Стивен Прессфилд «Последняя из амазонок»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Михаэль, 27 апреля 2019 г.
Очень увлекательный, динамичный и при этом насыщенный историко-мифологическими «интересностями», роман.
События происходят в эпоху которая помещается между мифологией и историей, в архаичной, «гомеровской» Древней Греции. Соответственно и книга расположилась на границе между историческим романом и фэнтези.
Во времена, когда Земля еще помнила шаги ступавшего по ней Геракла, а в Афинах мудро правил Тезей, убийца Минотавра, разыгралась страшная и великая война, в которой молодой Элладе противостояли орды варваров, возглавляемых неукротимыми амазонками.
Начинаясь плавно и почти лирично, с воспоминаний о детстве, книга постепенно набирает обороты и последняя треть представляет сплошную батальную сцену.
Юная девушка Теона, воспитанница плененной амазонки Селены, после побега своей свирепой няньки оказывается на борту корабля, который отправляется далеко на север, чтобы отыскать беглянку, потому что ее поимка — вопрос чести для слишком многих.
В пути старшие участники похода вспоминают события двадцатилетней давности, когда Эллада чуть не погибла, захлестнутая варварским нашествием. А причиной той великой войны было «похищение» Тезеем царицы амазонок, прекрасной Антиопы.
Вместе с героями читателю предстоит побывать и в мирной греческой глуши, и в ставке скифского царя, и на воинских состязаниях амазонок. Будут сражения, пиршества, казни, борьба со стихиями и собственной природой. Любовь идущая вразрез с долгом и честь, толкающая на низкие поступки. Жестокость и благородство, мистические озарения и обычные человеческие чувства бурлят на страницах романа.
Герои книги — герои в истинном, первозданном значении слова. Для них красивая смерть значит порой больше чем победа, а все их эмоции, от любви, до ненависти, огромны и неукротимы. Телесная мощь их внушает ужас, должно быть в жилах самых могучих действительно течет кровь бессмертных богов.
Но при всей своей эпичности, они одновременно и живые люди. Мудрый государственный деятель, опередивший свое время — Тезей, гордая, сильная, при этом уязвимая Антиопа, свирепая как львица, Малпадия, вечно полупьяный, жадный до золота, коварный скиф Боргес, разрывающаяся, из-за своего воспитания между двумя мирами, Селена.... и многие, многие другие, обозначенные порой лишь парой черт, но оттого не менее узнаваемые.
Сцены изуверской жестокости (избиение бегущего врага, скальпирование пленных, человеческие жертвоприношения, ритуальный каннибализм) в книге уравновешены изложением скифской космогонии и эллинской политической мысли.
Повествование идет от лица разных рассказчиков, но речь одного плавно перетекает в повествование другого, так что читателю не грозит запутаться. Язык не слишком тяжеловесен, хотя и пересыпан в нужной пропорции древнегреческими словами и в отдельных эпизодах (официальная речь героев благородного происхождения, молитвы богам, и некоторые другие моменты, требующие «высокого штиля») в должной степени архаизирован.
Есть и свой «список кораблей» (на самом деле — племен Древней Скифии), раз за разом обрушивающийся на читателя.
Думается, именно за счет сочетания элементов натурализма (и это не только котлы с кровью и убийства младенцев или открытая полисексуальность героев, но и другие детали — новобранцы эллинского войска не стесняются признаться, что в бою со страху доводилось и обделаться, а от гордых степных воительниц за несколько метров несет лошадьми и немытым телом, потому что степняки боятся большой воды и не купаются...) и высокого, эпического стиля, а так же массы древних слов, перечисления героев и народов, богов и стран, рек и гор, «Последняя из амазонок» достигает своей убедительности.
Это не совсем стилизация под древние эпосы, но почти она.
Мир древнего Средиземноморья тут живой, плотский, ощутимый, со всей его первобытной витальностью и архаичной, временами дикой, но оттого не менее подлинной «духовностью» (герои видят в простых природных явлениях знаки судьбы, не умеют разделять собственную личность и свое племя и тп.).
Решительно рекомендую всем, у кого изложение древнегреческой литературы Н. Куна было зачитанной книгой «из-под подушки», но так же и любому читателю, который ищет что-то «фэнтези или историческое», добавляя «с хорошими батальными сценами» и «детально прописанным миром».
StasKr, 20 октября 2019 г.
«Последняя из амазонок» является прекрасными примером того, как книга, которая вначале очень радует тебя, к концу вызывает только усмешки и разочарование.
Что есть хорошего в этом романе? Во-первых, очень приличный язык, которым написана эта история. Автор обладает даром рассказчика, так что первая треть книги была прочитана буквально влёт. Во-вторых, Прессфилду удалось соединить реальность и древнегреческие мифы. На дворе стоит Век Героев. Благородные вожди и бесстрашные герои носят шлемы из сплава золота и серебра, носят медные щиты, а бронзовое оружие ценят выше золота. Геракл и его подвиги были совсем недавно. Циклопы, Минотавр и Цербер для героев романа не элемент фольклора, а суровая реальность, с которой они, может быть в своей жизни и не сталкивались, но где-то все эти существа точно есть. Но при всей своей мифологичности и сказочности мир подчёркнуто реален. Зной, пыль, вода, боль, любовь – всё это обрушивается на читателя. В этом плане «Последняя из амазонок» очень атмосферная книга.
В-третьих, очень красочно прописан варварский мир амазонок и их степных соседей. Устройство общества, обычаи и традиции, воспитание, брачные союзы, вооружение, походы – всё это описано просто блестяще. Иногда подобные этнографические отступления тормозят повествование, но от этого книга не становится хуже. Наоборот, когда рассказчица внезапно отвлекает от описания подготовки великого похода на подробное перечисление того, что было надето на неё саму в день выступления войска и каких лошадей она вела с собой, это только придаёт колорита повествованию и показывает что войско кочевников может быть и являлось войском варваров, но это были такие варвары, увидев роскошь которых оседлые народы замирали от восторга и зависти к их великолепию.
И, конечно, герои. Михайэль в своём отзыве очень хорошо описал этот аспект книги и мне остаётся только подтвердить: персонажи у Прессфилда получились яркими и самобытными, более того их нечеловеческие способности (вроде сорока ран, полученных Тесеем в ходе сражения, но не помешавших ему принять участие в новой битве через пару дней) не вызывали у меня никакого отторжения. Автору удалось очень хорошо передать отношение древних людей к своим вождям, в которых они видели не простых смертных, а существ с божественной кровью в жилах (пусть даже и разбавленной). А раз так, то и откровенно невероятные способности, которые в минуты наивысшего напряжения проявляют герои романа, закономерны и оправданы с точки зрения сюжета и атмосферы книги.
Однако все положительные впечатления оказались загублены очень серьёзными недостатками. Во-первых, полностью провальной композицией. По сюжету вся книга представляет собой воспоминания сорокалетней женщины, которая рассказывает своим дочерям и внучкам о событиях, которые развернулись двадцать пять – тридцать лет назад, когда она приняла участие в поисках беглой амазонской воительницы. И до какого-то времени повествование развивается очень неплохо. Однако потом количество флешбеков (оформленных как рассказов и воспоминаний двух других героев о ещё более ранних временах) становится сначала просто много, а затем и вовсе погребает основной сюжет. В один прекрасный момент экспедиция, в составе которой оказалась героиня, останавливается на привале и молодые бойцы просят ветеранов рассказать об амазонках и той победоносной войне, которые вели с ними Афины. На этом сюжет стопорится и на протяжении трёхсот с лишним страниц читатель вынужден погружаться ещё на пятнадцать-двадцать лет в прошлое, когда Тесей вместе со своими спутниками высадился на северном побережье Чёрного моря. При этом молодым бойцам, которым и потребовался рассказ ветеранов, по сюжету лет двадцать-двадцать пять, то есть на момент войны с амазонками им было по пять-десять лет. Они сами должны прекрасно знать все эти события, поскольку они выросли в их гуще!
Представьте себе насколько «достоверно» выглядела бы сцена о том, как в 1960 году советские юноши 1935 – 1940 годов рождения просят своих отцов рассказать им про Великую Отечественную Войну и те внезапно начинают рассказ с того, что вот был Сталин, вот был Гитлер, немцы напали на нас 22 июня, мы отступали до Москвы, потом был Сталинград и Курская дуга, а потом и Берлин взяли… Убедителен подобный эпизод? Да никоим образом, ведь для детей Войны всё это даже не общеизвестные факты, а просто часть их собственной жизни! Так и здесь, практически моментально становится понятным, что столь подробное (на две трети книги) отступление нужно не для её героев, а для читателей, которые ничего не знают о войне между афинянами и амазонками и которых и нужно познакомить с этой историей. Но раз так, то зачем надо было прибегать к столь обширному флэшбеку? Почему нельзя было выбрать для романа более-менее линейную структуру? Например, разделить книгу на две части, первую из которых оформить как историю спутника Тесея описав в ней и путешествие в страну амазонок, и похищение Антиопы, и последовавшую войну со степными народами, а уже во второй части рассказать о последствиях этой войны устами молодой девочки. Для читателя не поменялось бы ровным счётом ничего, зато не было бы этой дурацкой и откровенно громоздкой композиции.
Во-вторых, мне резко не понравились идеологические загоны автора, которые в конечном счёте и испортили впечатление от романа. Прессфилд ловко смог обойти тему феминизма и однополой любви перенеся события в эпоху мифов и легенд, поэтому придираться к народу непобедимых дев-воительниц у меня не получилось бы при всё желании (а такого желания у меня нет, поскольку, повторяюсь, всё сделано очень красиво). Однако тема демократии и размышления героев о том, что народовластие – лучшая форма правления и светлое будущее всего человечества (да-да, именно так!) меня, мягко говоря, разочаровала своей несовременностью. Я бы понял, если бы в книге были описаны события V века до нашей эры, когда Афины боролись против Персидской империи, ведь тогда бы весь этот демократический пафос был бы уместен, но ведь события «Последней из амазонок» происходят в XIII веке до нашей эры! Ещё даже Троя не взята, вся Эллада (и Афины в том числе) представляет собой скопище карликовых царств и вождеств. Какая демократия? Какая лучшая форма правления? Какое светлое будущее всего человечества? Зачем пихать эту агитку в хороший приключенческий роман?!
В-третьих, война амазонок и афинян. Это просто что-то с чем-то. Сколько раз мы в книгах, фильмах и играх видели, как русские орды пытаются уничтожить цивилизованный мир? Вот и эта книга представляет собой очередную вариацию этой истории. Да, формально русских тут нет, но против колыбели демократии выступают амазонки, скифы, невры, тавры, меоты, кавказцы, массагеты, тиссагеты, иссидоны – то есть те народы, что проживают на территории современных России/Украины/Белоруссии/Азии/Кавказа, а значит мы видим очередную реинкарнацию борьбы прогрессивной Европы с агрессивной Российской Империей или СССР. Узнавание только усиливается от того, что силы зла собирают армию невообразимых размеров (как минимум сто тысяч человек, а на самом деле – заметно больше) и устраивают бессмысленный зерг-раш против маленькой (меньше десяти тысяч), но хорошо мотивированной армии Афин. Ну, вы понимаете: триста греков стоят миллиона персов и всё такое. В общем история получилась для европейского читателя архитипичной, так что никакие мифические декорации не мешают понять главную мысль книги: «Цивилизованные люди всегда побеждают дикарей с Востока».
Ну и да, для подтверждения этой мысли автор отчаянно подыгрывает афинянам, ведь никакие стены, никакое мужество обороняющихся не способны были бы компенсировать десятикратное преимущество мотивированных и хорошо вооружённых осаждающих. И читая красочные описания многочасовых сражений на руинах Афин остаётся только поражаться как мало гибнет защитников города от рук опытных и опасных завоевателей.
В-четвёртых, притянутый за уши финал.
Итог: хорошо написанная плохая книга с ярким и интересным началом, разочаровывающей серединой и скомканным концом. «Последняя из амазонок» – моё главное литературное разочарование в этом году. Очень обидно, ведь начало и даже середина книги разворачивала передо мной потрясающую (пусть даже и откровенно фентезийную) картину древнего мира. Тем большим оказалась моя досада от того, что роман, который мог стать одной из жемчужин моей коллекции обернулся американской агиткой. Увы, но книга Прессфилда является примером того, как можно грубо и навязчиво спроецировать современную идеологию на события глубокой древности. Больше я читать этого автора не буду.