Роберт Джордан «Огни небес»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Эпическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое | С множеством интриг
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Тёмный властелин | Спасение мира | Становление/взросление героя | Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Айильские вожди признали Ранда ал'Тора Тем-Кто-Пришел-с-Рассветом, появление которого предсказано в Пророчествах. Но в рядах Айил нет единства, и отвергшие Возрожденного Дракона идут через Драконову Стену на завоевание мира. Ранд пытается помешать вторжению, не зная, что Отрекшиеся готовят ему новую западню...
Часть Айил — отвергшие Возрожденного Дракона — всесокрушающим валом обрушились на мир. Ранд ал'Тор настигает их у столицы Кайриэна... Его друзья, Найнив и Илэйн, вступают в Мире Снов в схватку с Отрекшейся Могидин...
В Белой Башне раскол. Мятежные Айз Седай собирают Совет в изгнании... У стен Кайриэна происходит кровопролитная битва, но Ранд ал'Тор не знает, что самая горькая для него потеря еще впереди. А в Кэймлине его поджидает в засаде Равин — один из Отрекшихся...
Входит в:
— роман-эпопею «Колесо Времени»
Номинации на премии:
номинант |
Премия НФ Книжного клуба / The Science Fiction Book Club's Award, 1994 // Книга года по версии Книжного клуба НФ |
- /языки:
- русский (13), английский (1)
- /тип:
- книги (13), самиздат (1)
- /перевод:
- Т. Велимеев (13), А. Сизиков (13)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
vfvfhm, 28 марта 2023 г.
Кажется, я прочитал какую-то другую книгу, в отличие от большинства предыдущих спикеров.
Сюжет почти не движется — общий рефрен. Сюжет этот сосредоточен на трех персонажах — Найнив с Илэйн и Ранде, остальные только хор в трагедии по большей части, хотя есть и интересные арии у каждого из второстепенных героев. Так вот никого из скучающих читателей не зацепило, что за время романа парочка Принятых оказалась в центре крестового похода, потом работала в цирке, а после оказалась посреди народного религиозного восстания. Дракон же завоевал два государства и уничтожил несколько «боссов» Темного Властелина? Каждому из этих событий обычно писатели посвящает целый роман. У Джордана же все увязано в единое многослойное и многовекторное повествование.
Ладно, это дело внимания и вкуса. Лично я отметил прежде всего две вещи прежде всего. Вспоминая роман приснопамятного писателя Хэнка Муди, этот том КВ можно было бы назвать «Секс и насилие».
Произошла заметная эротизация повествования. То, что лаборанты называют «мелодрамой» и «женским чтивом». Прежде описываемые Джорданом сногсшибательные красотки были столь же привлекательны, как мертвые ведьмы и утопленницы в повестях Гоголя. Ты просто не верил в эти говорящие и ходячие мраморные статуи. Но в «Огнях небес» он показал новую грань своего таланта. Оказывается, он может писать чувственно, выражать человеческую — женскую, прежде всего — сексуальность в образах, а не только декларировать ее. Даже был замах на постельную сцену и этот эпизод ни в коей мере не отдавал фальшью, тем более, что потом это оказалось важной сюжетной вехой, а не просто для галочки.
Второй момент — резкое повышение градуса насилия. Да, Джордан обходится без натурализма а-ля гримдарк, но от этого повествование не становится мягче. Пытки, казни, бессудные расправы, массовые убийства, гекатомбы человеческих жертв. Чуть ли не на каждой странице кого-то режут, душат, а то и просто затаптывают ногами насмерть. А уж сколько в книге психологического насилия! Многообразные картины человеческого горя не могут оставить равнодушными. Ты веришь, что автор описывает тектоническое социальное потрясение мирового масштаба. Уничтожаются не только целые семьи, но и народы, и государства. Декларации о судьбах человечества подтверждаются постоянными и жуткими фактами. Это делает книгу невероятно насыщенной эмоционально, хоть и страшноватой.
Также крайне увлекательно следить за развитием характера Дракона Возрожденного. Как он из харизматичного лидера некоего общественного движения превращается в политика и военного вождя. Привыкает к вкусу власти, борется со слабостями своей натуры, научается принимать важные, даже судьбоносные решения. Одно движение этой сложной и сильной души чрезвычайно насыщает повествование, обогащает полотно Узора. Джордан не боится вести повествование с точки зрения сверхчеловека, и у него здорово и аутентично выходит. Что ярко говорит об интеллектуальной мощи самого автора.
Ложка дегтя в романе, конечно, есть, как без этого. Для меня это была Найнив, коей посвящено примерно треть книги. Я был знаком с несколькими подобными высокомерными злобными суками, и тесно общаться приходилось в течение многих лет. Так что могу с уверенностью утверждать, что образ этот и характер получился у Джордана очень реалистичным. Подчас от омерзения меня просто трясло)) И совершенно правильно Джордан показывает, что на подобных стерв не то что конструктивная договоренность, но и ни порка, ни побои не действуют. Они только ожесточаются, и становятся еще более деструктивными, хотя казалось бы, куда больше? Никакие редкие добрые и правильные поступки не отменят всего того зла, что причиняет ближним и дальним этот персонаж. Надеюсь ближе к концу эпопеи ее разорвет в клочья парочка троллоков, это будет достойное завершение для подобной дурной пакостницы. Но, повторюсь, персонаж очень живой, выпуклый и многослойный.
Вообще, думаю объявляют феминистом Джордана те, кто мало задумывается над страницами эпопеи. У автора скорее антифеминизм прослеживается красной линией. Если бы не Суан Санчей и Морейн Демадред, да еще теперь более-менее Бригитта, в цикле вообще не было бы вменяемых женских персонажей. Вздорные, взбалмошные, недалекие, слабые ниже пояса, да еще и гендерные шовинистки — ведь только из женских уст в книгах мы слышим рассуждения о превосходстве женской расы над мужской.
Так что, перефразируя известную шутку про армию и флот США, можно сказать, что для Ранда Темный Властелин только противник, а враги его — женщины. Они очень хотят добиться гибели человечества и чтобы силы Зла сделали из Колеса Времени пресс-папье. Вот такой вот странный феминизм.
Да, и еще про многословие и «воду». Если желаете узнать, что такое настоящая графомания, рекомендую прочитать романы ровесника Джордана — Стивена Кинга, которые тот выпускал синхронно с томами цикла «Колесо Времени». Вот где клиническая логорея представлена в своем эталонном виде!
«Огни небес» прочитались влет и залпом, ничуть меня не утомив. Придется сделать перерыв на важные труды, а потом скорей хочется вернуться в этот невероятно обширный и красочный мир, продолжить следить за приключениями настоящих героев.
Corwin Morgan, 21 сентября 2023 г.
Примерно на середине объёма практически возненавидел эту книгу. Хотелось бросить её и весь цикл, и, чего я никогда не делаю, сжечь.
В отзыве по предыдущей книге цикла, «Восхождение тени», как раздражающий, но некритичный момент, я упоминал большое количество сетований на мужчин, дескать они упрямы и несносны. Что ж, в «Огнях небес» это перестало быть некритичным. Причём, я даже не знаю в чём обвинять автора — то ли в радикальном феминизме, потому что местные женщины ни во что мужчин не ставят, о чём постоянно и говорят; то ли в женоненавистничестве — потому что сделать женских персонажей такими отталкивающими и неприятными — это ещё постараться надо. Причём эта межполовая агрессия, как правило, ничем не мотивированна, а, просто — женщина видит мужчину — всё — «triggered.jpg». Я — читатель, и мне каждую вторую страницу читать в адрес мужского пола эпитеты «тупой», «упрямый», «несносный» и т.д. просто неприятно.
Следующая проблема следует из предыдущей. Сюжетная арка Найнив и компании занимает около половины книги. Половины такой толстенной книги. Из неё хорошо если страниц 80 посвящено ключевым событиям, как-то влияющим на сюжет. Всё остальное — извините, бабская грызня: кто на кого не так посмотрел, не таким тоном что-то сказал, без спроса что-то сделал. И платья — прозрачные платья с бесстыдным вырезом. В принципе, на мой взгляд, за исключением эпизода с полноценным появлением Бергитте все главы этой женской команды можно если и не пролистать, то читать страниц через 5-10. Так и нервы целее, и сюжет сильно не упустишь. Никогда так не делал, но, постфактум, в отношении данной книги это кажется справедливым. По контрасту с качественной и интересной «боевой» частью книги кажется, что женские эпизоды писала девочка-подросток, для которой «все мужики-казлы «, потому что она по верхам нахваталась феминистических идей, а подружки — стервы. Обескураживает то, что автор в предыдущих книгах, в общем то, хорошо проработал женских персонажей. Они разные и у них есть своя фишка и мотивация. Но вот это мужененавистничество и беспричинная агрессия заставляют от них плеваться. Как по мне, в «Огнях небес» единственная нормальная женщина — это Морейн. В ней и храбрость, и терпение, и адекватность. Знает свою цель — спокойно идёт к ней.
Выглядит как издёвка со стороны Джордана, но финал у романа вышел знатный. Примерно на пятидесяти последних страницах сконцентрировано всё то, за что мне нравится этот цикл — зрелищная магия, интригующий винегрет из фантастических идей, превозмогание, эпичность. И впечатление «Огни небес» оставили как «саидин» в романе — восторг и мерзотный привкус. Только, к сожалению, мерзкого сильно больше.
Psyku, 29 января 2014 г.
Читаю и с ужасом думаю, что впереди еще десяток таких же нудных книг. Про повторы автора уже написали, поэтому не буду углубляться. Это выводит из себя. Больше 30 страниц за раз читать невозможно. Я ожидала, что за 4 предыдущие книги автор «вырастет», как это бывает, но увы.
Удивительно, как интригующий и необычный сюжет цикла может переплетаться с такой дикой и нудной манерой повествования! Кажется, у автора какие-то ложные стереотипы о женщинах и мужчинах. Все мужчины твердолобы, все женщины истеричны и раздражительны. В итоге почти все мужские герои непроходимо тупят, а все женские герои постоянно на что-то злятся, причем это происходит с частотой 100 раз за главу. И как же выводят из себя все эти внутренние ( и не только) диалоги «Ах они еще узнают мой гнев...», «Ах ты меня толкнул, как ты посмел...», «Ох она у меня получит...», «Ах у тебя голова набита шерстью..», вот эти все бабкины оханья. Да где автор видел таких женщин???? Автор довел меня до того, что мне неприятны практически все герои, кроме Ранда и пары других. Я считаю, что намного лучше, если бы Джордан уделял больше внимания тренировкам женщин и Ранда, рассказам, как они учатся овладевать Силой. Непонятно откуда берущиеся способности каждый раз меня обескураживают.
Я добью эту книгу, но если следующая окажется такой же, то буду искать краткий пересказ...
Antea13, 18 января 2021 г.
Еще слабее четвертой части или не надо было брать еще и «Войну и мир» брать для разнообразия.
Действия мало, погибших не жалко, они уже перешли в разряд массовки, да и трупов нет. В конце концов это не арка как у Сириуса Блэка.
Наконец-то умные тети поинтересовались почему три девчонки занимаются опасным делом, а не опытные крутые Айз-Седай.
Опять много «разложу на коленях и отшлепаю», но ни одной сцены. Что за озабоченность у автора?! Им же не 5 лет, что за методы? Хуже только у Хранительниц Мудрости, которым мозги подсушило: 50 кругов голыми вокруг лагеря ! Или всю обрить и голой работать служанкой. Вот и Эгвейн уже заразили, столько высокомерия у соплюхи что позволяет себе ругать старших. Саму вместо занятий по снам заставляют заниматься левыми делами, прогресса никакого кроме растущего гонора. Найвнив сама уже большему научилась, да и полезным опасным делом занимается. Уже косу и не дергает даже.
Leooon, 14 ноября 2021 г.
Вот сколько я зарекался читать пухлые томища Джордана сразу друг за другом, в итоге все равно не сдержался. Поспособствовал этому, как водится, сам Роберт, оставив такой жирнющий крючок в концовке «Восходящей тени» в виде
Не поймите меня неправильно, мне очень понравились первые два тома, которые, пусть были и многословны, раскрывали чудесный лор «Колеса времени» и его персонажей. К пятой же книге характер развивается только у Ранда. Женские персонажи настолько раздражают, что главы с их арками хочется просто перелистнуть. Единственной хорошей, и, пожалуй, моей любимой героиней еще со времен первого тома остается Морейн. Но ее, к сожалению, совсем куда-то на третий план задвинули.
Мне совершенно не хочется ставить низкую оценку. Пока что. Да и, читая пятый том, я для себя осознал, что «Колесо времени» я одновременно люблю и ненавижу. Люблю, как я уже говорил, за богатый лор, атмосферу, общую эпичность происходящего, за некоторых персонажей. Но эта любовь постоянно сталкивается о скалы многословия ради многословия и грозит разбиться совсем.
В общем, бросать цикл я пока не собираюсь. Но «Властелин хаоса» подождет. Долго подождет.
ledje91, 14 августа 2021 г.
Первые 75% книги я читал полтора месяца и буквально заставлял себя возвращаться и пробираться сквозь невероятно нудные водные потоки линий основных женских персонажей. Все они слились в одно бесконечное истерично-вязкое нечто не представляющее никакого интереса. За чередой негативных эмоций, истерик, ворчаний и погоней за контролем над остальными женщинами пропала какая-либо индивидуальность. Что Эгвейн, что Илейн, что Найнив, что Авиенда — все одни стали блеклыми и одинаковыми токсичными девицами, поток обиженности на всех и вся которых очень сильно надоедает и портит впечатление книги. А Том и Джуилин благодаря восприятие сквозь призму женскости вообще превратились в каких-то двух нелепых клоунов — дурачков, которые что есть что нет, им действительно в пору было выступать в клоунских нарядах в цирке Валана Люка. Благо что эту тягомотину с дамами и Теларандриодом время от времени разбавляют Ранд, Мэт и прочие герои, за которыми действительно интересно следить. И как только фокус переключается на них — сюжет расцветает, а последние 25% так вообще читаются на одном дыхании, я их «пролетел» за 4 дня.
Я не являюсь женоненавситником, хейтером женских персонажей. Читаю цикл одновременно со своей коллегой, она вперёд меня начала жаловаться на эти недостатки так как опережает меня на полкниги. В общем, если у вас хватит терпения пробраться через это мыло, последние 25% вас очень сильно порадуют.
p.s. Ну и количество упоминаний того, как тому или иному герою было жарко, как по нему катился пот, но он этого не замечал ввиду своей важности/мужественности/чего-то ещё достигает какой-то комичности чесслово.
Hariamatyhari, 18 декабря 2014 г.
Ну-и-ну! Мне удалось себя удивить. С первого тома обещаю себе забросить это чудо эпистолярного монументализма, но продолжаю его читать. Дочитав очередной том, проплевавшись, зарекаюсь брать в руки следующий, а потом, отдохнув недельку, возвращаюсь к нему «как пес на свою...» Вы думаете это проявление выпирающего эго — начинать отзыв со своих чувств? — А ничего подобного, если при чтении основные переживания происходят не в плоскости сюжета, а в области личностной оценки качества и колличества текста. И текста традиционно много. Не информации, а именно текста. Безумно занудные диалоги-монологи, постоянные повторения, и совсем не краткие, всех предыдущих книг... Без этих повторов читалось бы на много легче и логичнее, но, была бы утрачена треть толщины книги. То, что автор, видимо, считал переживаниями и интригами всех женских линий тома достает до зубной боли. В этом плане Джордан стал слишком предсказуем и примитивен. Характеры и личности слишком шаблонны, плоские, что ли — в своей моногранности. Ну не могут все женщины романа быть как имбицилы — в любых, самых разных ситуациях реагировать совершенно однотипно. Найнив все время злая и вспыльчивая, не способная контролировать свой гнев и желание построить к ноге всех мужиков книги, другие — точно также, лишь в своей плоскости... Подобный приём бывает очень хорош, но в детской литературе, когда границы восприятия личности читателем очень четки, контрастны, чёрно-белые, без оттенков.
Фишки. В этой книге основной фишкой можно назвать машину времени с односторонней детерминацией, работающей на всесжигающем пламени. Опять автора качнуло в философию и теоретическую физику, издержки размышлений о свойствах темпорального континуума. Ну переиграл, ну перестарался, но как то же нужно было ввинтить пару задумок в сюжет.
Второстепенная фишка книги — карма, за которой так усердно охотятся аильцы. Ну и плюс вселенскаяя реинкарнация... Видимо Высоцкого в переводе наслушался — «удобную религию придумали индусы...». У некоторых даже серьёзные повреждения личности на этой почве (по народному — шиза). Это и Мэт, и Ранд, и оба вместе, и торговец-голлум, который уже несколько книг бегает и брызгает слюной над ножиком — «Моя преелееесть...».
В целом — книга очень утомляет, приходиться постоянно пролистывать целыми страницами повторы предыдущих частей, по несколько абзацев описания пространственных координат какого то рюшика на платье одной из героинь, регулярные кого то о чем то переживания и т.д.
К плюсам — динамичные сцены удались Джордану немного лучше, не сказать что шедевр, но, видимо ему и самому очевидно, что при описании боя жевать сопли на тему одежды или погоды не так уместно, как при описании душевных переживаний катания на лошади или любовных сцен.
Если подытожить — безумно растянутая серия, этот том ничем примечательным на фоне сборника не выделился, темп и уровень сохраняются на том же показателе, все в порядке — идём ко дну.
Aoeiu, 15 декабря 2023 г.
Книгу можно было назвать «Пот и вырезы», совершенно не понятно, почему автор так цепляется за какие-то мелкие детали и вставляет их на протяжении всей книги. Причем часто только в пределах одного тома.
В остальном, том ни о чем. Нет интересных героев, заслуживающих внимания. Не особо интересно, что будет дальше. Сколки, ссоры, враждебность между ключевыми персонажами плюс умопомрачительный по современным меркам объем книги отталкивают от продолжения чтения.
Можно наконец сделать длинную паузу и почитать нечто менее емкое и более наполненное смыслом.
Serega_Kozopas, 2 февраля 2023 г.
Вот и позади пятая книга цикла, а с ней и 1/3 всего «Колеса Времени». Возможно стоит подвести промежуточный итог, но эта часть цикла сильно завязана на предыдущих романах — фактически книга сразу же стартует там, где закончилась предыдущая. Приключения героев продолжаются, правда стоит отметить, что в этом романе отсутствует, как и в третьей части, один из центральных героев. Но эта потеря восполняется добавлением «экранного времени» некоторым второстепенным персонажам, за что хочется сказать автору спасибо.
Центральная линия «Огни небес» посвящена расколу в Тар Валоне — если в «Восходящей тени» нам рассказывали о народе Айил, то здесь фокус сместился именно на Айз Седай. Найнив и Илэйн выходят на первый план — обычно их главы в предыдущих романах читались для меня с малым энтузиазмом, но не в этой книге. Очень понравился сюжетный поворот с добавлением к их дуэту еще одного персонажа, это было неожиданно — Джордан продолжает удивлять.
Второстепенная же линия посвящена Ранду и его преследованию Куладина — мы продолжаем наблюдать перемены в центральных героях саги, и это относится не только к Ранду, но и к Мэту. Битва армий Ранда и Куладина, пожалуй — одно из самых ярких событий всего немалого романа.
Но она происходит уже в последней трети книги, а до этого, несмотря на то, что в «Огни небес» нет долгого вступления, как в «Восходящей тени», событий происходит очень мало, особенно если сравнивать с предыдущими книгами цикла. Очень много страниц посвящено описаниям одежды героев, окружающих их интерьеров и где-то это оправдано (например, когда описывается кабинет Престол Амерлин после раскола Айз Седай), но в большинстве случаев можно было бы без этого обойтись. Но больше чем что-либо другое в книге раздражает тот факт, что персонажи очень часто ссорятся между собой и постоянно мысленно думают «как преподать обидчику урок», хочется собрать всех вместе и сказать «РЕБЯТА, ВАМ, ВООБЩЕ-ТО, МИР НУЖНО СПАСАТЬ, А НЕ ЗАНИМАТЬСЯ СВЕДЕНИЕМ СЧЕТОВ С N-ПЕРСОНАЖЕМ, ПОТОМУ ЧТО ОН НА ВАС НЕ ТАК ПОСМОТРЕЛ!»
И тем не менее достоинства романа перевешивают его недостатки. Джордан продолжает сюжет, возможно, самого эпического фэнтези-цикла с огромным количеством персонажей, любопытных задумок, вроде Тел'аран'риода, и невероятно большим миром. Последняя треть книги так вообще постоянно держит в напряжении, компенсируя начало и середину.
Пятый том получился хорошим, просто автор сам задал высокую планку предыдущими романами, от чего «Огни небес» воспринимается, скорее, как промежуточная глава огромного романа, все самое интересное, которого, только впереди.
Nadezda, 7 сентября 2023 г.
Пожалуй, ни об одной книге из цикла «Колесо времени» мне не было так тяжело писать, подбирать слова, как об «Огнях небес». Дело не в том, что она скучная, или что-то в этом роде, хотя, дочитывая «Огни», я не помнила в деталях, с чего все начиналось. Проблема этой книги в том, что она какая-то нецельная: она начинается в случайном месте и в случайном месте заканчивается, в ней толком нет кульминации и завершения.
Главной особенностью этой части «Колеса» является ее особенная сериальность, когда жизнь течет день за днем, события развиваются неспешно и шаг за шагом. Следствием такой размеренности повествования является легкая бессюжетность и отсутствие концепции и центральной идеи конкретно этой книги, а не цикла в целом. Таким образом, не вполне понятно, что «Огнями небес» хотел сказать их автор, они не самоценны в серии, они лишь ее составная часть, не имеющая собственной индивидуальности. В «Огнях» множество событий, но столь малозначительных, или малозначимо поданных, что книга в целом воспринимается не просто как вода, но океан. Ответить на вопрос, о чем именно «Огни», довольно сложно, поскольку они обо всем на свете и ни о чем конкретно.
Если все-таки существенно задуматься, то наиболее интересной и яркой частью «Огней» является сюжетная линия бывшей Амерлин Суан и ее бывшей хранительницы летописей Лиане. В случае с этими героинями происходит хоть что-то, но даже в продолжении истории со свержением этих женщин и расколом в Башне на дворцовых интригах более нет акцента, группы Айз Седай, скорее, сидят по углам, чем враждуют или открыто конкурируют. То есть событие было, повлекло последствия, но они не слишком исследованы и не слишком интересны самому писателю. Что же до Суан с Лиане, то за раскрытием их характеров следить довольно любопытно: эти женщины очень разные, и проявляют себя по-разному в довольно безнадежной ситуации. Вместе с тем, нельзя не отметить, что их приключения также довольно мелкотравчатые и локальные, хотя и небезынтересные.
Из трех главных героев в «Огнях» присутствуют только два, а именно центральный – Ранд, а также его азартный друг Мэт, причем, последний даже интереснее первого ввиду не утраченного интереса к жизни и к своей собственной судьбе. Кроме того, его новые таланты и спонтанные воспоминания действительно интересны и привлекательны для читателя. Нельзя сказать, что в «Огнях» герой обретает какую-то новую цель, но даже в круговороте текущего дня себя он не теряет. Что же до Ранда, то он, хотя и находясь среди людей, как-то особенно одинок в этой части… Разговаривая, общаясь с людьми, он не взаимодействует по-настоящему с ними, словно отгораживается стеной, а все его действия в «Огнях» — это воплощаемая стратегия, но ни в какой мере не эмоция. Этим герой несколько теряет в своей привлекательности и интересности, и даже финальная схватка ничего здесь не меняет – противостояние с Отрекшимся какое-то спонтанное, а само появление антагониста слишком мимолетное.
Сюжет с Найнив и Илейн кажется любопытным, хотя сама идея путешествия с странствующим зверинцем – вещь не новая и многократно повторенная. История этих героинь интересна не столько в динамике, сколько своими деталями, а также характерами двух девушек. Однако, кое-что мне не пришлось по душе, а именно изменение взаимоотношений Эгвейн и Найнив в пользу первой с выставлением второй в не самом лучшем виде. Такое пренебрежение к Найнив кажется лишним, и едва ли героиня его заслужила. Также стоит отметить интересную сцену противостояния с Могидин в финале. Пожалуй, Могидин и Ланфир – единственные отрекшиеся, удостоенные в книге достаточного внимания.
Большое внимание в «Огнях небес» уделено боевым столкновениям сторонников и противников Ранда, при этом очень долгое время в качестве главного недоброжелателя выступал Куладин. Однако, финальная битва – не его, а одного из Отрекшихся. Проблема – в относительно малой роли Равина в книге, отсутствии полноценной возможности познакомиться с ним, а линия противостояния Возрожденного Дракона и Отрекшегося возникает поздно и не развивается. Так что, имея множество опасных врагов, Ранд особенно никому не противостоит, все где-то на периферии сюжета, выживают, а не сражаются с героем.
В общем, «Огни небес» — книга интересная, необходимая читателям «Колеса», но исключительно несамостоятельная. В ней нет собственной идеи, смысла, она будто случайно именно такая, она могла начаться и закончиться где угодно. Она отлично написана, она детальна, но не цельна. Она точно нужна «Колесу», но никогда не полезна в отдельности.
Nikonorov, 3 августа 2024 г.
Я даже и не знаю, что и писать.
Сейчас попробую по ходу разобраться.
Я читал этот роман целый ГОД. С июля 2023 г. Само собой, прерываясь на другие произведения. Уж очень тяжким, вязким и долгим было вовлечение в историю. Вроде бы только страницы с 400-й более-менее пошло бойко, но это всё равно жесть. В первую очередь раздражали жвачка и тягомотина. Прям физически не хотелось читать, до того нудно шло повествование с этими заносчивыми женщинами и роботизированным Рандом. Из всех самый живой это Мэт.
На пятом томе в очередной раз глупо повторять достоинства серии: глубина, детализация, сюжет. В пятом томе, на мой взгляд, пострадали ритм и темп произведения. Очень много пустых диалогов, не несущих даже крупицы знаний о Вселенной Джордана. Но самая ужасное для меня — невозможность сочувствия. Зная, что история циклична и будет повторяться, а в Ранде мало осталось от робкого паренька, читать роман за супергероя, который шарит за заклинания и то, как убивать самых мощных злодеев, при этом пребывая Драконом всего ничего, — такое себе. Ноль эмоционального отклика.
Но за заслуги и старания автору, конечно, жирные плюсы. Он молодец, просто, видимо, играет свою роль временная оговорка — нынче хочется более динамичные вещи читать, не такие размеренные.
Да, концовка с экшеном, как обычно, но линия Ранда с айильцами и их передвижениями невероятно затянута. И это я молчу про путешествия Найнив и Илэйн. Пустопорожние разговоры и пересуды, которым конца края нет.
Боюсь, что дальше будет только хуже.
Deliann, 31 марта 2021 г.
Колесо Времени продолжает плести свой Узор.
«Огни небес» как очередной сезон любимого сериала: пускай главные герои две трети книги не делают ничего особенного, новая встреча с ними уже радует. Поговорим же подробнее о книге.
• Язык. По-прежнему хорош. Не сказать, что это главный плюс цикла, но определенная планка качества неизменно радует. Роберт Джордан отлично владеет словом, и книга читается с удовольствием все девятьсот с лишним страниц. Единственным недостатком можно назвать лишь повторы одних и тех же выражений. Все эти «шерстеголовые мужики», «каменные лица Лана», «взгляды девушек, которыми можно забивать гвозди», «яростно сверкающие глаза» и прочие элементы, которые, конечно, придают тексту особое очарование, но своим избыточным количеством несколько утомляют.
• Сюжет. Решив очередную проблему в финале четвертого тома, Ранд отправился решать следующую. На этот раз ему необходимо окончательно решить айильский вопрос. Параллельно этому читателю покажут странствия Найнив и Ко, а временами можно будет понаблюдать и за действиями Суан Санчей. Большую часть книги персонажи проводят в пути, лишь в последней трети принимая участие в каких-либо важных для сюжета событиях. Всё остальное время все куда-то идут, а читатель разбирается в хитросплетениях взаимоотношений всех со всеми. И это неплохо, если, конечно, местные герои вам полюбились, и вас не раздражает то, как Найнив дергает себя за косу, Илэйн вскидывает подбородок, или как Мэт в очередной раз пытается уйти от судьбы.
• Персонажи. Перрина на этот раз нам не покажут, зато Мэт раскроется во всей красе. Признаться, недолюбливал этого персонажа, но начиная с третьей книги он поднимается всё выше и выше в рейтинге симпатий. Из остальных хочется отметить Авиенду, которая просто очаровательна, и Морейн, которую скорее жаль. Все прочие вызывают примерно те же чувства, что и раньше.
• Мир. Такими темпами мы исходим всю карту еще тома за три, после чего пойдём на второй круг. Как обычно читателю дадут посмотреть на несколько новых уголков обычного мира, Мир Снов покажут поподробнее и, в общем-то, всё.
• Диалоги и магическая система. По этим пунктам ничего нового сказать не получится. Если так пойдёт и дальше, то в следующем отзыве исключу их, а заодно про язык уже не буду упоминать.
• Главный герой. Ранд довольно быстро развивается, что хорошо. Оглядываясь назад, нельзя не отметить, как разительно изменился обыкновенный деревенский паренёк. В пятой книге он уже довольно суровый лидер с твёрдым характером и яркой харизмой. Вот только вопрос о его безумии возникает всё чаще и чаще…
«Огни небес» оказались не такими интересными и захватывающими, как «Восходящая тень», но снижение уровня некритичное. Читается всё также хорошо, а издание от «Азбуки» всё также на высоте. Ждём «Властелина Хаоса» и надеемся, что ожидание не будет долгим.
Yamada, 21 октября 2016 г.
Первый роман «Колеса Времени», который меня несколько разочаровал и читая который я, откровенно говоря, чертыхался и плевался. Нет, ни одна из сюжетных линий в корне не изменилась. И смысл у эпопеи ничуть не поменялся и даже не испортился ни на грамм. Меня до невозможности поразила манера написания. Первые добрые две трети произведения события вообще, можно сказать, не развиваются. Вплоть до битвы у стен Кайриэна. Хотя, начало весьма многообещающее, описываются приключения Суан Санчей и её верных подруг после побега из Тар Валона.
Можно, конечно, написать: «Муха села на варенье — вот и всё стихотворение».
А можно: «На высоком дубовом столе, покрытым шёлковой скатертью, бежевого цвета, стояла глубокая фарфоровая пиала с голубой каёмкой. Внутри пиалы алым цветом красовалось вишнёвое варенье, аромат которого разносился по всей комнате, так как варенье было свежим и ещё тёплым. Яркие солнечные блики играли на нёи и придавали варенью завораживающий волшебный вид. Пиала была настолько глубокой, что вмещала в себя такое его количество, которым смог бы полакомиться не один человек. Форточка в комнате, где стоял стол, из-за сильного летнего зноя была открыта круглые сутки. Под воздействием температуры запах, исходящий от ещё тёплого варенья усиливался и стал выходить на улицу. Привлечённая этим сладким ароматом, муха, залетела в открытую форточку и поначалу стала зигзагами кружить по комнате. Обогнув её вдоль и поперёк муха сделала петлю из одного конца в другой. В конце концов она не выдержала и местом своей временной посадки выбрала наполненную вареньем пиалу.»
Разница конечно есть, но на развитие событий в глобальном масштабе, думаю, такое количество слов не влияет. Вот так и в «Огнях небес» получается, что большая часть романа — совершенно излишние описания уже и без того известных героев и что называется «много воды». Кому-то это нравится, а кому-то — нет. А идеальна, как всегда, золотая середина. Вот и получается, что именно по этой причине читатели бросают столь грандиозный и весьма стоящий цикл, так и не дочитав его до конца. А ведь чтобы разобраться в произведении, понять его суть, нужно для начала в него вчитаться. Теперь мне понятно почему за столь внушительную эпопею выставлены сравнительно невысокие оценки. Такая манера написания скорее отвлечёт читателя, чем привлечёт. Но это понятно, что Джордан, работавший над «Колесом Времени» выбрал между количественным фактором и качественным — первый. Однако, думаю, даже это не помешает истинному любителю фэнтези оценить произведение по достоинству и прочувствовать его. Поэтому если сократить объём романа втрое, то ничего от этого не поменяется.
Зато последняя треть романа весьма богата на события, влияющие на сюжет эпопеи в глобальном плане. Ранд одерживает победу под стенами Кайриэна; Найнив и Илэйн узнают о низвержении Суан Санчей и настраиваются против Элайды; общество разделяется на сторонников и противников Лорда Дракона. Да к тому же появляются те, кто на его имени начинают спекулировать. Особо меня позабавил эпизод с Масимой-Пророком, совсем как в жизни. Ну, и наконец-то Ранд и Авиенда решают все вопросы, касающиеся их отношений. В конце хочу добавить, что жалко Морейн и в какой-то степени даже Ланфир, так как сюжетная линия её любви к Льюсу Терину Теламону, похоже, продолжения иметь не будет. И самое главное — уничтожен ещё один из Отрёкшихся — Равин.
k2007, 29 августа 2022 г.
Очередная книга цикла большого объема, который получился не только из-за того, что Джордан описывает платья и цветы, хотя это тоже присутствует. Такой объем всех книг цикла получается в первую очередь из-за масштабности замысла. Автор рассказывает не о приключениях одного героя (или трех), он рассказывает эпическую историю, героев у него (главных и второстепенных) порядка тридцати, наверное. И для каждого у автора находится доброе (или недоброе) слово.
О книге сложно говорить как об отдельном романе, потому что это часть непрерывного цикла. Да, она большая, да, в ней много описаний быта и много переживаний героев. Тем не менее книга интересная и читается быстро, не смотря на свой объем
Пешком домой, 15 июня 2020 г.
Первое, что бросается в глаза при прочтении пятого тома, — отсутствие сюжетной линии Перрина. Автор временно оставил его в сторонке, чтобы уделить время другим знакомым героям, а также новообразованной команде Суан Санчей. В этой части ощутимо больше дворцовых интриг. Ранд овладевает новыми приёмами Силы, продолжая свой тайный курс обучения у того, кто давно известен всем читателям «Восходящей тьмы», причём сразу под двумя именами. Мэт, благодаря своим портальным приключениям, приобретает новые навыки и ярко показан в роли марионетки Колеса Времени: куда бы он ни пошёл, всё случится именно так, как было запланировано узором. «Колесо плетёт так, как оно того желает». Путешествия в мир снов всё ещё остаются важной частью сюжета, и благодаря этому измерению Джордан, как опытный фокусник, перемещает персонажей туда-сюда, внося правки в состав уже сформировавшихся команд. Отрёкшиеся уже не выглядят такими всесильными, как раньше. Не только сам Дракон, но и другие главные герои находят способы разнести их в пух и прах, а иногда даже подчинить себе. Это немного сбавляет накал страстей, поскольку чем сильнее враг, тем интереснее выглядит интрига. А так, вопрос: «Кто победит?» уже не вызывает у меня такого щенячьего восторга. Всё равно, в итоге, кто-нибудь из протагонистов вытянет из рукава заветный козырь в виде сверхспособности или нового изобретения. Самым неожиданным поворотом в романе для меня стала гибель двух персонажей: