Джон Гришэм «Пора убивать»
- Жанры/поджанры: Реализм | Триллер
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое | Производственное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Есть ли задача сложнее, чем добиться оправдания человека, который отважился на самосуд и пошел на двойное убийство? На карту поставлено многое — жизнь мужчины, преступившего закон ради чести семьи, и репутация молодого адвоката, вопреки угрозам и здравому смыслу решившегося взяться за это дело. Любая его ошибка может стать роковой, любое неверное слово может обернуться смертным приговором…
Входит в:
— цикл «Округ Форд» > цикл «Джейк Брайгенс»
Награды и премии:
лауреат |
Топ 100 детективных романов всех времён / The Top 100 Crime Novels of All Time, 1995 // Топ 100 детективных романов всех времён по версии Американских писателей детективов (MWA). (73 место) |
Экранизации:
— «Время убивать» / «A Time to Kill» 1996, США, реж. Джоэл Шумахер
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
sergej210477, 17 июля 2024 г.
Наткнулся на этот роман, пытаясь найти, какую-нибудь, книгу про американский «юг», «ККК», сегрегацию. Все это тут присутствует, но...
Начинается произведение, прямо сходу, с первых строк, как жёсткий триллер, мощный и круто замешанный на насилии. Но, это — лишь вступление. Далее, книга полностью меняется.
Это не триллер и не реализм, как это произведение обозначено здесь в классификаторе. Даже, не «юридический детектив». Это — классический «производственный роман».
Книга про то, как работает судебная система в США.
А, к жанру «детектив», мне ее отнести сложно по той причине, что, никакой интриги, загадки и тайны, в романе нет. Преступление совершено в самом начале, виновные установлены.
Конец восьмидесятых. Штат Миссисипи. Крошечный городок Клэнтон. Чернокожий мужчина устраивает самочинную расправу над двумя «белыми» мерзавцами, которые изнасиловали и чуть не убили ребёнка — его дочь. Безжалостно расстреливает их прямо в здании суда.
Такова завязка этой истории. А, далее, будет, длинный-длинный, рассказ о судебном процессе над этим отцом, бросившим вызов патриархальному «южному» обществу, подменив юридический закон на самосуд. С подробным описанием всех уголовно-процессуальных тонкостей. Внутренняя «кухня» работы адвоката, прокурора и судьи. Как строится линия обвинения и защиты. Как проходят заседания суда. Процесс выбора и формирования присяжных. Тонкости перекрестного допроса и все в таком роде.
Странная книга.
С одной стороны — очень увлекательная. Ну, прямо не знаю, чем она меня так затянула: слушал и аудио версию, и, параллельно читал. Можно сказать, не отрываясь закончил за пару дней. А, роман не маленький! И, написан не совсем лёгким языком.
Вот, ерунда, какая-то, получается! Совсем предсказуемый сюжет. Карикатурные, гротескные герои. «Сухой» текст. Полно нелепостей, притянутых случайностей. Что я нашел в этой книге?
Наверное, главный недостаток — абсурдность всего происходящего. Да понятно, чем все закончится! Иного финала тут быть не может. Но, читать «на полном серьёзе» как нелепо работает судебная машина, как-то, странно. Прямо, трагикомедия. Нет, я не знаток юридических тонкостей американской Фемиды, но, почему-то, назвать происходящее «реализмом» — трудно.
(дальше спойлер, хоть это и не детектив, особой тайны я тут не раскрою, но, всё же)
— Нет, я, бы, мог допустить некое оправдание и поощрение самосуда (ну, моральное, хотя бы) если бы, суд оправдал насильников. Ну, тогда, ключевая завязка романа была бы хоть логичной: когда закон не сработал, остаётся пострадавшим самим свершить правосудие. Но, все дело в том, что суда над двумя «белыми» отморозками и не было! С подонками разобрались не дожидаясь суда!
Ну, в второй момент — абсурд приговора присяжных: «виновен» или «невиновен». Ну, как можно выносить такой приговор, когда убийца не скрывает своей вины, есть свидетели?! Не понимаю. О смягчяющих обстоятельствах, состоянии аффекта, безусловно, речь идти должна, но, о невиновности?
Впрочем, наверное, чтобы разобраться в этом, нужно знать все тонкости законов разных штатов США.
Хотя, в фильме «Берегись автомобиля» ( где « — Он, конечно, виноват... Но он — не виноват... Пожалейте его, товарищи судьи!») Деточкин, логично, получает реальный срок.
Совсем меня добил финал.
Вот почему этот роман и не хотели издавать... Выводы из книги следуют весьма однозначные...
Ещё одна слабая составляющая — «чёрно-белые» опереточные персонажи.
Имеется сторона обвинения — сплошные «нехорошие люди». И, сторона защиты — ну, одни благородные и самоотверженные герои! «Плохие» — все с «хитрыми бегающими глазками», «неприятными голосами», раздражающими телодвижениями и дурными манерами. Ну, и, соответственно, «хорошие» — наоборот. Честные и неподкупные мужчины. Красавицы-женщины, с прекрасными фигурами и нежными голосами... Ну, какой-то, детский прием, выставлять все в чистом «монохромном» варианте, четко разделяя «добро» и «зло».
Ещё, не понравилось полное отсутствие атмосферности. Роман написан писателем, который сам был адвокатом. Сухой язык. Одни диалоги и монологи, перемешанные с размышлениями героев. Это, на минутку, «юг» ! Миссисипи ! Где «южная готика» с ее неповторимым ароматом? Где колоритная речь? Где сценки быта афроамериканцев и южан-фермеров? Разве это можно сравнить с описаниями маленьких южных городков М. Рида, М. Твена, Фолкнера, Э. Ли, Д. Лансдэйла и т. д.? Пустота. Здание суда, закусочная и офис адвоката — все декорации этим и ограничиваются. Ну, про погоду и природу, я уж, молчу... Производственный роман в чистом виде.
Вот, закончил чтение, начал анализировать — совсем слабое произведение. Что меня так заинтересовало?
Всё-таки, наверное, книга так увлекает, потому что, это — сказка. Где справедливость восторжествует. Зло будет наказано. И, иначе, быть, просто не может.
Наверное, роман про типичную американскую, немного наивную, но, твердую и незыблемую веру в «хэппи-энд». Про то, что, в конце концов, «все будет хорошо»: мышонок Джерри обхитрит кота Тома, Супермен спасет мир, а
Книга, наивно, рассказывающая о том, что закон законом, а, моральная, человеческая справедливость, должна быть выше...
За все недостатки, «по-хорошему», мне бы, поставить низкую оценку, но, за некую, совсем непонятную, увлекательность, вынужден накинуть пару баллов. Ну, и, ещё, одним плюсом признаю то, что роман вызывает некие чувства: раздражение, непонимание, приятие, или, неприятие точки зрения писателя. Словом, находит эмоциональный отклик у читателя. А это — важно.
Но, рекомендовать, не стал бы.
loki.daveren, 26 июня 2023 г.
Интересный роман. Я его прочитал после просмотра одноименного фильма.
Коротко о сюжете. Двое белых ублюдков изнасиловали, избили и попытались убить десятилетнюю девочку негритянку. Отец отомстил за неё убив подонков. Его арестовывают. Предстоит суд и адвокату нужно спасти своего подзащитного от смертной казни.
Автор подробно описывает все судебные приготовления. Рассказывает на чём строится защита, подбор присяжных, допрос свидетелей. Поднимаются вопросы расизма(в книге часто есть фраза, что если бы белый это сделал то его надо было бы наградить). Негров называют нигерами, есть ку-клукс-клан , сегрегация населения. Все это интересно читать.
Так как я не разбираюсь в судейской системе США единственный вопрос который у меня возник: Почему: либо смертная казнь, либо оправдание?
Книгу могу рекомендовать(единственное не стоит читать слишком впечатлительным).
majj-s, 13 ноября 2021 г.
Бойся, это нормально, только не показывай свой страх
«Система настолько справедлива, насколько предвзятой и подверженной воздействию эмоций её делает сам человек.»
Дебютный роман автора юридических триллеров Джона Гришэма «Пора убивать» (1988), после многих издательских отказов, был напечатан тиражом пять тысяч экземпляров. Второй книгой, неожиданно взорвавшей списки бестселлеров стала «Фирма» (1991), а суммарный тираж третьего «Дела о Пеликанах» (1992) превысил одиннадцать миллионов. С тех пор и по сей день Гришэм пишет в среднем по два романа в год, но уже первый дает представление о проблематике и темах, к которым он будет постоянно обращаться в дальнейшем: социальное неравенство, расовая дискриминация, коррумпированность власти и несовершенство судебной системы.
Борцом за справедливость в его книгах всегда выступает адвокат, достаточно компетентный, чтобы противостоять системе ее оружием. Не рыцарь в сверкающих доспехах, скорее пилигрим, который пустился в путь, не имея сил противиться категорическому императиву морального закона внутри. Такое концентрированное кантианство, вопреки легковесности жанра, возможно и обеспечивает этой прозе народную любовь.
Маленький городок на юге США потрясен жестоким преступлением, два белых ублюдка похитили чернокожую девочку десяти лет, насиловали ее, издевались, хотели убить, в результате просто бросили умирать в канаве. Девочка чудом спаслась и сумела рассказать о преступлении. А мужики особо и не скрывались, они вообще, по ходу, не протрезвели со времени киднепинга. Я знаю, что Гришэм — это всегда адвокатский детектив, и, слушая аудиокнигу, прихожу в этом месте в ужас, неужели сюжет будет строиться вокруг защиты этих мерзавцев?
Но нет, все сложнее, отец малышки, не в силах смириться с происшедшим, добывает винтовку и убивает насильников на выходе из здания суда. Амбициозный молодой адвокат Джек Брайгенс будет защитником, дело обещает стать очень резонансным, а выиграв его, Брайгенс переместится в высшую лигу профессии, как по репутации и престижу. так и по гонорарам. То есть, все, как бы, логично.
Однако, это Юг, дети, где инерция сегрегации сильна, а белое население долго еще будет воспринимать афроамериканцев людьми низшего сорта. Кроме прочего, от случайной пули пострадал конвоир и убедить присяжных признать отца невиновным из задачи трудной, но выполнимой, превращается в неподъемную.
А есть еще Ку-Клукс-Клан, если вы думали, что он остался в холмсиане и пяти зернышках апельсина, вы сильно заблуждались — белые балахоны с капюшонами и по сей день в некоторых обстоятельствах актуальный предмет гардероба. Если для Брайгенса был более действенный способ превратить свою жизнь в ад, то я его не знаю.
Умная, страшная и прекрасная книга о недопустимости самосуда, о законе — что дышло, и о том, что когда перестают действовать чистые способы добиться победы а обстоятельства ополчаются против тебя, даже самые стойкие из нас готовы воспользоваться не вполне безупречными. В аудиоварианте, прочитанная Игорем Князевым, просто превосходна.
sertov, 14 февраля 2022 г.
Первый роман Джона Гришэма «Пора убивать» хотя и не принесший автору мировой известности, оставляет очень яркое впечатление, несмотря на все огрехи, присущие труду начинающего писателя, в том числе и достаточно тяжелый слог автора. На одной чаше весов правосудия оказывается жизнь убитого горем отца жестоко изнасилованной девочки, а на другой — практически вся судебная система, расовые предубеждения и воинственный ку-клукс-клан. Основной рассказ ведется от имени адвоката, взявшегося за защиту отца, убившего насильников. Автору мастерски удается передать атмосферу, во-первых, времени происходящих событий, а, во-вторых, самого судебного процесса, включая процедуры отбора присяжных и их отношения к делу. Автор позволяет взглянуть на американскую судебную систему абсолютно с другого ракурса, глазами непосредственного участника процесса. Безусловно, очень качественное произведение в жанре юридического триллера с проявлениями, пусть и непостоянными, высоко-эмоциональной психологической составляющей.
Fadeaway Evanesc, 18 июня 2021 г.
Первый роман Джона Гришэма.
Написан с педантичным описанием ежедневных подробностей ведения процесса.
На первое место выходят случайность, личные амбиции, а ни в каком случае не справедливость. Да и кто ее ожидает в залах суда.
Интересен для любителей юридического детектива.
Разительно отличается от экранизации.
В целом добротно.
Оценка — 8.
prouste, 4 декабря 2012 г.
Первый роман Гришэма техникой исполнения напомнил мне те романы Стивена Кинга, в которых действие происходит в пределах маленького провинциального городка со всеми жителями в качестве действующих лиц, с несколькими пересекающимися персонажами, нарастанием напряжения к концу книги — навроде «Необходимых вещей» или «Томминуокеров». И при всей специфике романа Гришэма, посвященной в немалой степени особенностям юридической системы, во-первых, и отголоскам расизма на Юге, во-вторых, общая мизантропия в оценке коллективного разума жителей провинции, укорененности зла имеет место быть.
Книга Гришэма очень отличается интонационно от ее экранизации с пламенным негром-мстителем, идеалистом-адвокатом, пафосом торжества справедливости над законом. Роман населен циниками, участвующими в «костре амбиций» и такой уничижительной и тотальной оценки американского правосудия ранее встречать не приходилось. Собственно, все основные мужские персонажи положительными никак не являются, включая адвоката-ловчилу и негра, совершенно увееренного в своей безнаказанности при совершении преступления. Светлые женские образы жены адвоката и его помощницы являются блеклыми и совершенно функциональными. Несколько затянутый роман Гришэма дает представление о хорошей ремесленной технике автора, умении выжимать из судебной истории максимальное количество трактовок, жонглировать смыслами при совершенно угрюмом отношении к правде правосудия. в чем бы она не заключалась. Собственно, сюжет закончился так, как случилось, из-за сугубой случайности, своего рода вмешательству присяжной, которого могло бы и не быть — роман хуже от этого бы не стал. Дебютант определенно не мог завершить свой первый роман поражением «хороших». К написанию «Камеры» Гришэм стал звездой, наваял много чего и был вправе уже и казнить приговоренного.
vrochek, 30 октября 2011 г.
Отличный роман.
Если бы я написал такой, мне оставалось бы только принимать поздравления. Хотя там до фига слабых мест и вообще дыр и натяжек.
Но это честный роман, где победа дается в долгой трудной борьбе (пусть и не всегда честной, и победили они благодаря счастливому случаю, но герои сделали все возможное, и этот подарок судьбы заслужили)
И повторюсь, роман честен, хотя и циничен местами.
Не пафосен, хотя местами и пафосен. Парадокс. Но в нем есть что-то такое основательное. Нет, это не классика, и не книга, который перевернет жизнь человека, но это по настоящему хороший роман.