fantlab ru

Леонид Каганов «Магия»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.01
Оценок:
402
Моя оценка:
-

подробнее

Магия

Повесть, год (год написания: 2010)

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 73
Аннотация:

Мир есть Текст. Старая мудрость, известная еще со времен Августина Аврелия. Но Текст тоже можно по разному прочитать. Можно так: «Система глобального наблюдения, спутники-геостационары, новый вид излучения, орбитальные лазеры, система сверхточного наведения». А можно так: «Небесная книга судеб, летающие демоны, взгляд сквозь стены, небесные молнии, обряд». Если реальность расшифровывается по второму варианту, значит, произошла цивилизационная катастрофа, и человечество скатилось в новое средневековье...

Благодаря этим, де... тьфу, геостационарам.

Примечание:

Время написания: октябрь 2010 года.


Входит в:

«Подкаст «МДС» для «Samsung Mobile», 2007 г.

— антологию «Антитеррор 2020», 2011 г.

— антологию «Maagia. Vene ulme antoloogia», 2019 г.


Награды и премии:


лауреат
Басткон, 2012 // Премия «Иван Калита»

лауреат
Басткон, 2012 // Премия «Чаша Бастиона». 1 место

лауреат
Филигрань, 2012 // Малая Филигрань (рассказ)

Номинации на премии:


номинант
Интерпресскон, 2012 // Средняя форма (повесть)

номинант
РосКон, 2012 // Повесть, рассказ

номинант
Бронзовая Улитка, 2012 // Средняя форма

номинант
Портал, 2012 // Малая форма

номинант
Премия Кира Булычева, 2012 // (повесть)

Похожие произведения:

 

 


Антитеррор 2020
2011 г.

Аудиокниги:

Подкаст «МДС» для «Samsung Mobile»
2007 г.

Издания на иностранных языках:

Maagia
2019 г.
(эстонский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очередной постап made in Russia.

На этот раз причиной Катастрофы, постигшей человечество, становится вышедшее из под контроля спутниковое оружие.

Главный герой по прозвищу Погодник прибывает в городок с символическим назвыанием Мирный. С этого события начинает разворачиваться сюжетное действие повести.

Каганов умеет живописать. Пишет он хорошо, атмосферно. Местами конкретно проникаешься тем «ужасом», в котором вынуждены существовать его литературные герои. Их образы противоречивы: иногда в них веришь, иногда сомневаешься в правдоподобности, логике и мотивации поступков и реакций. Косяков, как говорится, хватает.

Я согласен с претензиями, предьявляемыми автору рядом коллег-лаборантов в своих отзывах. Лично для меня, баланс сложился больше в положительную сторону.

Прочитать эту повесть стоит. Финал открыт и многообещающ. Можно рассчитывать на продолжение истории.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Постапокалипсис. Действительно, излишне подробная аннотация убивает интригу и не даёт простора для отзыва.

Человечеству дали в руки способ анонимно и безнаказанно расправиться с любым. Для этого необходимо вписать данные человека в пентаграму, или вложить туда же его фото-изображение, а уж спутники-убийцы довершат дело.

Предсказуемо — цивилизация рухнула. Сначала вынесли всех знаменитостей, потом просто выдающихся людей. Зависть — страшная сила.

Спустя несколько лет все прячут лицо, ходят в мешковинах, бояться занимать хоть какую-то должность.

И вот по разрушенной стране путешествует Погодник, пытающийся прекратить это безумие.

Не лучший рассказ моего любимого Каганова. То есть написано-то прекрасно! Просто немного не хватает фирменного авторского юмора. Стилистически и сценически же безупречно.

8(ОЧЕНЬ ХОРОШО)

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Неоднозначное впечатление. С одной стороны , сама история,идея и моральный посыл впечатлили. Но есть несколько косяков. Во -первых, объясняловка маленькой девочке всего происходящего. Грубовато сделано, можно было потоньше. Во-вторых, магия. Не представляю, как можно опознать человека по пластилиновой фигурке. Понятен намек на вуду, и автор старательно запутывает читателя, но все же выглядит странно. Ну и нелогичное поведение главгероя. Зачем останавливаться в городке, если до цели 30 км? Это день пути всего лишь. С учетом важности миссии, совсем неадекватно. Хоть бы ногу там подвернул или еще что.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

«С помощью терроризма невозможно построить счастливый мир и порадовать бога», «Невозможно сделать хорошо, убивая плохих» — вот такие далеко не новые истины легли в основу этого рассказа/повести. Стало быть, дело осталось за реализацией...

Всеобщий упадок, социум, скатывающийся в Средневековье, повсюду ржавые останки машин, поваленные опоры электропередач. Одинокий путник просится переночевать в городке, который не шибко приветствует незнакомцев (прям напомнило по атмосфере эпизод, когда Бильбо и спутники просят пустить их в таверну «Гарцующий пони»). Немудрено: в мире свирепствует волна обрядов, которая грозит уничтожением всего человечества.

В целом, отличное начало, с жирной интригой, плотной атмосферой и закрытым городком, пока дело не коснулось объяснения сути обряда и «великого» замысла некоего Энди Патрика с его манифестом. Суть обряда заключался в том, что в борьбе с терроризмом раздали «каждому человеку Земли такое оружие, с которым бы он мог тайно, анонимно, а значит, совершенно безнаказанно убить не миллионы, а какого-то вполне конкретного человека». Человека можно ликвидировать, зная что-то из перечисленного (загибаем пальцы): имя, паспортные данные, место рождения, зная человека просто в лицо (поэтому все поголовно скрывают лица). Но самый угар — человека можно уничтожить, например, зная его ИНН или номер водительского удостоверения. Я бы предложил ещё вычислять и ликвидировать по ip-адресу.

Каганов тот ещё пессимист и эсхатолог: в мире началось массовое истребление, свалка, в которой не так-то просто отыскать того, кто сможет побороть систему. Он просто выкрутил регулятор зла на максимум и заделал тотальный Апокалипсис. И я бы поспорил с автором насчёт безнадёжности человечества, тем более решение проблемы кроется в самом человеке, а не инопланетных пришельцах, катаклизмах и т.д. Кроме того, наверняка, создавались бы общины со своими правилами, общественными договорами, институт веры, даже элементарные секты, которые всегда заполняются пространством духовные пустоты во времена упадка морали и общечеловеческих ценностей. Из этого вообще можно было бы слепить крепкий, остросюжетный роман. Если, правда, ваша фамилия — Кинг.

Но вышло, что вышло. Когда в ход пошли баллистические ракеты, набитые вагонами гвоздей для поражения объектов на орбите — я уже начал закатывать глаза. А тут ещё и некий секретный ключ, который «лежал далеко-далеко, в железном ящике, в самом глубоком подвале самого высокого дома самого большого города Москва...»

В общем, реализация меня разочаровала. Но нельзя отнять увлекательный авторский слог и запоминающуюся атмосферу рассказа.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Умеет Леонид Каганов писать «страшные» рассказы. Это, конечно, не «Мамма Сонним», но в определённом плане даже пострашнее будет. Действительно, представьте себе мир, где каждый АНОНИМНО, не пачкая рук, запросто может убить каждого. Например, за то, что тот его ненароком толкнул. Или обозвал. Вот такой мир всеобщего страха и подозрительности, причём очень талантливо, и изобразил автор.

Мало того, при этом он ещё и весьма остроумно запутал читателя, назвав свою повесть «Магия», и затем почти до финала мастерски поддерживал в нём это заблуждение, оставляя в недоумении: «А причём здесь тогда американский программист?». А уж в финале очень складно, разложив всё по полочкам, изложил, каким образом смог возникнуть этот чудовищно страшный мир.

Талантливое произведение, очень сильное и страшное, даже неприятное, но к прочтению всё же обязательное.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Леонид часто поднимает в своих произведения тему человеческих взаимоотношений, делая упор на причины и следствия. Как правило, он пытается донести до читателя определённые мысли, и это удаётся, наверняка, благодаря отточенному мастерству. К творчеству Леонида нельзя относиться без симпатии. Его произведения несут в себе идеи гуманизма, обладают оригинальными сюжетами, написаны живым языком.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В повести «Магия» читатель видит картину деградировавшего общества, где остались самые простые обыватели, большинство людей, имевших своё мнения и обладающих фундаментальными знаниями, были уничтожены. Только кучка энтузиастов пытается вернуться к тому времени, когда было невозможно любого человека уничтожить с помощью «магии», которая имеет техногенную природу, как оказывается. Добро побеждает, не без жертв и не без значительных усилий.

Повесть добротная, как и многие другие произведения автора. Сразу ясно, что это плод напряжённого писательского труда. Произведения, несущие в себе ценные идеи встречаются не так часто, чтоб проходить мимо них. Так что «Магию» рекомендую настоятельно.

Мне сейчас показалось, что оценку я занизил. Скорее всего, она будет пересмотрена в сторону повышения.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Повесть, несмотря на название, скорее твердая НФ, чем что-то ещё. При этом несёт довольно сильный моральный посыл. На грани морализаторства, но грань не переступает, что вызывает уважение. Это надо суметь – подойти к черте, но не перейти её.

Что ещё хорошего сказать? Язык читабельный. Но, пожалуй, это и всё. Дальше идут косяки. Нет, не так, не идут, а сыплются обвально. Даже и не знаю в какой последовательности их перечислять, наверное, обойдусь примерами. Итак, Магия:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Имеем избирательно действующее супероружие, которое может быть активировано любым человеком, посредством простых действий. Идея хорошая, но сами эти действия… тесто или пластилин, смешанные с золой… и так далее по тексту… вылепить похожего человечка… И вся эта фэнтезийная составляющая уровня детской сказки отслеживается с орбиты… через стены и любые препятствия… и каждый или почти каждый может это сделать… Даже маленькая девочка почти что может, почти что может активировать супероружие. Маленькая девочка, Карл!

И вот сижу я и думаю — с какой стати для активации супероружия, которая (активация в смысле) изначально задумывалась, как доступная каждому, нужна вся эта магия вуду? Зачем?! Если доступна каждому, то достаточно простого пароля, не надо (и по сюжету, кстати, не надо) а-ля-магических действий, достаточно просто послать команду.

Но над автором явно довлело заранее придуманное название повести. Решено писать про магию – значит про магию. Значит будут бессмысленные, не нужные ни логике, ни сюжету, пассы руками над тестом и золой.

Ах да, сама магия вуду. Слепить фигурку, по которой можно идентифицировать человека, на которого направлен обряд. Извините – чушь. Автору бы раздобыть пластилина и попытаться слепить фигурку, по которой можно опознать человека. Не получилось? Тогда может из глины? Или из теста? Успеха в скульптурных начинаниях.

Ладно, хватит об обрядах, может я злобствую и привязка к магии – единственная проблема повести? Ан, нет. Построение вещи, литературность её, тоже вызывает вопросы.

Вот вам примерчик – антигерой (он в рассказе имеется, хоть большой сюжетной роли и не играет). Незаметный такой, плетущий козни, и не замечает его никто, ни герои, ни читатели до последнего момента. Так, наверное, задумано. Вот только виден главный злыдень с первого момента. А дальше эта неизвестность вокруг очевидного только чтению мешает.

Подача информации – фантдопа, объяснений. Объясняловка, лекция, причём лекцию о вещах, о которых опасно говорить вслух, главный герой читает совсем маленькой девочке. Маленькой девочке, Карл!

Ещё косяков? Возьмём обрамляющий сюжет:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Постап. Герой в конце долгого пути, от которого осталось километров 30. Герой приходит в город, собираясь провести в нём несколько дней перед последним броском. Поработать дня три за еду и кров. Логично, пока дело не доходит до развязки. Оказывается, посещение любого города – смертельная опасность, а (тут в моём отзыве звучит барабанная дробь) тридцать эти километров, хоть и с риском, может пройти совсем маленький ребёнок. Маленькая девочка, Карл!

На этой бравурной ноте отзыв заканчиваю. Не бросил, дочитал, хоть и дочитал с трудом, очень затянуто – уже четверка в оценке. Плюс балл за моральный посыл и за идею с гвоздями (идея с гвоздями роли в рассказе никакой не играет, и в моём отзыве не отражена, но показалась прикольной).

Одно меня мучает – по какому поводу столько восторгов? Неужели уважаемые читатели не видят косяков? Совсем не видят? Или сила искусства повести такова, что за волшебством литературы недостатков не видно?

Но ведь маленькая девочка, Карл!

Оценка: 5
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не дано одному человеку мыслить благо за все человечество. Не знаю, есть ли у специалистов, занимающихся человеческой психикой, работы, серьезно и аргументированно доказывающие этот тезис. Как по мне, то должны быть. Мыслить благо своей группы интересов получится значительно лучше. А личное благо — вообще почти идеально. Но неуемная авторская фантазия исправно рождает именно радетелей за _всеобщее_ благо. Для такого явно нужна нечеловеческая психика. Или человеческая, но сильно больная. Задачу это не решит, но субъект будет пребывать в уверенности, что все делает правильно. Или произвол автора художественный литературы, который заставит заниматься подобной гадостью персонажа своего произведения. Короче, так или иначе получится произведение из жанра ужасов. Персонаж такую дорогу проложит в светлое будущее, что его именем тысячу лет ругаться будут. Если, конечно, уцелеет кто-нибудь.

У Каганова все вышло прекрасно в своей простоте: как только одной из бесхвостых обезьян дали высказаться на тему, что есть благо для всего человечества, так сразу цивилизации конец и пришел. Семь лет прошло, и про электричество остались только приятные воспоминания. Ну кто бы сомневался? Точно не я. Так что к теме и сюжету у меня нет никаких претензий. Все лаконично и бесхитростно.

Стоит заметить, что в противоположность Каганову есть и хитрые авторы, которые на страницах своих книг вроде бы успешно осчастливили человечество. Хитрые потому, что сделали это в финале. Хорошо такому автору. Поставил точку и пошел другую книгу писать. А я по натуре пессимист: сижу и прикидываю, через сколько лет после привалившего счастья у местного человечества про электричество тоже сказки сочинять начнут? Или может обойдется более мелкими неприятностями? Например, войной всех против всех или тихим сливом пары поколений популяции?

Мысли в голове появились благодаря созерцанию нарисованного автором пейзажа. А сюжет? Ну, он как бы тоже есть, но ИМХО он в повести просто в качестве традиционного атрибута.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

А вот если бы вы могли убить любого человека, обидевшего вас (или не вас, а ваших родных, или вообще в целом неприятного вам человека), а вам бы за это ничего не было, вы бы убили? Лучше и не задумываться, потому что человеческая натура такова, что скорее да, чем нет. В рассказе Каганова такая возможность человечеству была предоставлена и привела она к тому, что мир погрузился в древние времена, в которых нельзя никому доверять, нужно носить намордник, дабы не показывать своего лица, пользоваться прозвищами, чтобы никто не произвел убийственного обряда на твоё имя. Мир страха и подозрений. Но, конечно, в такой истории есть герой, который может всех спасти. Или хотя бы попытаться. До финала произведения я читала с удовольствием, думая об авторе — вот молодец, как хорошо придумал. Но когда появился черный конверт, который нарушил всю картинку, как громкий стук крышки того самого рояля из кустов, я разочаровалась. Уж лучше бы всё закончилось трагически красиво, чем вот это вот. Но придумка хороша и мир получился правдоподобен.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Притча о том, что любое оружие остаётся оружием, как его не назови. Тем более в руках человека, непонимающего всю его силу. Тем более, когда страх заставляет окунуться цивилизацию в темноту.

Автор мастерски смешивает жанры и стили. Начало, как некий пусть не исторический роман, но фэнтезийный своей средневековой “романтикой” переходит в детективную историю, завершившейся уже в будущем, как научная фантастика. Идея сверхоружия отражается в мышлении необразованных суеверных жителей в кару Богов, реальность науки становится магией, учёные, решающие и держащие всё в своих руках, зависят от ребёнка.

Финал истории напомнил финал “Проклятия диавардов” Александра Бачило. Ты дойдёшь. Ты сможешь.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Большой Брат следит за всеми нами. Наверное, уже сейчас, а не в недалеком будущем. И безумных программистов на Земле хватает. Повесть поднимает важнейший этический вопрос об ответственности человека за свои поступки. Казалось бы, тотальное наблюдение для законопослушных граждан скорее плюс, ведь на первом этапе повышает защиту от преступлений против личности, здоровья, имущества. На первом, наверное, да. На втором в процесс неизбежно вмешается политика. А на третьем безбашенные хакеры. И вот уже мир превратился в клетку. Легко так, несколькими нажатиями пальцев на клавиатуру. Вот что могут информационные технологии. И это даже не фантастика.

Читая эту вещь, задумываешься о ценности человеческой жизни. Неужели люди воздерживаются от убийств себе подобных только из страха наказания? А если дать легкий бескровный способ и анонимность, сразу начнут вершить суд линча над неугодными? Очень хочется воскликнуть: «Нет! Не настолько темна душа человеческая». Но созданный автором мир выглядит вполне достоверным. Во всяком случае, я не хотела бы проходит проверку на иммунитет к безнаказанному убийству.

Страх крови и возмездия — надежные сдерживающие факторы для большинства людей. До тех пор, пока «Не убий!» не стало всеобщим этическим императивом, освобождение от них человечества может оказаться фатальным. Причем и для мира тоже, поскольку высвобождает страх смерти и люди теряют интерес к изучению мира и обустройству собственной жизни. Остается только страх и недоверие, и образ врага, которого непременно надо убить...

В идейном плане повесть глубока и трагична. В стилистическом несколько затянута. Поскольку суть происходящих в мире процессов раскрывается только к финалу, предшествующий текст успевает изрядно утомить. Мрачно, однообразно, местами нелогично. Когда раскрывается суть магии и цель путешествия Погодника, об этом забываешь под влиянием страшной правды. Но до раскрытия сути надо еще дойти. Неоднозначное впечатление производит эта повесть. В остатке остается ощущение, что основная мысль лучше текста, которым ее выразили. ИМХО, разумеется.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хороший рассказ. Прекрасно обыграна мысль о том, что наука для ума невежественного покажется магией. О том, что людская мелочность и злоба, стоит только ей дать волю (т.е. власть+безнаказанность) сметет в считанные дни тонкий налет культуры, этических норм и самой цивилизации, лучше любого коммунизма погрузит общество во всеобщее равенство, правда без братства.

Демократия, как она есть.

Оценка: 8
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасный рассказ. Свежая, поданная перевёртышем идея — в которую веришь. И приём хорош — НФ идея изложена в адаптированном виде, потому что подносится ребёнку. Читается залпом — с первой строчки и до последней, за счёт живых героев и по крупицам, по частичкам скармливаемой читателю информации. По чести сказать, финал не очень пришёлся, и чёрный конверт выплыл пресловутым роялем. Но это всё же мелочь — а так — прекрасный, цельный, мастерский рассказ. Доставил немалое удовольствие.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Замечательный рассказ. Наша цивилизация как мина на взводе — один неосторожный шаг и мир скатится в пропасть кровавых разборок. Мы все очень разные, а понять друг-друга не хотим или не можем.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начавшись как фэнтези (взять хотя бы название), история постепенно превращается в научную фантастику, причём настолько близкую к реальности, что становится страшно. И вовсе не обязательно, чтобы жуткий обряд совершался с применением фантастического излучения и беспощадных молний. Современных технических достижений вполне хватит, чтобы превратить жизнь человечества в описываемый кошмар.

Р.S. На мой взгляд, аннотация слишком уж раскрывает сюжет.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх