Фёдор Сологуб ««Недотыкомка серая...»»
Прицепился мелкий бес, назойливый и юркий: «...недотыкомка серая...»
Входит в:
— антологию «Серебряный век», 2009 г.
— антологию «Стихи о вампирах», 2011 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
jamuxa, 30 октября 2011 г.
А родом-то недотыкомка из прозы — уже из романа Сологуба, «Мелкий бес», где, появившись в момент молебна на новой квартире, — это где-то в середине повествования, — так в нём и остаётся: «Откуда-то прибежала маленькая тварь неопределённых очертаний – маленькая, серая, юркая недотыкомка....»
Русская литература никогда не чуралась чертовщинки, что ж странного, что и у одного из основоположников и столпов русского символизма, Сологуба («Символ – окно в бесконечность»), недотыкомка не только родилась, воплотилась, но и прописалась в русский роман, как «классика жанра: «... и дрожала, и дразнилась – серая, безликая, юркая...»
И то, что из пространства прозы недотыкомка, с несомненного соизволения автора, который «оцифровал» её рифмой, «сиганула» в пространство поэзии — всё ближе и ближе воплощаясь в незыблемый архетип — вполне закономерно: хаос и абсурд бытия (уж тем более российского), давно уже заждались подобного персонажа мелкой нечисти. В Паноптикум бесов прибыло!
Символист Блок так отозвался на недотыкомку, — как символ хаоса и абсурда, — символиста Сологуба: «Это — и существо и нет, если можно так выразиться — «ни два, ни полтора», если угодно — это ужас житейской пошлости и обыденщины; если угодно — угрожающий страх уныния, отчаяния, бессилия».
»...ни два, ни полтора...» — ба, да это ж то, что Сигизмунд Кржижановский прописал в нашу словесность, как «дробь вставшую на цыпочки«!
Слова словами, а недотыкомке уже за сто....