Хосе Лопес Портильо «Пирамида Кецалькоатля»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Helena1996, 4 июня 2022 г.
Весьма необычна подача — по крайней мере поначалу так воспринимается. Читается как поэма в прозе. И тут видно, что переводчик постарался, потому что звучит как песнь, даже в каких-то прозаически-бытовых местах. Необычно, непривычно и возможно, не все поймут этот маневр автора. Поэтому сочла нужным предупредить. Тут еще для меня неприятным образом наложилась аллюзия на историю Христа, слишком много было прозрачных намеков и история Кецалькоатля усеялась ненужными на мой взгляд вторыми смыслами.
А ведь сам миф о Кетцалькоатле совершенно чудный и не нуждается в таких перформансах. Сама я когда-то узнала его историю достаточно нетипичным образом, хотя тоже через книгу, но какую книгу! И вот сейчас пойдет пиар моей любимой книги из детства, хотя какого детства ... книга, хоть и фантастическая, и выходящая в той самой серии в рамке для детей и юношества, но она вполне читабельная и для взрослых, а тогда это был такой восторг!
Итак, в мои руки когда-то стараниями и советами замечательного нашего школьного библиотекаря — привет и мой поклон всем людям этой замечательной профессии, особенно в школах — тогда попала книга Александра Казанцева «Фаэты». Да, советская фантастика, но поскольку героями были не советские люди, а люди с вполне отвлеченной планеты столь далекого прошлого, книга избежала очевидной идеологии и многих штампов, хотя стиль того времени и ощущается, за что, знаю, ее многие сейчас и ругают. Но этот момент опять же на любителя.
А Казанцев тем временем разворачивает предысторию гибели Фаэтона, историю его гибели, спасения и космических путешествий и приключений небольшой группки фаэтов. Которых их путешествие приводит к тому моменту, от которого можно предположить происхождение легенды о Пернатом Змее, легенды, без которой немыслима ацтекская история вообще. История в изложении Казанцева, конечно, фантастическая, но... почему бы и нет? Почему такое не могло произойти на самом деле?
Зато автор нашей уже истории замешивает в ней много слагаемых, помимо того, о чем выше сказала. В ней будут сочетаться и моменты, которые рассматриваются с высоты власти и силы, в ней будет в противовес предлагаться позиция самого Кетцалькоатля, которая несколько приближена к учению Христа, и хотя времена еще столь далекие, но политическим решениям все равно найдется место, и каковы они будут — это уже интересно. Как толкуется справедливость, благо — тем более.
Человек, словно свалившийся с неба, вернее, принесенный текучей водой и через короткое время сделавшийся божеством для предков ацтеков, выглядевший не так, как они, рассуждающий не так, как они, принес им не только новые мысли, но и новые умения, ремесла, науки и прочие полезности, как, например, календарь. Но новые мысли не могли искоренить старых, новые знания не могли унять кровожадность, а в ответ на военные действия противников они могли противопоставить лишь еще более ярые действия.
И здесь везде противоречия. Кетцалькоатль и ставший позже его противником Топильцин. Каждый блуждает в противоречиях. Натыкаясь на беду, познает горечь поражения, даже если это не битва, а свои устремления. И не только они, но и каждый из героев, окружающих Кетцалькоатля в какой-то момент ощущают всю тщету своих действий, что нет и не может быть единственно правильного решения. Потому что по прошествии времени после принятого решения все оборачивается злом. Любой поступок — добрый ли, злой — оборачивается горем. Для своего народа или чужого, для себя или противника. И так по кругу. А в этом есть своя особая философия бытия. И особенно то, какой мерой измеряется добро и зло. И что есть то и другое. Для кого, когда и в каких условиях. Одно и то же может быть и добром, и злом.
ужик, 14 сентября 2015 г.
Книга скорее понравилась. Но вот передать свое впечатление о ней мне сложно.
Я не знаю как воспринимать эту книгу. С одной стороны, судя по эпилогу и по тому, что отец автора был археологом, это попытка показать противоречия и загадки, существующие вокруг мифа о Кецалькоатле.
С другой стороны, это авторская версия мифа, потому что Портильо допускает много вольностей, излагая историю, рассказанную в священных текстах индейцев. Но читать книгу как легенду тяжело — мне мешал стилизированый язык. Ну и поступки ГГ, в отличии от персонажей индейцев, мне не всегда казались логичными...
Опять же, что касается психологизма — да, автор очень четко уловил постоянные метания героя, сомнения, одиночество, утраченные надежды и иллюзии...
Короче, читайте коммент Wooldfas , там все красиво написано, я же добавлю: книга о том, как ГГ хотел сделать «как лучше», делал что получалось, а потом долго убивался над результатом. И о том, что христианские ценности не так-то просто навязать абсолютно неподготовленному коренному народу доколумбовой Америки.
8 баллов
Wooldfas, 11 июня 2012 г.
Потрясающая, мелодичная по своему языку и содержанию книга. В «Пирамиде Кецалькоатля» в очередной раз предпринимается попытка ответить на самые сокровенные вопросы мироздания. Весомое в своей нише произведение, пользуясь инструментарием ацтекской мифологии раскрывает нам, порой, совершенно христианские ценности, но на то и «плащ» мифологии, покрывающий каждое слово Кецалькоатля, заставляющий нас невольно сопоставлять все содержание прозы в целом с христианскими реалиями. «Крылатый змей» на удивление ярко перекликается с двумя символическими животными Заратустры Ницше, а вместе с комплексным анализом остальной мифологии произведения, обнаруживаешь глубокий космологизм, тонкую философию не разнящуюся по своим трактовкам, а приводящую к одному Первоисточнику, споры о котором, пожалуй, чаще разъединяют людей на Школы и Верования, нежели приводят к Нему. Мученический путь главного героя, лишний раз подтверждает насколько одинок в своих духовных исканиях человек на Красной дороге жизни, тем более, если Истина — он сам.