Николай Шебуев «Дьяволица»
Пародия на бульварные детективные романы. Неведомый преступник обладает изощренной фантазией, присылая по выбранным адресам посылки с фрагментами человеческих останков. Следствие сбито с толку. Адресаты становятся подозреваемыми. И непонятно, кто следующий станет содержимым страшной посылки, а кто — ее получателем...
Входит в:
— журнал «Синий журнал 1914'13», 1914 г.
— журнал «Синий журнал 1914'14», 1914 г.
— журнал «Синий журнал 1914'15», 1914 г.
— журнал «Синий журнал 1914'16», 1914 г.
— журнал «Синий журнал 1914'17», 1914 г.
— журнал «Синий журнал 1914'18», 1914 г.
— журнал «Синий журнал 1914'19», 1914 г.
— журнал «Синий журнал 1914'20», 1914 г.
— журнал «Синий журнал 1914'22», 1914 г.
— журнал «Синий журнал 1914'23», 1914 г.
— журнал «Синий журнал 1914'24», 1914 г.
— журнал «Синий журнал 1914'25», 1914 г.
— журнал «Синий журнал 1914'26», 1914 г.
— журнал «Синий журнал 1914`11», 1914 г.
— журнал «Синий журнал 1914`12», 1914 г.
— журнал «Синий журнал 1914`21», 1914 г.
Периодика:
Электронные издания:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
stax, 30 января 2019 г.
Нечасто бывает такое, что прочитаешь книгу, а потом жалеешь, что ее приобрел. Нет бы, почитать в электронке...
Речь идет о «чрезвычайно уголовном романе» Николая Шебуева «Дьяволица». Популярный в начале прошлого века фельетонист и редактор решил таким образом высмеять расплодившуюся в те годы бульварную литературу.
Но пародия не должна быть по художественному уровню ниже пародируемого произведения, ИМХО.
Однако ж, фельетонист — не писатель. И пародируя детектив, Шебуев даже не постарался как-либо выстроить интригу. Без всякой меры он громоздит кровавую «расчлененку», полагая, что это будет жутко смешно. Но это и не жутко. И не смешно.
Даже самые немыслимые преступления должны быть как-то объяснены с точки зрения логики. Но автора это абсолютно не беспокоит. Как и фигура самого преступника. Только на последней странице г-н фельетонист спохватывается и как бы между делом сообщает:
»...автор, конечно, мог бы хоть на минуту вывести на сцену особу, носящую эффектное прозвище «Дьяволица». Но, щадя нервы читателей, и без того взвинченные неимоверно быстро проносящимся ураганом самых неожиданных и хитросплетенных уголовных происшествий, он не решился испытывать их долготерпение лицезрением того исчадия ада, которому принадлежит эта кличка».
И все. Кто такая эта преступница, что ею двигало, почему убивала? — не суть важно. Важно сообщить, что автор написал еще один крутой роман «Берта Берс». Как говорится, покупайте во всех киосках страны...
Получается, Шебуев пошел по тому же пути, что и пародируемые им авторы бульварных романов. А пародия не достигла своей цели.
Все персонажи здесь — лишь марионетки в руках автора. В итоге, как поет Шнур: «Никого не жалко. Никого...».
Ради справедливости, отмечу, что в книжке попадаются удачно выписанные места. Например, вечеринка (по нынешнему, корпоративка) в ресторане:
За самих поставщиков уже пили. За жен поставщиков пили. За дочерей поставщиков пили. За матерей — пили.
Взрыв аплодисментов покрыл находчивый тост. Как вдруг электричество померкло. Не погасло, а померкло.
— В этом ресторане завсегда так. Сперва на стол свечи подадут, дескать, скоро ресторан закроют. Потом электричество приспустят. А потом и — шабаш, просят о выводе и о выходе…
Темный коридор ресторана оживился беспорядочными криками.
Кто-то тормошил заснувшую на диване кабинета Верку-Недомерку. Икая, она полубессознательно попросила воды. Ей подали стакан, в который слили из разных рюмок и стаканов вина и ликеры.
— Долей пивом! — посоветовал Ефремов.
Та залпом выпила, глупо улыбнулась и спросила:
— Хрюшон?
— После такого захрюкаешь...
Вот это улыбнуло. Потому что узнаваемо. За сто лет ничего не изменилось. Русский человек если пьет, — завсегда ведет себя одинаково...
Как иронический очерк нравов, роман Шебуева, возможно, и неплох. Как детектив — никуда не годится. А фантастики-мистики, кстати, тут и вовсе нет ни толики. Поэтому непонятно, почему «Дьяволица» попала в некоторые библиографии русской фантастики.
Возможно, в этом главная причина моего разочарования...