Роберт Янг «Глоток темноты»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Жизнь после смерти
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой | Для взрослых
Крис умер от запоя, но судьба, в лице ещё одной неприкаянной души, дает ему шанс всё исправить. Блуждая по тропинкам своей памяти, он должен выбрать ключевой момент и, вернувшись туда, попытаться изменить свою жизнь, а вместе с ней — жизнь горячо любимых жены и сына.
Входит в:
— сборник «The Worlds of Robert F. Young», 1965 г.
— антологию «Fantastic Stories: Tales of the Weird & Wondrous», 1987 г.
- /языки:
- русский (4), английский (2)
- /тип:
- книги (5), самиздат (1)
- /перевод:
- Н. Виленская (2), О. Колесников (2)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
god54, 28 сентября 2024 г.
Вся наша жизнь, каждое мгновение жизни — это выбор между да и нет. Человек творец своей судьбы, он сам выбирает да или нет, никто его не подталкивает, никто не останавливает... Ведь всё так просто — возьми пять копеек и подбрось и ты увидишь да или нет. Но даже здесь ты делаешь свой выбор — да или нет. Ты делаешь его сам. Но мир устроен так, что даже сделав неправильный выбор, тебе будет дана возможность снова сделать выбор, который исправит твое прошлое. Как мало пройдено дорог, как много сделано ошибок... И даже сейчас я делаю выбор. Я понял смысл рассказа. А поняли ли Вы?.. Ведь виски из холодильника так хороши утром...
artem-sailer, 7 августа 2022 г.
А вот это очень крутой рассказ, который могу рекомендовать самому широкому кругу читателей. Хотя близок и понятен он будет скорее взрослой аудитории.
В рассказе три аспекта, умело сплетённых в единую историю с гармоничным сюжетом. Каждый аспект открывается перед читателем довольно неожиданным поворотом сюжета, особенно это касается последнего, раскрытого в самом финале, но раскрытого крайне неоднозначно, что вводит читателя в некоторый ступор и предполагает несколько возможных трактовок, от чего рассказ только выигрывает.
Как человек, хорошо знакомый с несколькими тяжело пьющими людьми, могу засвидетельствовать, что внутренний мир безнадёжного алкоголика показан в рассказе до горечи реалистично. Именно так — да чего там, один стаканчик, именно так — да ладно, жена всё стерпит, именно так — ничего страшного, сын сам всё поймёт. Всё именно так — обернуться не успеешь, а стакан оборачивается длительным запоем, жена куда-то уходит, а подойти к сыну он уже не может, ибо стыдно за себя, свой внешний вид и свою непередаваемую атмосферу.
Второй аспект (здесь вот как-то нужно исхитриться и не проспойлерить) заключается в сложности предоставляемого герою выбора: как исправить ошибку, когда ты не понимаешь, что эту ошибку допускаешь? Как заметить ошибку, если не отдаёшь себе отчёта в том, что ошибка здесь вообще возможна? На этом, пожалуй, ограничусь, чтобы не лишать будущего читателя интриги.
Ну, и наконец, третья составляющая рассказа, которая держит читателя в недоумении, а в последних абзацах раскрывается самым неожиданным образом, оставляя возможность множества трактовок — это провожатый главного героя. Нет, это вовсе не Харон, но не менее знаменитый персонаж. Здесь вот опять вынужден удерживать себя от того, чтобы не допустить спойлеров. Объяснять финальную сцену можно по-разному, при повторном прочтении, думаю, вполне может прийти в голову совсем другое толкование, но пока мне по душе знаменитое изречение про часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо. В том плане что совершивший однажды в прошлом тягчайшее злодеяние человек обречён на извечное совершение благих дел, и в этом и состоит искупление его вины. Или же Янг говорит нам, что в очередное возвращение, не помня всех предыдущих историй, он всё же обретёт некий внутренний настрой, который позволит ему сделать правильный выбор?
Неоднозначная, конечно, трактовка, но почему бы нет?
pontifexmaximus, 22 ноября 2024 г.
Иногда кажется, что разум дан человеку в наказание. Чтобы он трепетал перед неопределенностью своей судьбы, в которой четко и ясно обозначено лишь то, что рано или поздно все умрут...
А еще, чтобы страдал от того, что в прошлом много раз сворачивал на своем пути не туда, тратил свое время не на тех людей и совершал поступки, за которые стыдно даже перед самим собой...
И вот Роберт Янг, уже менее оптимистично настроенный, нежели прежде, видящий все несовершенство человеческой природы...
Лелеет надежду, что пролитое молоко все же можно вернуть в кувшин без ущерба для его качества, а после драки не грех помахать кулаками...
Вернуться в прошлое, перезапустить свою судьбу и обрести счастье...
Мечты, мечты...
romanpetr, 30 марта 2021 г.
Двоякое впечатление оставил рассказ Роберта Янга «Чаша Тьмы»(он же «Глоток темноты»). Сначала он даже ввел в меня в ступор, потому что Янг уж очень правдиво и жизненно описал главного героя и его кончину. Потом немного перечитав, я составил о нем другое мнение, когда взглянул на историю с философской стороны. Рассказ мощный и уверенный, несколько тяжелый из-за розыгрыша судьбы главного героя. Крис — пьяница, который не вызвал у меня ни умиления, ни большого сожаления. Любить выпивку больше, чем близких???! Пропить семью???! Это ж надо, как опуститься самому и махнуть на все рукой!... Герой вызывает только жалость, происходящую из его глупости и алкогольной зависимости. Напиться и забыться? Или напиться и умереть? Ведь Янг неспроста дал герою возможность осмыслить и выбрать правильный путь не с первого раза, чтобы тот прочувствовал всё до глубины души. А в поводыри ему сподобил одну неприкаянную библейскую душу-легенду, которая до конца света должна скитаться и переживать своё низкое падение в надежде, что один раз и она сможет выйти на правильный путь...
Произведение, на мой взгляд, больше мистическое и автор максимально приблизил его к настоящей жизни. Довольно поучительное и предостерегающее от некоторых повседневных пороков, которых мы или не замечаем, или не хотим , другой раз, замечать. Опять же Янг намекает, что каждый сам кузнец своего счастья в жизни, и также намекает на правильное отношение и своевременное реагирование окружающих близких к своим родным, чтобы те не потерялись и не сбились с верного жизненного пути.
Немного сложноватый, но в целом очень добротный рассказ! Думаю, что не у одного меня промелькнула мысль о грамотном описании жизни алкоголиков. Может показаться, что автор по жизни сам был завидным поддавалой, но только с шуточной стороны, потому что мы знаем насколько талантлив был Роберт Янг.
mr_logika, 28 апреля 2016 г.
Такое впечатление, что рассказ написан исключительно талантливым алкоголиком. И он задаёт читателю вопрос — где в жизни тот критический момент, та точка невозврата, когда ещё можно сделать выбор и изменить прошлое? Почти все это знают, но идя вслед за Иудой по улице под названием Прошлое, не справляются с задачей. Почему проводником назначен (не Автором, между прочим) именно Иуда? Интересно, что он сделан человеком гигантского роста, хотя в жизни был тщедушным юнцом и мальчиком на побегушках у всех остальных учеников Иисуса. А такого гиганта какая осина выдержит? Может быть, Автор сделал его таким для устрашения грешников? Попробуй поспорь, оттолкни руку, подносящую тебе глоток темноты?* Ну, тут гадать бесполезно. Гигант, но почему всё-таки он? Ответ простой. Идущая за ним толпа грешников состоит конечно не из одних алкашей (не слишком ли много чести?), иначе картина выглядела бы как минимум неполной. Поставьте себя на место Господа и всё будет понятно. Масса людей совершает в жизни то или иное предательство. Кто близких предаёт (пьянством, игрой, наркотиками, уходом в секту, изменами...), кто Родину, нарушая присягу или совершая государственную измену. Вот и возглавляет эту процессию человек, совершивший крупнейшее, самое значительное предательство в истории, ставший олицетворением этой разновидности преступления. Все, идущие за ним, страдают от невозможности вернуть благополучную жизнь, и эти страдания Иуда, по воле Всевышнего, добавляет к своим. Страшное наказание — вечно нести этот непосильный груз. Есть в рассказе и очевидное предостережение потенциальным предателям — подумайте, господа, о своих перспективах!
*) Долго искал, кто автор этой аллегории, но безуспешно. Видимо, Роберт Янг.
vam-1970, 17 февраля 2016 г.
Сильный рассказ. Иуда пытается изменить свою судьбу, миллионы раз повторяя всё равно своё предательство, хотя небеса такой шанс дают. Не хватает воли, жадность побеждает. Но он помогает герою рассказа преодолеть искушение и изменить его судьбу.Надежда остается у Иуды -вдруг ему повезет в следующий раз.
Гимн человеческим слабостям.