Василий Иванович Ардаматский ««Сатурн» почти не виден»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Приключенческое | Военное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь | Европа )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Спецслужбы
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Группе советских разведчиков удается внедриться в немецкий центр шпионажа «Сатурн», осуществляющий подрывную деятельность на московском направлении. Доступ к секретной информации противника позволяет нашим тайным агентам успешно осуществлять задания командования... «Путь в «Сатурн» — первая книга знаменитого военно-приключенческого романа Василия Ардаматского «Сатурн» почти не виден».
Экранизации:
— «Конец «Сатурна»» 1967, СССР, реж. Виллен Азаров
— «Путь в «Сатурн»» 1967, СССР, реж. Виллен Азаров
— «Бой после победы» 1972, СССР, реж. Виллен Азаров
- /языки:
- русский (18), английский (1)
- /тип:
- книги (17), самиздат (2)
- /перевод:
- Ф. Соласко (1)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
lammik, 14 июля 2023 г.
1941 год. На территории оккупированной Белоруссии Абвер создаёт разведшколу «Сатурн» для подготовки шпионов и диверсантов с целью последующей их переброски в тыл Советской армии. Органы контрразведки забрасывают разведгруппу под руководством полковника Маркова для проникновения в разведшколу. Начинается долгая и смертельно опасная игра спецслужб.
Надо сказать, что я был приятно удивлён. После откровенно халтурной повести «Я-11-17» и насквозь пропагандистской «Ответной операции» у Василия Ардаматского получился довольно крепкий роман. Тут, видимо, автор получил доступ к архивным документам и к консультациям действительно знающих разведдеятельность людей, благо, «Сатурн» в белорусском Борисове действительно существовал, и советская разведка смогла проникнуть в разведшколу, а затем начать долгую радиоигру с противником. Да, в книге нет глубокого психологизма или проработанных характеров, но очень хорошо передана мысль, что разведка — дело коллективное и играют там «вдолгую». Отсутствие ярко выделенного главного героя явно не способствует увлекательности чтения, но при этом и не возникает представления, что некий суперодиночка смог переиграть Гестапо с Абвером, даже не вспотев. Ардаматский в литературу пришёл из журналистики, и это чувствуется. «Сатурн» временами воспринимается как новеллизация архива. Но вот финал у истории получился ударным, что последняя пара глав, что очень уместный эпилог.
Надо отметить, что экранизация довольно далеко ушла от книги, а третья часть «Бой после победы» к роману вообще никакого отношения не имеет
Добротный «советский шпионский роман» практически лишённый таких родимых пятен жанра, как переполненность идеологическим пафосом и непроходимая тупость врагов Советского Союза.
URRRiy, 21 марта 2020 г.
Полноценный исторический роман о контрразведывательной операции советских спецслужб в годы Великой Отечественной войны, а также — (в эпилоге) — и спустя много лет после нее.
Безусловно, на популярность романа повлияла и его экранизация, само название романа стало практически нарицательным, тем не менее на высоком уровне достоверности романа это никак не сказалось.
Центр германских разведывательно-диверсионных операций «Сатурн» действительно плотно отрабатывался и фактически был нейтрализован отечественной контрразведкой. Операции, описанные в книге, действительно имели место в реальности. И даже некоторые ключевые герои романа, хотя безусловно есть элемент авторского замысла, в основном имеют реальных прототипов.
Я эти данные подчеркнул из уже официальных изданий под эгидой бывших советских органов контрразведки как министерства обороны, так и госбезопасности.
Но сейчас конечно это все уже имеет только историческую ценность, после лучшего немца двадцатого столетия по кличке Горби и не уступающего ему по степени дружбы с немцами первого президента России.
navaraven, 27 января 2020 г.
У книги много недостатков.
И достаточно наивный, нереалистичный сюжет. И карикатурно-картонные герои: находчивые, почти всегда везучие и в доску высокоморальные советские солдаты и алчные, недалёкие, сплошь бесчеловечные гитлеровцы. И слабая интрига романа: он предсказуем, не держит в напряжении; безотрывность чтения, — это не про него.
Высокой художественностью, образностью или хотя бы намёком на них роман также не преисполнен.
Затянутость книги тоже не слишком оправдана.
Плюсы, конечно, имеются, но их перечисление мне представляется выстраданным.
Главный общий плюс — это возможность использовать данный роман в качестве фона для оценки иных романов аналогичного жанра.
Так на фоне «Сатурна» военно-шпионские романы о Штирлице Юлиана Семёнова выглядят отлично, а мытарства Иогана Вайса в романе Вадима Кожевникова — и вовсе гениально.
Если вы полностью искушены в данном жанре, являетесь его ценителем и опытным знатоком, а с «Сатурном» не знакомы, данную книгу стоит прочесть для составления полной картины о произведениях данного жанра, для понимания всех её контрастов.
В остальных случаях я бы не рекомендовал её к прочтению, так как в данном жанре имеются значительно более интересные произведения.