Александр Грин «Она»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа )
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Герой умирает от разрыва сердца, мимолётно увидев предмет своей мечты на экране дешёвого «иллюзиона» и приняв обман за реальность…
Новелла, написанная ритмической прозой, рисует полное духовное отторжение человека от общества… Неудачника, посвятившего жизнь погоне за химерой…
Безумные и тщетные надежды на встречу с любимой женщиной приобретают характер чуть ли не символического ожидания «Вечной Девы»…
Впервые опубликован под названием ««Она». Рассказ.» в сборнике «Прибой». Литературно-художественный альманах. Книга I. — СПб.: Прибой, 1909. С. 174 — 188. (Мягкая обложка). Формат: 165х245 мм.
Входит в:
— сборник «Знаменитая книга», 1915 г.
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
narsyy, 4 июня 2017 г.
В отличие от многих других рассказов Грина о любви, этот считаю не слишком удачным. Уж больно приторно герой обливает читателя своими удивительно банальными описанными чувствами. В потоках слез и слюней потонуло само действо, а финал не произвел должного впечатления.
Транд, 15 мая 2013 г.
«Молитва это вульгаризованная и рационалистически разжиженная позднейшая форма чего-то очень энергичного, активного и сильного: магического заклинания, принуждения бога» (Т. Манн)
Самая первая, самая красивая, мелодичная часть этой повести – молитва героя. Именно такая молитва, не тихая христианская просьба, но убеждение, заклинание, попытка слабого, потерянного человека принудить судьбу измениться. Во имя его любви.
При том, такой любви, в которую очень просто поверить, простой первой любви, в которой разом встретилась та самая девушка, румяная, взволнованная, очень юная «Она» – и еще весна, цветущие деревья, красота мира, воспринятая молодой, впечатлительной душой, и еще вера в светлое будущее, наивная за него борьба. Все то, что было у него и все, что отняли разом. Сама жизнь, которую он потерял, которую нельзя уже вернуть, но он верит, что можно, с помощью одной единственной нити, с помощью Нее, в образ которой измученно сердце соединило все светлое, что сумело сохранить.
Но Бог, в которого герой никогда прежде не верил, конечно, не внемлет молитве и карает героя за нее, не то чтобы жестоко, просто стирает с лица земли, прекращая разом и надежды и муки. Вообще, у Грина очень интересен мотив «молитвы», она предстает, как заклинание, которое может читать лишь избранный. Для всех же остальных это слабость, непозволительное покушение на божественные сферы. Так и здесь. Молитва сломанного тюрьмой человека, искренняя, жалобная, тихая, у которой недостаточно силы, чтобы заставить Бога покориться человеческой воле.
«У него была одна молитва, только одна…»
amak2508, 21 мая 2011 г.
Мне кажется, вещь на большого любителя. Вряд ли можно написать что-то путное о всепоглощающей трагической любви, ограничивая себя рамками 10-20 страниц. У Грина получилось красиво, очень эмоционально, но... неубедительно. Рассказ воспринимается просто как некая информация о случившемся, он не трогает, вместе с героем не переживаешь...
Yazewa, 24 февраля 2008 г.
Романтичная история о сильнейшем чувстве, взлелеянном, выпестованном человеком с поломанной судьбой.