Александр Грин «Слон и Моська. Из летописей ***ского батальона»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое | Военное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Самый робкий и забитый солдат Моська не выдержал и был сослан в «бессрочную каторгу» за «насилие над офицером и оскорбление последнего»: «Будет, барин, над людьми измываться!..» («Слон» — прозвище фельдфебеля, садиста и самодура).
«1-я рота помнит Моську…»
Входит в:
— антологию «Прометей. Том третий», 1967 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Стронций 88, 25 января 2025 г.
Ранний рассказ Грина – и будто это ещё не совсем Грин. Язык приятный, но ещё не язык Грина с его кислородистой глубиной образов. Да и сама история. Она, конечно, значимая. Она с размахом на почти классическое – продление классической линии маленького человека; такой же маленький человек Моська как, например, герой гоголевской «Шинели». Только в условиях армии. Не жертва общества, а жертва военщины – бессмысленной, тупой, подавляющей; ведь сам герой не дурак и не трус, но эта армейщина – выпукло – заставляет его бояться промаха, превращает в посмешище и козла отпущения перед военным начальством. Второе вот такое классическое, но от этого и, увы, скучное своей очевидностью – явная революционная направленность рассказа. Она тут без выдумки, почти набором штампов. Как, например, каша с червяками. Герои стереотипны даже внешне. Стереотипны и статичны. И это само по себе сказывается на сюжете – он прозрачен;
Доберман, 22 ноября 2015 г.
Какие же неприятные существа люди!
Тирания встречается на всех уровнях человеческого общества, начиная от высших органов государственной власти и кончая семьей. И везде одно и тоже. Тиран самоутверждается за счет рабов, а последние не могут, не умеют противостоять. Причины разные. Как правило — это боязнь нести самостоятельную ответственность.
Мосю, как говорится, довели до ручки. Внутри него живет настоящий человек.
Oreon, 8 декабря 2013 г.
Солдат Мосей, или в роте просто Моська, был хоть парнем и весьма дюжим, но к армейской службе совершенно не пригодным. Ему бы сено ворочать, землю пахать да за деревенскими девками ухаживать — цены б ему не было, но в армии он, будучи натурой не столько глупой сколько доброй и отзывчивой, был чужим и лишним. Беда в том, что тогда, да к сожалению и теперь, это мало кого волновало и еще меньше кто бы мог это определить. В армии бытует подход, что только армия сможет сделать из сельского мужика человека, даже если он этого не понимает и не хочет, и если все равно ничего не выходит, — то умри, но мы с тебя сделаем солдата, тут дело принципа, который в царской армии достигался лишь физической жестокостью и принуждением. А бедный Моська закрывал глаза даже когда надо было стрелять по мишени, как он бы смог стрелять по живим людям?
Эта история не похожа на другие лирические и романтические произведения автора, зато она такая же живая и пронзительная. Так и хочется сказать, люди, ну будьте же людьми! А вот фантастического в ней к сожалению нет — это сплошная реальность. Так давайте же стремиться сделать свою страну такой, чтоб описанная в рассказе душевная, психологическая проблема больше не могла повторяться в реальности ни в армии, ни в школах, ни еще где бы то ни было, чтоб описанный сюжет стал антиутопией. Давайте будем людьми и будем ценить в окружающих их индивидуальность вопреки различиям. И это очень здорово, что данное произведение не погибло и дошло до наших дней, правда к сожалению видно и по количеству изданий, и по количеству оценок, что оно не на вершине популярности.
PS: Прочитал Шинель, Гоголя, эти произведения схожей тематики — про проблемы маленького человека. Причем история про Мосея, как по мне, выглядит острее и злободневнее чем Гоголевский Акакий «Зачем вы меня обижаете?». Но Шинель видимо обречена на большую славу и почет...
Yazewa, 23 февраля 2008 г.
И всегда-то была армия возможностью издеваться над солдатами... Форма, методы — меняются, но без этого все равно не обходится.