Захар Прилепин «Верочка»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Жили два брата-подростка дружно, вечером ходили за коровой и с удовольствием щёлкали кнутами. И так было до тех пор, пока у них не появилось ещё двое друзей — парень и девушка.
Входит в:
— сборник «Ботинки, полные горячей водкой. Пацанские рассказы», 2008 г.
— антологию «Десятка», 2011 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
vfvfhm, 26 мая 2016 г.
Очередной мини-шедевр от Захара! Помните знаменитые рассуждения Пушкина: точность и краткость вот первые достоинства прозы. Это короткий, но чрезвычайно емкий рассказ, каждая деталь которого работает либо на атмосферу, либо на сюжет. Ничего лишнего, драгоценно и на своем месте каждое слово. А уж что касается точности... Вот за что люблю Прилепина-прозаика, который вечно утверждает, что не умеет думать, так это за его способность точно указать на максимально болезненные места в твоей памяти, а потом правильно диагностировать почему болит и спустя много лет после произошедшего, когда ты уже стал другим человеком и живешь другой жизнью, а боль остается. И мало того, он убеждает тебя, что все было так, как он описал.
С этим рассказом та же история. Вначале кажется, что все происходило в другом месте, за тысячи километров от рязанской глуши, и девочку не Верочка звали, и пацаны были злее и подлее, и не солдат был, а студент. Но потом ты полностью попадаешь во власть рассказчика и доверяешь абсолютно его версии событий. Было именно так!
В отличие от знаменитого Греха, исследующего ту же тему подростковой инициации, в этом рассказе Захар свои эмоции держит под контролем, а вот читателя заставляет всего прямо таки вибрировать от пробравших чувств.
Это мастерски написанная новелла по американским — лучшим — образцам. Хоть сейчас отправляй ее на соискание премии О.Генри и в длинном и коротком списке она не выглядела бы бедной родственницей. Даже странно, что рассказ не получил, например, премию Казакова. Если за такое не награждать, то за что тогда?..
И самая последняя строка рассказа... Она как раз о той боли в памяти, которая остается навсегда и делает тебя тобой...