Яцек Дукай «Глаз чудовища»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Философское | Психологическое | Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Астероиды, кометы и окраины Солнечной системы | Открытый космос ) | Альтернативная история нашего мира (Земли)
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Роботы | Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Входит в:
— сборник «Król Bólu», 2010 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Deliann, 8 августа 2024 г.
Яцек Дукай – один из самых самобытных авторов твердой научной фантастики. И хоть предыдущие его книги – «Иные песни» и «Идеальное несовершенство» – мне не сильно понравились, но они подарили необычный читательский опыт. А необычный читательский опыт я люблю, так что вопрос о прочтении сборника «Старость аксолотля» даже не стоял.
Сборник состоит из пяти произведений, и речь сегодня пойдет о «Глазе чудовища» по одной простой причине: эта повесть понравилась мне больше всего. В ней больше оригинальности, чем в «Сердце мрака», и меньше жести, чем в «Школе». При этом она понятнее «Ягерре в рассвете» и интереснее «Старости аксолотля».
Альтернативная реальность. Команда космического корабля «Бегемот» сталкивается с непредвиденными проблемами: похоже, среди них есть предатель. А ещё похоже, что неподалеку находится Астромант, нечто такое, чему место в сказках и суевериях. Но не дайте себя обмануть: с предателем всё окажется очень непросто, а разгадка Астроманта даст много пищи для размышлений.
Повесть довольно прочно стоит на рельсах параноидального триллера в антураже твердой НФ, временами отвлекаясь на хоррор и философские рассуждения. Действие развивается неторопливо и меланхолично, у персонажей минимум черт, даже между собой они называют друг друга по должностям. Но при этом благодаря огромному вниманию к деталям эффект присутствия у повести очень высок, а напряжение чувствуется постоянно.
«Глаз чудовища» очень в духе Питера Уоттса. И это хорошо. Ещё одно «Идеальное несовершенство» я бы сейчас вряд ли выдержал. А так получил добротную твердую научную фантастику, в меру сложную и интересную.
lammik, 15 августа 2024 г.
Космический транспортник «Бегемот V» спешит укрыться в поясе астероидов от солнечной бури. Паранойя, годами зревшая в головах членов экипажа, грозит уничтожить корабль. Ко всему прочему где-то поблизости пролегает орбита легендарного Астроманта — то ли источника знаний то ли источника прекрасного, но в любом случае это ценнейший приз для того, кто им сумеет овладеть.
Из того, что бросается в глаза — история альтернативная, коммунистический блок существует. Более того, вокруг полно технических анахронизмов — перфоленты, логарифмическая линейка, ферромагнитные накопители, вакуумные лампы, бумажные книги, наконец. Члены экипажа называют друг друга по судовым должностям — Навигатор. Капитан, Радист и так далее. Живые люди сведены к функциям. Повествование ведётся от лица Доктора, тот не прост, имеет свою тайну.
Вся эта история с космическими сокровищами нужна автору для того, чтобы порассуждать об ограничениях прогресса, истинной стоимости предметов искусства и о принципиальной ограниченности понимания одним человеком другого.
Да, Уоттса напоминает, но тот читается заметно живее и персонажи у него пообъёмнее.
majj-s, 22 сентября 2024 г.
«Глаз чудовища». Космоопера, оммаж «Дневникам Йона Тихого» и «Терминусу» (это про пилота Пиркса, если что) Лема. Межзвездный перелет «Бегемота» (класс тяжелых кораблей, по сути — баржа, толкающая впереди себя биомассу для терраформирования в Глубоком Космосе). Текущий полет осложняется всеобщей подозрительностью, что для подобных рейсов не редкость: один экипаж пал жертвой ипохондрической паранойи, бесконечно тестируя себя на вирусы, другой применял пытки, пытаясь вычислить среди себя вредителя. Герой-рассказчик, судовой врач, застает аномальную активность в самом начале. Намеренное повреждение бортового вычислителя заставляет отклониться от первоначального курса. Как выяснилось, с целью пересечься с орбитой Астроманта, космолегенды вроде Шара Желаний из «Пикника на обочине». Нормальные люди назовут бабкиными сказками, но нормальных там нет. Что ж, они пересекутся с Астромантом. Хотя лучше бы не.
Lilian, 21 сентября 2024 г.
Глаз чудовища — это интересная метафора, повесть с любопытной фантастической идеей, но без стройного сюжета и ответов на заданные вопросы. Надо признать, ситуация не уникальная для этого авторского сборника.
То есть формально сюжет, конечно, есть — загадка Астроманта, полёт космического корабля, злоключения его команды. Проблемы в подаче. Условный мир, условные люди (в рамках художественного приёма наделённые не именами, а профессиональными статусами), постоянные недомолвки в разговорах и в имеющейся картине мира. Всё это с определенного момента умножается на лихорадочно-бредовое состояние героя-рассказчика. Взаимная паранойя, самоубийственные или просто не понятные поступки, скрытые цели и долгие дискуссии о пределе прогресса, человеческой психике и меняющемся искусстве.
Я оценила образ огромного неконтролируемого машинного хаоса без разума, случайно образовавшегося и с тех пор постоянно пожирающего себя и создающего себя вновь, рост без эволюции и естественных барьеров. И мне заполнилась дискуссия о связи между искусством и психикой человека — как самая интересная и осмысленная часть повести.
В остальном же вынуждена признать, что слишком часто мы с автором находимся в разной системе координат — с точки зрения приемлемой формы подачи истории.
Оценка традиционно субъективна.