Артур Хейли «Колёса»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Производственное | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Это — одна из современных империй. Бизнес-империя. Мир гигантской автомобильной компании. Мир, подобный совершенному, безупречному механизму. Но каждый из винтиков этого сложного механизма, прежде всего — ЧЕЛОВЕК. Человек, подверженный бурным страстям — жажде любви и успеха, денег и власти. Страстям, которые переплетают людские судьбы в немыслимый клубок интриг, почти что «дворцовых» в своей тонкой изощренности…
Впервые на русском языке произведение публиковалось в сокращении в журнале "Наука и жизнь" (№№1-6 1974 год).
Экранизации:
— «Колёса» / «Wheels» 1978, США, реж. Джерри Лондон
- /языки:
- русский (24), английский (3)
- /тип:
- книги (27)
- /перевод:
- В. Владимиров (1), В. Котелкин (22), Т. Кудрявцева (23)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Stalk-74, 28 мая 2019 г.
Как ни странно, производственный роман начала 70-ых вовсе не выглядит архаичным. Конечно, это не значит, что все и сейчас так осталось. Вовсе нет. Нет уже того Детройта, автовластелина Земли. Нет глобального угнетения черных (очень любимая тема Хейли, кстати). Но суть осталась. И люди-винтики, и «в воскресенье побеждаем — в понедельник продаем», и беспросветная наркота рабочих, и трудоголизм карьеристов. Все это нанизано на нехитрый сюжет подготовки новой модели автомобиля. Добавлены межличностные отношения (довольно схематично). И главное, снова полная иллюзия абсолютного знания автором всего процесса — от закручивания тощим негром трех гаек в багажнике до политики зарабатывания концернами шальных бабок на всем. И немного криминала, как специи к антрекоту.
Хейли очень любили в Советском Союзе, видя в нем критика капиталистической системы. Это не так. Стоит только взглянуть на детали. Полуграмотный чернокожий с улицы получает у Хейли больше 35 долларов, работая на конвейере. В день. В семидесятые годы. Это самый низ, еле сводящий концы с концами. Остальные по пирамиде все выше и выше. И тут же читатель волей-неволей сравнивает это с самой справедливой советской системой, где рабочий за такой же труд получает красный флажок и грамоту. У Хейли рабочий класс повально ездит на автомобилях (плохо — пробки, смог и т.д.). В СССР самые непьющие стоят 10 лет в очереди на Москвич. У Хейли талантливые дизайнеры после колледжа становятся очень обеспеченными людьми, в СССР талантливые инженера после 20 лет стажа получает бетонную двушку.
Так что радостно печатая произведения «а у них там негры недоедают», получали закамуфлированную рекламу высокого забугорного образа жизни. И в конце 80-тых процесс стал необратимым. Тем более, что с отставанием в несколько десятков лет все тяготы романов Хейли стали благополучно реализовываться в России.
Возможно, для кого-то сюрприз, но Хейли вовсе не американец.
Блофельд, 3 июня 2021 г.
Самым трагическим персонажем «Колёс» является Ролли Найт. И полицейские его задерживали, и на заводе его гнобили, и в криминал он оказался втянут, и в конце концов оказался убит. У Хейли даже не сказано, что стало с Мэй-Лу после убийства Ролли. Сдаётся мне, что Мэй-Лу кончит плохо: или тоже будет убита, или сопьётся, или сойдёт с ума. Мне даже жалко Ролли.
tapok, 14 ноября 2021 г.
Колёса крутятся
***
Артур Хейли – мастер производственного романа. Благодаря необычному подходу к изучению материала (Хейли проходил стажировки в местах, которые стали основой для его романов) вкупе с талантом писать интересные, живые романы, его книги всегда оказываются как минимум достойными внимания. «Колеса» не стали исключением.
…Детройт – город машиностроения номер один. Сразу несколько компаний сражаются за звание единоличного лидера – «Форд», «Крайслер» и «Дженерал Моторс». При этом мир автомобилей лихорадит. Во-первых, скоро должна выйти модель «Орион», от которой ждут невероятно много. Во-вторых, некто Вэйл продолжает нападки на заводы и компании из-за их якобы нежелания разрабатывать паровой и электрический двигатели. На фоне этого и развиваются драмы нескольких героев.
Среди них – Адам и Эрика, муж и жена, у которых нет общий детей. Адам – один из инженеров компании автомобилестроения. Он полностью погружен в работу, ему буквально некогда тратить время на жену. Эрика же страдает от такого отношения. И её толкает из крайности в крайность. Мэтт Залески – замдиректора завода. В душе он не особо жалует афроамериканцев, на повышение он не метит, да ещё и с дочерью у него конфликты. Дилозанто работает с Адамом, он – дизайнер автомобилей, в том числе «Ориона». А ещё у Дилозанто есть виды на дочь Мэтта Залески. Наконец, ещё один герой – афроамериканец Ролли Найт, который недавно вышел из тюрьмы. Особо мотивации у него нет, скорее всего, ему скоро придется вернуться в тюрьму. Но ему предлагают работу – на заводе. И Ролли окунается в атмосферу автомобилестроения.
Достоинства романа базируются на тематике и её раскрытии. Хейли описывает сразу несколько сторон автомобилестроения: дизайн, сборка, продажа, гонки, прогнозы. Затрагивает он и околоавтомобильные вопросы – выхлопные газы, слепое увлечение машинами. При этом Хейли не грузит сложными терминами, обходясь общепринятыми словами. Персонажи тоже получились разнообразными. Тут вам и трудоголик, и без пяти минут расист, и разочарованная женщина, и талантливый инженер. Здорово у автора получилось и смысловое наполнение. Главный вопрос, пожалуй – это степень увлечения автомобилями. Многие герои буквально живут этим миром, забыв про окружение. И именно в уста одной из героинь Хейли вкладывает свой посыл.
Если говорить о недостатках, но автору не удалось обойтись без них. Наверное, главная претензия – динамика произведения. Ведь Хейли умел писать действительно драйвовые произведения – «Детектив», «Взлётно-посадочная полоса», «Окончательный диагноз». Здесь же заметны провисания, где-то автор увлекается описаниями, где-то водянистыми монологами. Персонажи, пусть и получились разными и интересными, но особо сопереживания не вызвали.
Заключение: «Колеса» – хорошее произведение, фирменный «производственный роман» Хейли. Даже при ряде минусов читать книгу интересно и приятно. Скорее всего, начинать знакомство с творчеством Артура Хейли с «Колес» не стоит. Но и проходить мимо него, если вам нравится подобная литература, не стоит. Несмотря на то, что «Колесам» вот уже 50 лет, книга всё равно остается актуальной.
8 колёс из 10.
фрейзи, 28 июля 2013 г.
Была сильно, но приятно удивлена обнаружив здесь Артура Хейли. Не фантаст, но весьма достойный мастер производственного романа.
Колёса — первое его произведение прочитанное мной. Словами и предметом описания владеет мастерски. Даже не верилось сначала что он сам никогда в автопроме не работал. Но как оказалолось фишек автора максимально подробно изучать разные миры и знакомить с ними читателей. Вы не знали что опытный сварщик может заварить багажник легковушки изнутри через крепления задних сидений? А что на конвейере работники чуть ли не в открытую курят коноплю и руководство закрывает на это глаза, в ущерб качеству авто, лишь бы не уменьшалось количество? Бардак на капиталистическом предприятии в 60- е был ещё хлеще чем на социалистическом.
Но в отношении к героям мы с автором не совпали. Он увлекательно и с любовью рассказывает о влиятельных и богатых. О бедных тоже увлекательно, но с презрением каким-то. Дали дескать вам шанс, а вы неблагодарные так себя ведёте. Хотя немного сочувствия есть и к бедным. И убивает автор самого бедного героя. И помочь ему богатые не хотят, предварительно использовав его по полной. И вдову его не спросят что она будет завтра есть, и работу не предложат.
Я ожидала исходя из завязки, что роман будет г людях по чьей жизни катком проехалось служение обществу потребления. Что-то трагическое. Вроде « Реквиеме по мечте». А тут почти хепи-энд. У богатеньких всё в шоколада, а всех бедных , кого не достала белая горячка, передавила мафия.
И ещё мне очень интересно как сейчас, в 21 веке обстоят дела на автомобильных заводах.
komes, 12 октября 2016 г.
раз уж есть градации в понятии Талант, употребить это слово в отношении Хейли вполне естественно. Детали жизни героев книги — это то, что потом выплеснулось в газетные статьи и полемику политиков: клептомания богатеньких, непреложное взимопроникновение криминала и производства, и воплотившееся проклятие «уродство — это прекрасно» (где вы обводы форд-мустанг, олдсмобиль-торнадо!?). Трудно без смеха вспоминать смешанные чуйства на лицах мужиков на посиделках в гаражах при пересказе истории с заказами машин у *мериканцев*: зажрались буржуи — день сборки выбирают, но и люди все-таки — понедельники тож чижелые. А второй эшелон раздумий подошел сейчас: и как это Детройт и иже с ними докатились до жизни такой, такая ли уж большая та самая тройка.
izubr_, 11 февраля 2019 г.
Отличный роман! Для своего времени просто супербомба! Очень сильные подробности как работы на конвейере, так и топ-менеджмента автопрома, и даже ньюансы работы дилера.
Единственное что в книге на сегодня устарело это все же расовая проблема, сейчас если верить источникам перекос идет в другую сторону, а так все отношения людей занятых в одной сфере, и трудоголиков как Трентон, и раздолбаев как нег с конвейера, и просто творческих людей как Бретт.
Роман один из лучших образцов производственного произведения.