Виктор Колупаев «Жилплощадь для фантаста»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Во многом автобиографичная повесть рассказывает о злоключениях писателя Приклонова, выбивающего себе новую квартиру у Главного распорядителя абсолютными фондами. Реальность здесь перемежается с вымыслом и воспоминаниями самого автора, появляются герои из поезда «Фомич» и путешественник во времени.
Повесть впервые опубликована в журнале «Сибирские огни» – 1991. – № 1; № 3.
Входит в:
— сборник «Волевое усилие», 1991 г.
— журнал «Сибирские огни 1991'1», 1991 г.
— журнал «Сибирские огни 1991'3», 1991 г.
— сборник «Качели Отшельника», 2002 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
amak2508, 2 августа 2023 г.
Как уже водится, повесть у Колупаева получилась довольно необычной, мало похожей на традиционную фантастику — эдакое психоэмоциональное повествование с мозаикой из реальности и вымысла. И здесь сразу надо сказать, что понять и проникнуться повестью будет трудновато, не прочитав предварительно его же другую повесть «Фирменный поезд Фомич» — слишком много в тексте отсылов именно к этому произведению.
Вещь у автора действительно получилась своеобразная: есть в ней моменты, которые реально хороши, есть то, с чем можно поспорить или не согласиться, а есть и то, что выглядит довольно искусственными вставками в текст (и это, к сожалению, как раз те фантастические вставки, в которых наш герой путешествует в прошлое и будущее).
Итак, что понравилось. В первую очередь это зарисовка, в которой герой, которому недавно твёрдо пообещали квартиру, а затем дело с ней как-то застопорилось, идёт к чиновнику выяснять в чём же здесь дело, понимая и боясь того, что ему сейчас откажут окончательно. Тут Колупаев сотворил просто маленький психологический шедевр. Понравились и многочисленные абзацы и эпизоды, рассказывающие о «творческой кухне» писателя, то есть о том, как рождаются и создаются произведения — это тоже очень интересно.
А вот финальное решение героя отказаться от «виртуальной» четырехкомнатной квартиры выглядит совершенно неубедительным — предлагаемые читателю объяснения явно несостоятельны. Кстати, с автором можно бы было поспорить о том, насколько тяжело жить вчетвером в двухкомнатной квартире. Спору нет — расписано всё Виктором Колупаевым вполне убедительно. Но вот я большую часть своей жизни прожил приблизительно в таких же условиях — в двухкомнатной «хрущёвке» со смежными комнатами и кухней в пять квадратных метров. И особо не страдал. Думается, всё дело здесь в том, знают люди или нет, как удобно жить на большой жилплощади. А не зная этого и понимая, что им ничего в плане расширения не светит (7 квадратов на человека :)), в голову тяготы такого общежития просто не берутся. Да и ведь все жили приблизительно также....