Борис Лавренёв «Сорок первый»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое | Военное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Есть в отряде Евсюкова суровый снайпер по имени Марютка, на счету которой уже сорок белых офицеров, кроме того, Мария Басова мечтательна, пишет стихи, которые, правда, не берут печатать – «необделанные» они. А в этом неудачном походе она в первый раз промахнулась, так и вошел в её жизнь гвардии поручик Говоруха-Отрок, сорок первая мишень…
Посвящение: Памяти Павла Дмитриевича Жукова.
Повесть написана в Ленинграде в ноябре 1924 г.
Входит в:
— журнал «Cosmopolitan, April 1931», 1931 г.
— журнал «Nash’s - Pall Mall Magazine, August 1931», 1931 г.
— антологию «Повести и рассказы», 1965 г.
— антологию «現代ソヴェト文学18人集», 1967 г.
— антологию «Преображение», 1977 г.
— антологию «Красный день», 1981 г.
— антологию «Советский характер», 1982 г.
— антологию «Красный десант», 1987 г.
— антологию «Октябрьская революция в советской прозе», 1987 г.
— «Театр FM», 2004 г.
— антологию «Повести временных лет», 2005 г.
Экранизации:
— «Сорок первый» 1926, СССР, реж. Яков Протазанов
— «Сорок первый» 1956, СССР, реж. Григорий Чухрай
- /языки:
- русский (32), английский (2), украинский (1), японский (1)
- /тип:
- книги (34), периодика (2)
- /перевод:
- Ч. Маламут (2), М. Накамори (1)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
belka_brun, 2 июня 2020 г.
Повесть-обманка. На поверхности — не совсем понятная любовь, но взгляд то и дело цепляется за фразы, кажущиеся корявыми и неуместными, и мозг начинает работать, расшифровывать символы. А их тут просто уйма.
Повесть эта о гражданской войне в довольно широком понимании. Здесь описаны два слоя общества: угнетенный и восставший (красноармейский снайпер Марютка) и зависимый от народа и отживший (белый офицер Говоруха-Отрок). Они оказываются вдвоем на острове (чтобы никто не мешал), влюбляются (а как иначе?), но при этом в повествовании фигурирует только один поцелуй, в щеку. С последующим предательством, именно. Вообще библейские сюжеты и аналогии порадовали в этой революционной повести. Причем все одновременно и тонко и прозрачно, без перегибов в ту или иную сторону. Все на своих местах. Трагедия личности, перекликающаяся с трагедией целой страны.
Даже ломаный слог автора работает на общую идею, хотя в самом начале и было сложно приспособиться. Отличная вещь, цепляет и не отпускает.
ArtTrapeza, 18 декабря 2021 г.
Очень короткая (бывают рассказы такого объёма), концентрированная повесть, но при этом полноценное произведение. Настоящая трагедия, написанная простым языком. Человек любых убеждений найдёт в ней что-то своё. И да, действие половины повести происходит на острове, позднее «прославленным» Лукьяненко. А уж чего стоит способ отопления! Примечательны также «старомодные» длинные, описательные названия глав.
Графоманъ, 12 июля 2021 г.
Когда был школьником, фильм «Сорок первый» уж пару раз в год точно по телику показывали. До оскомины... Ну и было у меня кисловатое отношение, как к такой революционной агитке. А потом, лет в 30, на отдыхе, и на «бескнижье», взял томик Лавренева с заранее предвзятым отношением. И был просто потрясен. Ну во-первых, стилистикой. Это ж — 1924 год, тогда так не писали. Безызбыточно, лаконично, словно гвозди с одного удара забивались... Так много позже стали писать, когда в литературу пришла яркая плеяда американских авторов, Хэмингуэй и другие — выходцы из журналистики.
Но фиг с ней со стилистикой. Какая история любви!
И какая, на самом деле, если вдуматься — антисоветчина и антиреволюционщина! Насколько Говоруха-Отрок выше силой духа всех его окружающих... вот он идет по пустыне, по сути — только на силе своего духа.
И насколько Марютка — а ведь тоже личность незаурядная — оказывается рабой своей зашоренности, вбитой в нее «революционной» пропагандой — по своему, тоже религией. Ну и насколько эта «революционная религия» — бесчеловечна и безжалостна. Какие-то вбитые в сознание догмы оказываются превыше человеческих чувств и человеческих жизней...
Visor., 26 мая 2018 г.
Прочитал я эту повесть... и мучают меня некоторые сомнения. Слишком много в моей голове происходит одновременно. Как бы и смысл происходящего ясен, и понятно, что именно хотел показать автор, но при этом сделано это в каком-то рубленом стиле, который мне лично кажется немного неуклюжим. Год написания повести (1924г) говорит нам сразу же о том, чьи действия будут прославляться, однако, тем более странным мне показался сюжет в котором очеловечиваются не только бойцы Красной Армии, но и Белой Армии. Порадовало то, что здесь нет од прославления какой-либо одной из воюющих сторон, что уже само по себе вызывает удивление... Впрочем, обо всём по порядку...
В самом начале мы видим описание главной героини, быстрое описание её детства, рассказ о том, как она такой стала и какой настрой у неё во время войны. Видим описание Сорок Первого (ещё один главный герой) из Белой Армии. Происходит описание невзгод и кто как их переносит. В момент описания я бы сказал, что автор симпатизирует Белым : ) Далее идёт надуманный сюжет: