Людмила Петрушевская «Время ночь»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое | Семейно-бытовое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Конфликт отцов и детей
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Только для взрослых
Она была поэт. Ну как поэт ? Стихи приносили денег совсем немного, больше зарабатывалось ответами на письма в редакцию. А деньги были нужны: чтобы жить, чтобы содержать внука; чтобы давать денег дочери, у которой были ещё дети, но не было мужа; чтобы откупаться от сына, вышедшего из тюрьмы; чтобы носить передачи матери, лежащей в больнице. В общем забот было много....
Входит в:
— журнал «Новый Мир № 2, 1992», 1992 г.
— сборник «По дороге бога Эроса», 1993 г.
— сборник «Тайна дома», 1995 г.
— сборник «Дом девушек», 1999 г.
— антологию «Проза второй половины XX века», 2000 г.
— сборник «Жизнь это театр», 2007 г.
— сборник «Конфеты с ликером (истории из жизни)», 2011 г.
— сборник «Как много знают женщины», 2013 г.
Номинации на премии:
номинант |
Русский Букер, 1992 // Русский Букер | |
номинант |
Ангелус / Nagroda Angelus, 2013 // Премия центральноевропейскому автору (Россия) |
- /языки:
- русский (18), английский (2)
- /тип:
- книги (19), периодика (1)
- /перевод:
- С. Лэйрд (1), А. Саммерс (1)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
vesnyshka, 3 июня 2016 г.
72 страницы человеческого страдания, зафиксированные в дневнике поэтессы Анны Андриановны, сравнивающей себя со своей практически тёзкой. Изломанные временем судьбы. Старая больная мать Анны, попавшая в психиатрическую лечебницу, сын Анны, вернувшийся из тюрьмы и беспробудно пьющий, дочь Анны, родившая трёх детей от разных мужчин. Любимейший внук Анны (первенец дочери) – болезненный мальчишка.
История с мальчишкой вначале напомнила мне историю Санаева «Похоронимте меня за плинтусом...», но нет и нет. Там был свет, там был детский взгляд на мир, там была надежда. А здесь такая беспросветность, что мне хотелось бросить читать, потому что с каждой страницей падаешь во всё большую вязкую темноту безысходности. В какой-то момент поймала себя на мысли, что мне не жаль никого из взрослых в этой истории. Они эгоистичны, мелочны, озлоблены (хотя это можно оправдать), повёрнуты спинами друг к другу.
Действия происходят словно по кругу, чему способствует замкнутость основного места действия – квартиры, в которой в своё время ютились все герои повествования. Выхода нет.
Если не брать в расчет проходных мимолётных героев, то в повествовании нет ни одного положительного персонажа. Особо грубыми мазками нарисованы мужские образы. Отец героини, который бросил семью, сын героини – пропойца, несостоявшийся зять и отцы внуков героини – негодяй на негодяе. Всё это создаёт удручающее впечатление и работает на руку Петрушевской – достигается эффект жейсточайшего реализма.
Время ночь. Темнота, глухость, безрадостность, голод – и физический, и иной. Голод по человеческому теплу, душевному отношению. Нищета. Просто пугающая нищета. Но не та, которую довелось пережить многим в 90-х, а нищета душевная (не хочу говорить духовная, потому что здесь нечто другое). И нет надежды на рассвет. Вернее, она, конечно, есть всегда. Трое детей и их будущее нам неизвестны, потому рассвет возможен, но его читатель додумывает сам, если имеет на это силы после выныривания из этой семейной трясины.
an2001, 4 февраля 2015 г.
По степени открытости и откровенности семейной жизни повесть может быть сравнима с более известной, хотя и более поздней по написанию повестью Павла Санаева. Но здесь всё показано ещё более горько и эмоционально, ибо рассказ звучит из уст женщины.