Эльфрида Елинек «Пианистка»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое | Эротическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Обучение в школе/академии/ВУЗе | Спорт, культура и досуг | Конфликт отцов и детей
- Линейность сюжета: Хаотичный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Мир музыки для Эрики Кохут тесно переплетается с миром маний и фобий, отношения с матерью — болезненный водоворот привязанности и отвращения, несбывшиеся мечты принимают форму жестокий извращений, а ученик наделяется ролью мучителя. Больше, чем книга про «отцов и детей», травмы привязанности и пролонгированное самоубийство. Больше, чем книга о женской слабости, хрупкости разума и призраках, вьющих гнездо в сердце Эрики Кохут. Это — оглушительная симфония, блистательная попытка Эльфриды Елинек отыскать в человеке хоть что-то человеческое.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Лев Глебович, 6 февраля 2025 г.
Печальная, наполненная неудовлетворенностью и злобой, достаточно трудная для чтения книга. Тягостная и неприятная, грязная и больная история о семье сумасшедших (отца (за кадром) поместили в психиатрическую клинику до конца его дней, а престарелая мать и взрослая дочь остались на свободе, живут вместе и спят в одной постели). История, показывающая тошнотворную изнанку Вены, европейской столицы культуры и искусства. Контраст богатства духа и материальной бедности, внешней благопристойности и внутреннего омута с чертями.
В первой части романа показана жизнь Эрики Кохут, днём она — преподаватель консерватории, уважаемый в кругах венской интеллигенции музыкант и педагог. Вечерами же — вуайеристка, которая занимается своими постыдными делами в самых грязных местах города. Но это только начало истории, написанной сплошным потоком сознания, без деления на главы, о ненормальной во многих отношениях женщине, которая ненавидит свою любимую мать, ненавидит всех окружающих (мужчин, женщин и детей, своих учеников и их родителей, богатых и бедных (больше бедных), гастарбайтеров (югославов и турок), слесарей и т.д. и т.п.) и ненавидит своё Эго (ОНА, ЕЁ, ЕЙ, именно так её Я подаётся в первой части книги). Разумеется, во всём виновата её мать, кто же ещё.
Вторая часть романа — о любви. Но если и есть в этой книге какая-то то любовь, то лишь к вещам, платьям, ботинкам и сумкам. Любить героиня романа хочет, но не умеет. Так же, как её мать, которая душит дочь своей своеобразной любовью. Если для нормальных людей любовь — чувство, от которого хочется обнять весь мир, то у этой парочки мать-дочь она означает приковать к себе несчастный объект своей «любви», чего бы это не стоило объекту и всем, кто попался под руку. Для молодого человека, Вальтера Клеммера, увлечение своей учительницей Эрикой это и вовсе спорт. Но лишь до того момента, пока он не узнает, насколько все не в порядке с его новой подругой. После чего его чувства перерождаются в настоящую ненависть.
Чтение этого произведения — утомительное и угнетающее занятие, я потратил на него почти неделю, чтобы понять, за что же автору дали Нобелевскую премию. В итоге понял, что литературный феминизм это не моё. Как и в целом женская проза, за парой исключений. На мой взгляд, роман излишне растянут за счёт бесконечных повторений и излияний из пустого в порожнее, постоянных отвлечений от сюжета. Да, здесь есть оригинальность и эпатаж, есть динамика в отдельных эпизодах. Несмотря на весь негатив, полученный от чтения, этот роман вызвал у меня сильные эмоции. И ещё, так хорошо описать внутренний мир сумасшедшей, оставаясь при этом в здравом уме (?), это, несомненно, талант.