Лоис Лоури «В поисках синего»
Вторая часть тетралогии Лоис Лоури, как и “Дающий”, описывает замкнутое сообщество со своими жесткими законами. После глобальной катастрофы на Земле, похоже, не осталось ни городов, ни машин, ни железных дорог. Девочка Кира живет в поселке, где помощь ближнему – редкость, добыть еду – удача, а смерть подстерегает любого – от болезни или от лап хищных тварей. У хромой сироты Киры мало шансов, тем более что соседи считают ее обузой и хотят убить. Но сделать это без разрешения Хранителей нельзя. Выдержать ненависть соседей и суд Старейшин Кире позволяет ее удивительный дар – она и сама не догадывалась, на что способна.
С «Дающим», первой частью тетралогии, «В поисках синего» связывает лишь тонкая ниточка (хотя внимательный читатель найдет в ней ответ на главный вопрос – о судьбе Джонаса). И тем не менее эти книги очень похожи: в обеих описывается мир, который населяющие его люди воспринимают как правильный и единственно возможный, и только главные герои осознают, что он пронизан ложью и должен стать другим.
Вот, что говорит о своем романе Лоис Лоури: “Завершив работу над “Дающим”, я зачем-то публично заявила, что у него не будет продолжений – это было в 1993 году. В 2000 вышла вторая книга, “В поисках синего”. Я не собиралась связывать эти две истории – я создавала совершенно иной, тоже очень интересный для меня мир, где все было совсем по другому. Но в какой-то момент я поняла, что могу ответить на какие-то вопросы – а за годы меня не раз и не два спрашивали, чем же все-таки закончился “Дающий”. Так что в конце “В поисках синего” я упомянула Джонаса. Точнее, по имени я его не назвала, но дети, которые по-настоящему хотели узнать о его судьбе, поняли, о ком речь”. (Интервью The Wire, 2012 год)
Входит в:
— цикл «Дающий»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Iluvatar, 3 мая 2018 г.
Первая книга цикла буквально выстрелила. Острейшая социально-политическая притча на злобу дня, причём с красивой образностью и написанная талантливым языком.
А вот сейчас я буду ругаться...
Окей. И что представляет собой вторая книга? А ничего. В ней практически полностью отсутствует даже сюжет. Персонаж перемещается по одной единственной локации, ведёт разговоры с ещё тремя другими персонажами, а ближе к концу узнаёт о всеобщем обмане (читателю это становится ясно ещё на пятой странице). И... персонаж начинает дальше перемещаться по локации, безо всякой борьбы или намёков на противостояние.
Концовка, пусть даже самая примитивная, также отсутствует. В третьей книге мы узнаем, будто бы жить в этой локации благодаря ГГ в итоге стало лучше, но как и почему это произошло, учитывая, что ГГ не совершает никаких действий, автор объяснять не стал. Действительно, а зачем?
А самое вызывающее то, что текст сей пустышки обёрнут в форму всё той же притчи с присущим жанру будто бы философским подтекстом и символичностью. Однако подтекста здесь нет вовсе, отыскать даже при огромном желании скрытые аллюзии и аллегории у вычурных образов невозможно. Их нет. Потёмкинская деревня в чистом виде.
Я ещё никогда не читал настолько плоского произведения с настолько беспардонным жанровым подлогом.
P.s.: третья книга такая же. Всё тоже отсутствие основной линии сюжета, полное отсутсвие проработки, отсутсвие внятной концовки, жанровый подлог.
Eugeniashaffert, 25 января 2016 г.
Антиутопия фантастична по своей природе, она всегда предлагает мир будущего, либо постапокалиптический, либо появившийся в результате естественной эволюции, так или иначе, автор рисует перед нами мир возможного будущего, чаще всего тоталитарного или в какой-то иной степени отрицательного. Общество будущего в антиутопии всегда какое-то плохое, хотя автор описывает его отстранённо, как нормальную обыденную реальность, и главный герой на протяжении книги осознаёт всю антигуманность существующих порядков и почти всегда выступает против. У Лоис Лоури, которая сочинила целых три антиутопии для подростков, главный герой действует именно так, как предполагается в большинстве известных нам антиутопий. А вот общество будущего Лоури не ограничивается набором технологий и правил, исходящих от власть имущих, — в каждой из книг оно предполагает некоторое мистическое допущение, не осуществимое с помощью технологий, а просто необходимое автору, чтобы высказаться.
Если в первой книге трилогии «Миры Дающего» был некий Дающий и его возможный преемник, Джонас, имеющий способность хранить воспоминания, испытывать эмоции и передавать их и воспоминания о них другому (механизм этой передачи не описан, он просто есть), то во второй есть Мастера, очень талантливые люди, мастерство которых может менять реальность. Главная героиня «В поисках Синего» — девочка Кира — как раз такой Мастер. Ей предстоит непростой выбор: то ли бунтовать против своего общества, то ли менять его, то ли бежать оттуда. Перед читателем развернется красивая увлекательная история о таланте, ответственности и совести.
Антиутопии Лоури очень хорошо и увлекательно написаны (и так же хорошо переведены), они этичны, проблема социального и личного добра и зла в них стоит очень ясно и поэтично, а ещё в этих книгах прекрасные герои — и в этом достоинство её книг. Но автор как будто постоянно убегает в рамки другого жанра — притчу — и в этом смысле антиутопия получается то ли не до конца выдуманной, то ли беспомощной, как будто не хватило мастерства решить проблему средствами человеческого разума, и пришлось вновь прибегать к какому-то волшебству.