Алексей Слаповский «Первое второе пришествие»
Мы склонны считать, что главное произошло либо произойдет. Все прекрасно-ужасное в монументальном жанре уже случилось (отсюда и выражение — «библейский масштаб»). Остальное — в будущем. Тот же Страшный суд. Однажды я понял простую вещь: хоть и есть конец у книги Библии, но библейские события не кончились.
Они продолжаются — в каждом дне и с каждым из нас. И Страшный суд давно идет. Об этом, догадавшись раньше меня, твердит мой сошедший с ума сосед Иов, обнищавший и больной старик. Другой сосед, скинхед Самсон, согласен с ним, но суд хочет вершить сам. Блудница Маша с третьего этажа приходит выпить и рассказать о своей мечте встретить чистого душой принца. Семь пар нечистых кошек неутомимо гадят в подъезде.
И мой дом показался мне ковчегом, а голубь, выпущенный, чтобы найти землю, вернулся: нет земли. Но жена сказала: «Ной, не ной!» Тогда я сам решил придумать новую землю. Ибо известно: что придумаешь, то рано или поздно будет.
Входит в:
— сборник «Избранное», 2000 г.
— сборник «Вещий сон», 2011 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 177
Активный словарный запас: средний (2784 уникальных слова на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 54 знака — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 30%, что немного ниже среднего (37%)
Номинации на премии:
номинант |
Русский Букер, 1994 // Русский Букер |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Felis, 9 сентября 2023 г.
Противоречивая, забавная, ироничная книга. Само название звучит парадоксально. «Первое второе пришествие». Как старый новый год. Кстати, очень в тему. В качестве доказательства того, что главный герой — это Иисус, приводится его рождение в декабре. Наверное, все же православный человек должен был аргументировать датой рождения в январе. Во что верим?
Люди оказались в религиозных вопросах абсолютно безграмотными. Вот и карточные способности у «нового Христа» неспроста. Так говорит ему Иван Захарович. Великая сила, данная Богом, воплощается в умении обыгрывать в дурака? Это же восприятие на уровне ребенка. И заметьте, оба они прочитали Библию. И даже внимательно, и многое запомнили.
В обществе у нас в то время официально больше не осуждалось исповедование религии, как это было раньше. Но что это такое, как это делается, что значит быть верующим – понимание отсутствовало. Многим казалось, что можно обратиться с вопросами к людям постарше, но они, кажется, в ответ несли только откровенную ересь. Ведь уже несколько поколений жили в нашей стране без религии, и что это за «зверь» такой никому не известно.
А ведь религия это одна из таких вещей, которые помогают человеку сконструировать опору в жизни, когда он сам не способен этого сделать. Без Веры в широком смысле этого слова человек не может жить совсем (по моему убеждению). Если нет религиозной веры, то это будет что-то другое, но если нет совсем ничего человеку нужно будет заполнить пустоту. От того и водка становится святой. Так показательно, что первое чудо в книге, которому автор не даёт прямого рационального объяснения, связано с водкой. «Первый раз на вокзале настоящую водку пью». Даже если опустить тот нюанс, что это простая вода из крана, фраза звучит как чудо! И в очередной раз это демонстрирует и напоминает нам, что было в стране. И об этом вся книга.
Много смешного, много забавного. Персонажи все несуразные, по жизни бесцельные. Но у многих персонажей, и первого плана, и второстепенных, есть моменты, когда автор обнажает их истинные мысли и чувства перед читателем. И мы видим тогда беззащитных, часто несчастных людей, ждущих утешения. И в этой книге, пропитанной юмором, насмешками, иногда издёвкой над людьми, звучит нота трогательного, естественного, человеческого чувства – сопереживания этим несчастным людям. В эти моменты они словно на ладони перед кем-то великим (Богом?) со всей их болью, страхом и потерянной надеждой. Цитата: «И они плакали как брат и сестра, дети, которых обидел или напугал кто-то взрослый, напугал просто так, из озорства, не уважая и не видя в детях людей, а видя только детей, которых так смешно и весело пугать, – гордясь, что вот его-то, взрослого, никто уже так глупо не напугает!»
Я думаю, что в этом как раз и выражается талант писателя. По крайней мере меня именно это восхищает.
Вот уже во второй части книги, Петр, главный герой, начал мыслить: «А зачем?». То есть стал задумываться в чём смысл существования, его деятельности. Вот именно тогда он и встретил волкозайца. Волкозаяц – это образ самого Петра.
Но есть и ещё кое что. Волкозаяц символизирует для меня те байки, которые рассказывали и люди друг другу сами, и печатали в прессе. Сейчас вроде бы поменьше такого стало – всякой ерунды про нло и лохнесское чудовище.
Когда читаешь эту книгу то кажется, что в действиях и поступках героев нет логики, и это как раз вполне закономерно и иллюстрирует то безумие, что творилось в стране в тот переломный момент. Многие, ла возможно почти все тогда, не знали, чего ждать от будущего, и возврат к прошлому был не возможен. Поэтому я считаю, что эта книга о том времени. Люди эти какие-то неприкаянные, потерявшие почву под ногами, верящие во всякую околесицу, каких-то волкозайцев. Готовые поверить в самое невообразимое, пусть только им скажут во что. Ведь раньше-то нельзя было верить.
Кода начинала читать мне не очень-то сильно нравилось. Потому что про религию и отношение к ней, я мало что нового здесь почерпнула. Многое это уже было. Христос – обычный человек? Так эта тема раскрыта в «Последнем искушении Христа» Никоса Казандзакиса. Ну и других много книг с оригинальными идеями при мессию. Стал ли Петр по итогу спасителем? Довольно сомнительно. Изменился он однозначно. Если только для себя самого.
И поэтому важным в книге я считаю другое. Этот роман скорее память о том, что было в наше стране в те годы. И вот этим она ценна для меня. Кое что я забыла, а вот прочитала и вспомнила. Поэтому я уж эту книгу отнесу к жанру реализм, если позволите. Не к фантастике. Пусть тоже парадоксально будет. Я бы поспорила насчет фантастических элементов в этой книге.
Стиль автора узнаваем. Правда, я сравниваю с сериалом «Участок», сценаристом к которому был Алексей Слаповский. Читается легко.
Ставлю субъективные оценки книгам для своего личного рейтинга. Пока размышляю будет это 6 или 7 из 10.
P.S.: И вот я неожиданно узнала, кое что ещё. Буквально недавно слушала подкаст на канале исторического журнала «Proshloe», выпуск «Критика Повести временных лет». Игорь Николаевич Данилевский, доктор исторических наук, профессор НИУ ВШЭ, рассказывает об исследовании известного текста и новой интерпретации, которая по новому заставляет посмотреть на вещи и многое расставляет по местам в прочтении «Повести». В двух словах, «Повесть» — об исторических событиях, современных (и почти современных, так или иначе близких) «автору» «Повести». Он пересматривает их в разрезе библейских событий, сопоставляет, тем самым придает им иное значение. И в этих событиях он видит доказательства приближающегося конца света. Были там такие подсчеты в те далёкие века, что предсказывали скорый конец света. А слово «временных» в названии означает «последних». Так вот, когда я читала «Первое второе пришествие», я всё время думала, что на пороге нового тысячелетия многие боялись, что будущее не наступит. Ну скажем помягче – опасались. А уж в нашей стране происходила не воображаемая, а вполне реальная катастрофа.
Главный вопрос — мотивация автора текста — что его заставило писать, именно в это время, именно такой текст. И относится к тексту буквально вряд ли стоит. И вот в этом я вижу однозначное сходство «Повести временных лет» и «Первого второго пришествия».
Что же я только что обнаружила? Роман Слаповского имел второй вариант названия – «Первое второе пришествие. Повесть современных лет». Удивительно.
Посоветую послушать подкаст, он действительно заслуживает внимания. В отличие от моего кривого пересказа.
Определилась с оценкой 7 из 10.