса. Хорошо, но плохо. Хорошо — потому что действительно хорошо про войну пишет. А плохо — потому что так нудно писать боевики нельзя.
Видел по отзывам — кто-то ещё и финалом недоволен.... Два романа Поля прочитал. И именно финалы (а в этом романе только финал) искупают потраченное время.
Крафт, 12 ноября 2009 г.
Не буду касаться недостатков текста и ошибок автора, хотя они есть. Хочу поговорить о другом.
Перед нами жёсткий, даже жестокий боевик. Много ли Вы знаете фантастических произведений с авторским предупреждением следующего содержания: «В книге встречаются откровенные сцены и сцены насилия, а так же нелитературные выражения, включенные в текст исключительно для речевой характеристики героев. Не рекомендуется для чтения детям до двадцати лет…»? Честно предупреждаю: предупреждение полностью соответствует действительности3.
При этом «Ностальгия» — произведение даже не столько фантастическое, сколько футуристическое4. Большая часть всей той высокотехнологической атрибутики, которой до предела насыщены страницы романа (в основном, военного назначения) фантастической отнюдь не является и уже применялась военными, применяется сейчас или готова появится на поле боя в самом недалёком будущем5. По-настоящему фантастический элемент в романе только один: место действия — Латинская зона планеты Шеридан.
Лично я с трудом усматриваю принципиальные отличия перипетий книжных баталий «Ностальгии» от реалий необъявленных войн на нашей старушке Земле. Вьетнам, Ангола, Афганистан, Колумбия, Сомали, Чечня, Ирак, Шри-Ланка, Осетия, другие бесчисленные «горячие точки» — несть им числа. Неважно, какое красивое название дадут этой войне — «движение за освобождение и самоопределение», «операция по умиротворению», «интернациональная помощь братскому народу», «антитеррористическая операция» или «восстановление конституционного порядка». Это — война. Кровавая баня. Война всех против всех идёт, не переставая. Ей не видно конца и края, а участники давно уже забыли то мелкое происшествие, которое послужило поводом для развязывания конфликта… В этой войне нет правых, а виноваты, кажется, все… Она уничтожает взрослых и детей, стариков и женщин. Война не разбирает где военные, а где, так называемое, мирное население. Мирное население — только «так называемое». Продажные политики наживают политический капитал, богачи — умножают своё состояние, а военные по странному стечению обстоятельств не проводят операции на территории, подконтрольной одним корпорациям, зато бои не затихают на территории их конкурентов… Страшная в своей привычности и до боли знакомая картина, ежедневно наблюдаемая нами в лентах мировых информагентств. Если только Вы не переключаете «телек» на «мыло» как только начинаются новости.
Фантастика? Футурология? Называйте, как хотите.
Для меня этот роман Игоря Поля в первую очередь — военная драма. Но это не та проза советских времён Симонова, Гранина, Стаднюка, других авторов — жизнеутверждающая даже на фоне ужасов войны. Это скорее безысходная тоска и вселенская грусть Хэмингуэя и Ремарка, осознающих, что ни героизм, ни подвиги ничего не в силах изменить в мире.
Уж не знаю, чему и как автора учили во время срочной службы в дивизии Дзержинского6, но искренне удивляет та свобода, с какой ориентируется автор в узкоспециальных областях военных знаний, таких как тактика боя в городе и морской бой7, тактика партизанских и контрпартизанских действий, противоракетная и противокосмическая оборона. Прав ли я, но почти дневниковые описания событий на Шеридане вызывают стойкое подозрение, что на страницах романа находит отражение некий личный опыт Игоря Поля8.
Повествование ведётся от первого лица, нам открыты все мысли и чувства Ивена Трюдо. И если сначала его суровый нрав и жестокость вызывают отторжение, постепенно начинаешь сопереживать герою, и на первый план выходят не картины гигантской мясорубки, а личные переживания глубоко несчастного по сути человека. В немалой степени способствует этому удивительно чистая история «окопной» любви Ивена, и то, что именно она стала первой ступенькой на пути к трагическому финалу везунчика-француза, до этого неизменно выбиравшегося изо всех передряг. Только проявится в звере что-то человеческое, его на мыло.
Щемящий конец — развязка, в общем-то, вполне закономерная, для песчинки, попавшей в жернова Системы. Самые светлые строки во всей книге, — последние, — всего лишь дыхание смерти. Видения Трюдо — реакция нервной системы умирающего организма на воздействие боевых коктейлей и сокращение притока крови к головному мозгу.
Прекрасно понимая, что первым начну метать табуретки в автора, я, избалованный современной литературой и кинематографом, от всей души желал хэппи-энда и молил: «Спаси его. Спаси!» Но Бога нет во Вселенной Поля, и моя молитва не была услышана. А как символ высшего милосердия в том мире — выстрел на добивание.
«Лучше ужасный конец, чем ужас без конца» ©. «И в трагических концах есть свое величие. Они заставляют задуматься оставшихся в живых» ©.
Статья с примечаниями и гиперссылками на дополнительную информацию в авторской колонке:
ivanov, 5 декабря 2009 г.
Бывают романы дамские, а этот роман мущинский — кровь, сперма, оторванные конечности, крупнокалиберные дробовики 60-го калибра и прочая правда жизни (tm) для брутальных мущщин.
В принципе, ничего плохого в вышеуказанном нет и подобные вещи действительно иной раз уместны на страницах литературных произведений, однако в данном случае они являются основой книги, без которой мы видим примитивный сюжет (да и тот автор ухитрился запороть, в результате чего книга разбилась на две слабо связанных между собой части), телеграфный стиль изложения, банальных до ужаса героев и их переживания.
Впрочем, несмотря на недостатки, книга написана, скажем так, не халтурно и профессионально и, как можно видеть, нашла своих читателей.
В общем, любителям почувствовать себя «настоящими мужчинами», читая книжки, советовать можно. Людям, желающим приобщиться к «жестокой правде», тоже рекомендуется. Любителям сопереживать героям мыльных опер также рекомендую, ибо по глубине образов, сложности межчеловеческих отношений и эмоциональной составляющей роман вполне достоин стоять с ними в одном ряду. Любителям тупого мочилова советовать стоит, если только они любят совсем тупое мочилово. Тем же, кто хочет найти в книге какие-нибудь мысли, получить удовольствие от замысловатого сюжета и хорошего стиля изложения советую выбрать книгу другого автора. Того же Ремарка, с которым здесь каким-то образом ухитряются Поля сравнивать.
MegaVOLT, 29 октября 2008 г.
Мрачновато, драматично... И это как раз то, что нужно. Вообще говоря, когда начинал читать, надеялся встретить старого приятеля Триста Двадцатого, а встретил ту же боевую машину, но в человеческом облике. Произведение на мой взгляд — гремучая смесь боевика, психологического триллера и драмы.
swgold, 26 апреля 2008 г.
Меня в этой книге подкупило начало. Большинство авторов «Альфы» имеет куцый жизненный опыт, поэтому прикрываются кто юмором, кто фентезейными штампами. А тут чувствовалось, что человек не из телека о жизни знает. Кончилось это всё, конечно, скверно. Где-то с середины книги, там где боевик превратился в свою диаметральную противоположность, читать стало скучно. Вообще-то так с жанром не поступают. Он за это мстит. Да и читатели, наверняка, такой подлянки не прощают. Они-то смотрелои очередной «Космический десант», а он вдруг, без всяких предупреждений, перешёл в Невзоровское «Чистилище». Тут я, конечно, лукавлю. Были предупреждения и намёки автора. Но уж слишком начало завораживает — ждёшь простого продолжения сюжета, а отнюдь не развития темы. И тут-то тебя кирзовым сапогом по морде... Эй, откуда такая дедовщина в литературе?