fantlab ru

Сергей Писарев «Повесть о Манко Смелом»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.99
Оценок:
74
Моя оценка:
-

подробнее

Повесть о Манко Смелом

Другие названия: Повесть о Манко Смелом-охотнике из племени Береговых Людей

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 17
Аннотация:

В «Повести о Манко Смелом» автор на основании материалов многочисленных археологических раскопок в районе современной Карелии и Ленинградской области воссоздаёт жизнь древних охотников и рыболовов нашего Севера. Читатель знакомится здесь с первобытной культурой, бытом, обычаями людей каменного века.

Другая аннотация:

Повесть о жизни и приключениях «береговых» людей. Очень трудно жить одному, когда тебя изгоняют из племени.


Входит в:

— антологию «Земля мамонтов», 1993 г.

— антологию «Охотники на мамонтов», 1994 г.


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (9)
/языки:
русский (9)
/тип:
книги (9)

Повесть о Манко Смелом
1957 г.
Повесть о Манко Смелом
1959 г.
Повесть о Манко Смелом
1974 г.
Повесть о Манко Смелом, охотнике из племени Береговых Людей
1990 г.
Повесть о Манко Смелом. Гирр-сын Агу
1991 г.
Земля мамонтов
1993 г.
Найденыш с погибшей «Цинтии». Морской волчонок. Повесть о Манко Смелом
1993 г.
Охотники на мамонтов
1994 г.
Повесть о Манко Смелом
2021 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Маленький мальчик из Рода Лебедя становится вождём объединившихся племён. Успешная «карьера» креативного молодого Манко сложилась благодаря его характеру и постоянному нарушению «заветов предков». Конечно мы не знаем, кто именно придумал гудящие в полете стрелы, делать в каменном топоре отверстие для более надежной его фиксации на рукоятке, и первым начал варить пишу в глиняном горшке. Но с детских лет эта книга воспитывает страсть к изобретательству и невосприимчивость к любой религии

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не могу не высказаться. Трудно, наверное, найти школьника 1960-70 гг., который бы не зачитывался этой повестью! Она в своё время захватила не только меня, но и моих одноклассников. Куда там компьютерной графике! Автору удалось какими-то «шаманскими методами» заставить юного читателя переноситься в стойбища древнего мира. Мы даже пытались «материализовать жизнь» древних людей, устраивая миниатюрные поселения на улице с использованием фигурок из пластилина. Делали орудия охоты и одежды из фольги, спичек и матерчатой изоленты, изображающей шкуры. Собирали кусочки кремня «для наконечников» на школьном футбольном поле, где взрослые ребята запускали кордовые модели самолётов с настоящими бензиновыми моторами, которые вроде продавались для самостоятельной сборки в Детском Мире на нынешней Лубянке... А вокруг тогда стояли помимо новостроек уже выселенные частные дома на пустынных улицах с действующими колонками с ледяной водой, в которых можно было найти, помимо брошенных игрушек, опять таки оставленные прежними хозяевами диковинные старинные журналы и книги. Интересные, если вспомнить, были ранние школьные годы, если бы ещё уроков не задавали. Но книг хороших тогда было мало, и мы ими обменивались...Конечно же, книгу издания 1959 года в качестве «реликта памяти» я держу на ближней полке.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Люди, — думал Имба, — не замечают плохих примет, надвигающихся со всех сторон... Люди становятся дерзкими и не слушают стариков... Люди не хотят больше надеяться на духов покровителей... Люди думают, что могут сделать всё своими силами... И хуже всех Манко».

Предки людей, как самостоятельный вид, отделились от древа обезьян несколько миллионов лет назад и начали долгое и многотрудное восхождение по пути эволюции, чтобы, в итоге, создать ту цивилизацию, которую мы имеем возможность наблюдать теперь. Этот путь не был ни прямым, ни простым. Любое достижение, дававшее хоть какое-нибудь конкурентное преимущество над другими, ещё нужно было сохранить и передать потомству. Таким образом, наряду с трудом, способствовавшим формированию нашего вида, в его становлении приняла большое участие и социализация стаи, создание таких условий, при которых взрослые и пожилые члены стаи получали возможность передать свой опыт подрастающему поколению. Таким образом стая постепенно превращалась в племя, где наряду с заботой о недавно родившихся и ещё беспомощных малышах вся община заботилась и о постаревших и переставших приносить пользу на охоте людях, которые теперь являлись живыми хранителями знаний всего племени. Такой способ закрепления полезных умений в поколениях дал великолепный результат и довольно быстро возвысил человека над животными, сделал его менее зависимым от природных явлений. Именно благодаря передаче знаний человек смог за относительно короткий период распространиться по всем более-менее пригодным для проживания территориям Земного шара и создать весьма внушительную техническую цивилизацию. Но начать этот путь было невероятно тяжело...

На берегу Широкой Воды жило племя Береговых Людей, не сказать, что жизнь их баловала, но и обижать — сильно не обижала. Бывали изобильные годы, когда удавалось добыть много птицы, зверя, карса, а то и «чудовищную рыбу», а бывали и голодные, когда дух голода Марглош собирал богатую жатву. Всякое бывало на памяти старейшин. Но, как бы там ни было, племя не спешило покидать обжитые угодья и уходить на поиски лучшей доли, хотя в один из голодных годов часть соплеменников так и поступило, но с тех пор от них не было никаких вестей, а значит лучшей доли они, скорее всего, не нашли. Племя Береговых Людей делилось на несколько родов: Коршуна, Лебедя, Бобра, Ворона, Сороки, — и каждый из них образовывал собственное стойбище, жившее по своим собственным законам. В одном из стойбищ, в стойбище рода Лебедя, однажды родился мальчик, который вскоре за свои быстрые ноги получил кличку Чифка (Олень). Почему не имя? Потому что имя ещё нужно было заслужить, то есть пройти специальное испытание, которому подвергаются все юноши племени определенного возраста. Лишь тогда вождь даст молодому воину имя, наиболее точно его характеризующее. Рос Чифка смышленым, любопытным, дерзким и бесстрашным подростком, частенько выдумывал разные новшества, за что ему периодически влетало от стариков, потому как всему, что люди умели их научили духи-покровители, а делать что-либо по своему, значит оскорбить духов, которые могут разгневатьть и наслать на всё стойбище различные несчастья. Обряд приобщения Чифка прошел блестяще и получил имя Манко, что означало Смелый. Это имя просто так никому не давалось, его можно было получить лишь за большие заслуги, охотника с таким именем ждала великая судьба.

В детстве я не был особо разборчив в чтении и потреблял приключенческую литературу под любым соусом: будь то истории о войне, фантастика, истории об индейцах и прочее, и прочее. Но рассказы о первобытных людях, с подачи Сергея Писарева, занимали в моем сердце особое место. Опираясь на материалы археологических раскопок по северу нашей страны, в районе Ленинградской области и Карелии, автор постарался создать максимально непротиворечивую историю о тех далеких временах, когда люди ещё во всю использовали каменные орудия труда и только-только робко подбирались к возможности использования изделий из самородной меди. Рассказ о взрослении Манко получился у него весьма увлекательным и в меру поучительным, причем, при чтении явно чувствуется, что в главных героях книги не только и не столько Манко, сколько жизнь людей сделавших лишь первый неуверенный шаг к построению великой человеческой цивилизации. Быт первобытных племен показан весьма подробно, хотя и со смещением некоторых акцентов, особенно в тех местах, где дело касается религии. Хранители Духов показаны в романе однозначно отрицательными персонажами, которые неся «опиум для народа», заодно, ратуя за обычаи предков, являются тормозом для всяческого прогресса. Хранитель духов рода Лебедя Имба во многих эпизодах проявляет себя не с лучшей стороны — то он обманом убеждает сородичей принять выгодное для него решение, то фактически подстраивает несчастный случай на охоте, то во время всеобщего голода тайно питается спрятанными запасами, когда вокруг умирают люди. В итоге Имба предает своё племя, что делает его главным отрицательным персонажем книги.

Основным же положительным персонажем романа несомненно является Манко. Он с юных лет отличается немалой отвагой, ловкостью, проявляет себя умелым охотником и наблюдательным изобретателем. Именно его способность подмечать различные мелочи и умение делать выводы из увиденного легли в основу большинства новинок, придуманных Манко. Он изобретает гудящие в полете стрелы, делает в каменном топоре отверстие для более надежной его фиксации на рукоятке, первым начинает варить пишу в глиняном горшке, поставленном прямо на огонь, и, в итоге, открывает самородную медь и начинает делать из неё наконечники стрел и «лезвия» топоров. Его жажда нового постоянно вступает в конфликт с «заветами предков» и, в конце-концов, приводит к изгнанию его из стойбища за нарушение племенного табу.

Сергей Писарев создал прекрасный приключенческий роман для школьников, сочетающий в себе исторические данные, поданные в ненавязчивой форме, и довольно насыщенную событийную канву. Тут есть и разнообразные сцены охоты в лесу и на море, и робинзонада, и описания различных обычаев, и финальная битва, приправленная нотками драматизма. За время описываемых событий Манко прошел путь от безымянного подростка до вождя рода, возмужал и помудрел, но так и не растерял юношеской жажды знаний и стремления к новому, к переменам. Весьма банальный роман взросления приправленный экзотическим антуражем каменного века, который, правда, чем-то мне напомнил многочисленные истории о индейцах — в СССР индейцев не было, что не помешало автору создать о них книгу, только это были неиндейские индейцы, зато антураж весьма соответствовал, разве что мустангов и бледнолицых собак нет, да скальпы никто не режет.

Итог: мне трудно объективно оценить эту книгу, так как на свежие впечатления от прочтения накладываются детские восторги. Но, как бы там ни было, спустя многие годы читать его мне было всё так же интересно. Рассказ о юности Манко оказался в равной мере поучительным и развлекательным, автору удалось соблюсти баланс между этими двумя полюсами, разве что сильные нападки на «служителей культа» немного режут глаз, но для книг того времени это было вполне нормально. Вполне рекомендую к прочтению. Не смотря на давность лет и некую общую наивность, роман так и не утратил своего очарования.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх