Денис Иванович Фонвизин «Недоросль»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Сатирическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Митрофанушка не хочет учиться, а хочет жениться... Тут как раз и невеста с приданым подвернулась -- Софья. А то, что она любит Милона, так кому какое дело?
Но Правдин и Стародум тоже не дремлют -- они хотят положить конец злонравию дворянскому.
Работа над пьесой заняла около трёх лет.
Первая постановка: 1782 год.
Входит в:
— антологию «Русская проза XVIII века», 1971 г.
— антологию «Русская драматургия», 1974 г.
— антологию «Русская драматургия XVIII века», 1986 г.
— антологию «Недоросль. Путешествие из Петербурга в Москву. Подщипа», 1988 г.
— антологию «Русская классическая комедия», 1989 г.
— антологию «Драматургия русских классиков», 2002 г.
— антологию «Русская драматургия XVIII-XIX веков», 2002 г.
— антологию «Комедии», 2003 г.
— антологию «Русская классическая комедия», 2004 г.
— «Театр FM», 2004 г.
— антологию «Драматургия русских писателей», 2005 г.
Экранизации:
— «Господа Скотинины» 1927, СССР, реж. Григорий Рошаль
- /языки:
- русский (31), белорусский (1)
- /тип:
- книги (23), аудиокниги (9)
- /перевод:
- К. Крапива (1)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
makelen, 12 августа 2020 г.
Эту пьесу надо читать в детстве, пока ребёнок ещё много чего не знает и книг прочёл не так много. Тогда эта пьеса будет читаться на ура. И юмор будет нравиться, и «говорящие фамилии», и простота сюжета, и поучительность. А взрослому человеку (это, конечно, мое субъективное мнение, многие наверняка считают по другому) «Недоросль» представляется скучным произведением. Да, поучительное, но уж слишком явно поучительно, герои все плоские, хорошие — абсолютно хорошие, плохие — абсолютно плохие, нет многогранности характеров. Сюжет прост, а в конце хэппи-энд, злодеи получили по заслугам, влюбленные скоро поженятся, все хорошо.
Жаль, конечно, что я не прочитала эту пьесу в школе, упустила время.
Блофельд, 2 июня 2018 г.
В «Недоросле» Фонвизин слишком резко разделяет персонажей на положительных и отрицательных. Стародум, Софья и Милон положительны во всём, в чём можно, а Простаковы, Митрофан и Скотинин, наоборот, отрицательны во всём, в чём можно. Они даже не умеют читать и просят учителя прочитать письмо, полученное Софьей. Нельзя же так утрировать насчёт положительности и отрицательности персонажей.
strannik102, 15 октября 2016 г.
Произведение, которое, вероятно, является одним из самых известных среди школьников. Ну, по крайней мере у людей моего поколения оно точно поселилось в памяти со школьной ещё скамьи (опасаюсь, что вдруг Фонвизина теперь в школах не проходят и только лишь снисходительно упоминают на каких-нибудь обзорных уроках о русской литературе образца XVIII века, а потому и фамилия автора может вдруг оказаться страннозвучащей и незнакомой — фон Визин).
Действующие лица комедии все до одного сплошь типажи. О чём недвусмысленно говорят уже их фамилии — Вральман и Правдин, Скотинин и Старостин, Милон и Простаковы, Цыфиркин и Кутейкин... Да и имена персонажей выбраны автором таким образом, что, будучи прибавленными к фамилии, дают нам почти законченный портрет. А когда мы начинаем читать реплики героев комедии и проникаемся уже их речевыми особенностями, то картина возникает такой силы цветности, яркости, насыщенности, контраста и всех прочих цвето-световых характеристик, что не допускает никакого двойного толкования.
Говорить о том, что мы имеем дело с проблематикой именно того времени — а на дворе конец XVIII в. — наверное нет никакого смысла. Однако мощь поднятых проблем и точность литературной формы такова, что многие моменты напрямую тянутся в наш благословенный XXI век. А отдельные фонвизинские фразы попросту выпрыгнули из текста комедии и живут своей собственной вполне самостоятельной и независимой от автора жизнью — кому из нас не знакомы выражения типа «тришкин кафтан», «не хочу учиться, а хочу жениться», «начинаются чины — перестаёт искренность«!
Конечно, комедия по нынешним временам чересчур прямолинейна и изрядно морализаторская. Однако, сбросив с себя налёт современного скепсиса и высокомерия, с удовольствием отдаёшься воле автора и погружаешься вглубь веков и в тёмные недра человеческой глупости и мудрости, скудоумия и жестокости, высоконравия и всего того, о чём теперь напрямую писать уже как-то не принято и не модно. А если посмотреть фильм или хотя бы послушать аудиоспектакль, так и вообще удовольствие несравненное.
igor_pantyuhov, 28 мая 2015 г.
Самая моя первая пьеса, которую я прочитал.. Причем, когда я текст увидел, был преисполнен самых мрачных мыслей.. Ну представьте. Вы привыкли читать или стихи, или прозу в формате обычного текста. А тут все расписано по ролям.... Я думал, чтение вообще пойдет туго, и повествование будет сухим. Однако нет, пьеса пошла «на ура». Помню в школе мы ее буквально расхватали на крылатые фразы.... Ничего подобного больше я нигде не читал... А вот что касается героев... Пьеса призвана высмеять тот образ жизни, которым жил правящий класс.. Естественно они, этот класс в лице их представителей, выступают отрицательными героями... И львиная доля времени, пьеса содержит подробные описания и их самих, и их жизни. В связи с чем они получились самыми интересными.. Это как раз то, что так увлекает в этой пьесе. Оценка 9/10. Действительно, лучше не напишешь..
Lena_Ka, 5 марта 2012 г.
«Вот злонравия достойные плоды»
«Умри, Денис, лучше не напишешь!» — воскликнул Потёмкин на премьере этой пьесы... Может, конечно и легенда, но ведь и правда, века бегут, а комедия по-прежнему читается как в полном смысле современное произведение. Митрофанушка, г-жа Простакова, Тарас Скотинин, учителя.... Неподражаемые образы, смешные и понятные каждому...
Госпожа Простакова жестокая помещица, но чадолюбивая мать, ради Митрофанушки готовая на любое преступление. Эта любовь и растит в сыне эгоиста, не умеющего ценить заботы, ласки, преданности, желающего только набивать вкусной пищей живот, развлекаться да мечтать о выгодной женитьбе...
Митрофанушка туп, но изворотлив, коварен, предатель по натуре и матушки не пожалеет....Мне особенно запомнилась сцена, когда недоросль пересказывает сон:
Митрофан. И теперь как шальной хожу. Ночь всю такая дрянь в глаза
лезла.
Г-жа Простакова. Какая ж дрянь, Митрофанушка?
Митрофан. Да то ты, матушка, то батюшка.
Г-жа Простакова. Как же это?
Митрофан. Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь
бить батюшку.
Простаков (в сторону). Ну! беда моя! сон в руку!
Митрофан (разнежась). Так мне и жаль стало.
Г-жа Простакова (с досадою). Кого, Митрофанушка?
Митрофан. Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку.
И ведь подумается: не так уж глуп этот Митрофанушка, просто выгоднее так, учиться не заставят, трудиться не надо, гоняй себе голубей.... Денег нет и считать нечего, а появятся, так и сосчитает, учителей не позовёт. Всё позволено! Жуткий тип!
Тарас Скотинин поразил нежной любовью к........ свиньям! И женитьба нужна для свиноводства, да и предки-то Скотининых, по их уверениям, ещё до Адама жили... Понятно же, кто предки-то....
А учителя — просто песня: Кутейкин, который убоялся бездны премудрости, но тем не менее издевается над учеником нерадивым, заставляя его читать фразу:
Кутейкин (открывает часослов. Митрофан берет указку). Начнем
благословясь. За мною со вниманием. «Аз же есмь червь...»
Митрофан. «Аз же есмь червь...»
Кутейкин. Червь, сиречь животина, скот. Сиречь:
«аз есмь скот».
Митрофан. «Аз есмь скот».
Кутейкин (учебным голосом). «А не человек».
Митрофан (так же). «А не человек».
Кутейкин. «Поношение человеков».
Митрофан. «Поношение человеков».
Вральман — чудо просто, не педагог, а мечта любого ребёнка... Голова, говорит, слабее живота, чего её перегружать? И действительно, зачем с такими учителями....
Вот только парадокс: почему-то отрицательных героев помню прекрасно и цитирую практически наизусть, а вот положительные герои вообще никаких эмоций не вызывают. Скучные и правильные до зубной боли. Все, вплоть до Софьи и её возлюбленного Милона. И любовь картонная. И чего положительные герои всегда такие неинтересные.
Несмотря на этот штрих пьеса отличная. И давно я такой замечательной сатиричекской комедии не читала.