Софья Прокофьева «На старом чердаке»
- Жанры/поджанры: Сказка/Притча
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Детская литература | Подростковая литература
Опасаясь показать родителям дневник с «двойкой» Сашка решает стереть неприятную оценку. Забравшись на старый чердак, школьник приступает к реализации своего замысла. Но дело поворачивается совершенно неожиданным образом, когда он находит на чердаке среди хлама «Полную волшебную энциклопедию».
Входит в:
— сборник «Необыкновенные приключения обыкновенных мальчишек», 2018 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Василий Горяев, 25 июля 2024 г.
У меня будет необычный отзыв. Как правило, детские сказки, особенно известных признанных авторов, принято хвалить. Но, боюсь, не в этом случае. Сказку эту прочитал ещё в 1981 или 1982 годах – в самом первом издании. И уже в 1985 г., будучи ещё совсем ребёнком, понял ту этическую проблему, которую постараюсь изложить. Сразу оговорюсь, что сказку я читал только в изданиях 1974 и 1983 годов, более поздние издания не читал и не знаю, менялась ли там концовка сказки (скорей всего нет).
Для начала о положительном – у сказки вроде бы правильные посылы: что врать нехорошо, что маленькая ложь может привести к большим неприятностям. Главный герой к концу сказки становится смелее, меняется к лучшему. Это всё хорошо.
То, что плохо, постараюсь описать в виде рассуждения. Итак, мы имеем исходный мир – Мир_1. Далее с помощью магии (хорошая такая книжечка, я вам скажу, которая делает героя почти демиургом) он создаёт Мир_2. Затем опять-таки с помощью магии – заклинания отмены – он ликвидирует Мир_2, возвращаясь в Мир_1. При этом нет никаких намёков, что Мир_2 где-то в параллельной реальности сохранился, так что принимаем как данность, что Мир_2 полностью стёрт, что от него даже памяти не осталось. Но есть одна проблема – у Мира_2 есть свои жители – дядя главного героя и его цирковые животные (и, возможно, ещё кто-то), и они исчезают вместе с Миром_2. То есть мальчик фактически убивает своего дядю и всех его животных, причём очень страшным способом – полностью стирает их из реальности.
Есть похожий рассказ Стивена Кинга «Текст-процессор», но там главный герой по крайней мере осознаёт, что стирая кого-то из реальности, он их убивает, а здесь мальчишка (и, похоже, сама писательница) этого не понимает.
Есть более гуманные варианты возврата к исходной реальности, например, в первом фильме «Джуманджи» игровые животные в конце истории возвращаются обратно в свой мир, то есть остаются живы. В этой сказке, к сожалению, всё предельно жестоко и безжалостно – жителей Мира_2 просто истребляют. Увы.
Толкователь, 20 июля 2017 г.
«Затем и сказка, чтоб правду найти» (М. Пришвин)
Пятиклассник Саша Кукушкин получает невероятную способность — любое его вранье станет правдой, но при условии, что найдется тот, кто поверит. Это не спойлер! С этой точки сюжет лишь стартует. Основная же часть сказочной повести довольно неплохо иллюстрирует причинно-следственную связь между ложью и последствиями. Ложь Сашки исправно материализуется, но одновременно с этим и последствия, как круги по воде расходятся во все стороны, вызывая цепь неожиданных, иногда забавных, но чаще — трагических событий. И каждая попытка что-либо исправить (с помощью той же самой способности), лишь усугубляет положение. Конечно, по законам сказки, все заканчивается оптимистично.
Не буду скрывать: книга — детская и не всякому великовозрастному человеку хватит сил на прочтение оной. Впрочем идея лежащая в основе — далеко не детская. Но почему-то взрослые люди считают, что подобные выводы адресованы лишь детям, будто взрослые живут по другим законам. Однако, когда я каждый день вижу массу взрослых людей, которые разговаривают, как центральный канал телевидения — жутко становится от этой сказки наяву...