Виктор Колупаев «Самый большой дом»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено ) | Вне Земли (Открытый космос )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Девочка Эльфа родилась на космическом корабле, который сбился с курса и не может вернуться на Землю.
Входит в:
— сборник «Качели Отшельника», 1974 г.
— антологию «НФ: Сборник научной фантастики. Выпуск 14», 1974 г.
— антологию «Ljusets vår», 1977 г.
— сборник «Билет в детство», 1977 г.
— антологию «Научная фантастика», 1980 г.
— сборник «Весна света», 1986 г.
— антологию «Гея», 1988 г.
— антологию «Joyas de la ciencia ficción», 1989 г.
— сборник «Качели Отшельника», 2002 г.
— антологию «Цена бессмертия», 2018 г.
- /языки:
- русский (11), английский (2), испанский (1), шведский (1)
- /тип:
- книги (15)
- /перевод:
- Р. Дегарис (1), Х. З. Якобсон (1), К. Ренстрём (1), Д. Чавиано (1)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Tullma, 23 января 2023 г.
Читаю и плачу. Вроде всё хорошо закончилось, и девочка получила то, о чем мечтала... но за этим всем скрываются жуткие страшные эмоции родителей, ведь они не знают в итоге получилось у них или нет, это вечные муки сомнений и жуткая боль одиночества.
amak2508, 2 июня 2020 г.
Понятно, что сказка. Но сказка красивая, лиричная, добрая. Как это здорово, когда вся наша планета, вся наша Земля — это твой дом, а все окружающие тебя люди готовы в любой момент откликнуться на обращения «мама» и «папа».
Очень добрую, очень душевную вещь написал Виктор Колупаев. К сожалению, лишь он один у нас в стране мог писать ТАКУЮ фантастику. Даже понимая, что это всего лишь сказка, нельзя не испытывать сильнейших эмоций, читая такую трагичную и, в то же время, такую светлую историю....
lammik, 29 июня 2020 г.
Крайне насыщенный эмоциями рассказ. Чувства героев вызывают сильнейшее сопереживание — мужественный рационализм отца, мучительное смирение матери, космическое одиночество ребёнка, удивление и неловкость землян. А в тот момент, когда окончательно понимаешь произошедшее, с головой накрывает волна жалости к этой девочке с большой семьёй и самым большим домом. Ведь мы-то знаем, что дом — это там, где мама и папа.
По глубине эмоционального воздействия «Самый большой дом» могу сравнить только с булычевским «Можно попросить Нину?»
ГРОМ, 13 сентября 2019 г.
Рассказ о космическом корабле потерпевшем катастрофу, но это только пол беды, ведь там кроме взрослых есть еще и маленькая девочка.
В рассказе много, много лирики. Лирики так много, что не осталось места какому нибудь более менее приличному сюжету. О сюжете автор почти не думает.
Главное донести пафосную лирику. Нет, я не против лирики, но тут просто насмеялись над фантастическим сюжетом. Он тут у автора вторичен.
А кстати, а кому я тут должен сопереживать? По замыслу автора никому, мы должны читать лирический пафос и умиляться.
avsergeev71, 1 декабря 2016 г.
Наверное с годами становлюсь сентиментальным: маленький рассказ тронул до глубины души, даже скупая мужская слеза навернулась на глаза. К тому же у меня самого две дочери, которые когда-то были маленькими.
Как и в прочих произведениях автора, фантастическая обстановка здесь — не более чем декорация, на фоне которой разворачивается подлинная человеческая трагедия. Хотя бескрайность космических глубин как нельзя лучше раскрывает истинный масштаб этой трагедии.
Сильная философская вещь.
10 баллов.
0509209882, 7 июля 2016 г.
Но почему никто не обращает внимания на идею того , что планета у нас одна, наш единый дом,который нужно беречь всеми силами души. На хрупкость маленького комочка жизни.На единство человечества в своем горе и радостях.
olpo70, 10 августа 2015 г.
А чтобы Вы сделали для спасения своего ребенка?Всё!Всё возможное и невозможное!И пусть у ребенка развился «психоз»(хоть это и спорный вопрос)-но он выжил и нашел свой дом и новых родителей.Родительский подвиг и самопожертвование в этом рассказе поражают.Ведь родители Эльфы не только спасли ей жизнь,но и подарили новых папу и маму.Очень светлый рассказ не смотря на ужасную ситуацию.И мне кажется такие рассказы будут актуальны всегда.
god54, 14 февраля 2014 г.
И снова лирика превалирует над физикой. Спасти ребенка, предложив ему идею большого дома, которая должна позволить пережить разлуку с родителями, одиночество и страх... Такое сможет лишь ребенок, который не может мыслить иными категориями, которые он не познал. Труднее будет потом осознать и принять, что вероятно обернется большим стрессом. Но рассказ упрощен и построен на описании эмоций маленькой трагедии...
Ny, 3 октября 2012 г.
Мне трудно оценивать произведения В. Колупаева. Да и не так-то их много прочитано для сложившегося мнения — с десяток. Но общие черты, кажется, обозначились ярче всего в этом рассказе.
С одной стороны, автор силён в отображении аллегорических символов. Земля и люди — дом и семья для любого сироты («Самый большой дом», «Девочка»). Или Россия-СССР, как общее пространство-время-Родина, с которым кровно связаны её жители («На дворе XX век»). И тому подобное.
С другой стороны, рассказы автора прямо-таки брызжут эмоциями. Эмоциями простыми, мощными, почти первобытными — жалостью, страхом, болью, радостью. Причём автор почти везде не старается искусно связывать эмоциональное наполнение текста с действием, а «грубо» давит на читателя, показывая ему определённую ситуацию, однозначно рассчитанную на определённый резонанс. Нужно чтобы кого-то пожалели — пусть он обгорит или останется сиротой. Нужна трагическая любовь — пусть будет измена. Нужна радость — пусть будет чудесное спасение. Такие ситуации мощными, но корявыми мазками вписаны в сюжет. Не нравится мне колупаевский стиль — словно шпалой в витраж.
Вот и «Самый большой дом» вызывает диссонанс. Рассказ с самого начала ассоциируется с «Малышом» Стругацких. Однако в «Малыше» всё уместно — необычное происшествие логично увязано с обстановкой, трагизм происходящего плотно связан с философским наполнением произведения, присутствуют фантазия и новизна сюжета, отлично сделана перекличка с «Маугли» Киплинга и неоднозначная концовка. Что же у Колупаева? Могучим ударом молотобойца по нервам читателя он громадными буквами сочувствия выбивает символ-девочку. И всё. Персонажи, нехитрая завязка и обрывочное действие играют роль антуража, крупными стрелками указывая на центральную фигуру. Смотрите — вот кому нужно сопереживать.
Нельзя, конечно, так просто сравнивать крупное произведение и коротенький рассказ. Из рассказа тоже можно многое извлечь при желании.
И всё же, прочитанные работы В. Колупаева, за очень немногим исключением, несмотря на сильное впечатление, не понравились. Слишком уж они наивно-пафосны, как-то по-детски грубовато выполнены и не очень-то сильны литературно, как мне кажется. У автора яркий, запоминающийся стиль, но подход к взаимодействию с читателем достаточно неприятный.
ermolaev, 26 марта 2012 г.
Пронзительная, щемящая, но очень светлая история о девочке, потерявшей в космосе своих родителей.
Но самое главное в рассказе не это, а мечта о таком идеальном обществе, в котором к ребенку не окажется равнодушным ни один человек. Не стоит разбираться, является ли это утопическое общество коммунистическим, или оно построено на совсем других принципах (рассказ совершенно вне политики!); не надо пытаться выявить фрейдистские комплексы главной героини (рассказ абсолютно не об этом!); бесполезно также рассуждать, достижимо ли такое общество в реальности. Это же Утопия, чистая и незамутненная мечта! А любого человека во многом характеризует то, что именно он считает идеалом, а что — ужастиком...
irish, 20 ноября 2007 г.
У девочки Эльфы явно развился психоз за год (за год!), проведенный в ракете (в четырех кубических метрах жизненного пространства!) в обществе куклы и робота. Поиски «самого большого дома» — навязчивая идея, называние посторонних взрослых «мамой» и «папой» — бегство от реальности, опережающее умственное развитие — характерная черта детей-аутистов... Страшно представить, что эта Эльфа может пережить внутри себя, когда вырастет и когда уже невозможно станет прятаться от факта вечной разлуки с родителями — настоящими родителями — за наивностью семилетнего ребенка. Хотя вряд ли автор об этом задумывался. :)
elent, 1 ноября 2006 г.
Фантастический пересказ фильма Подкидыш.
Сейчас такую книгу врядли кто напишет. Читателям это будет неинтересно. А нам это казалось естественным, что в светлом будущем каждый рад стать родным для осиротевшего ребенка.