Айрис Мёрдок «Итальянка»
- Жанры/поджанры: Любовный роман | Реализм
- Общие характеристики: Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
ужик, 30 октября 2017 г.
Эдмунд приезжает домой на похороны матери. На первый взгляд, семья его старшего брата Отто живет хорошо и дружно, а Эд вот даже не женат. Но не успевает Эд спаковать вещички, как родственники бегут к нему за помощью, а о жизни домашних вскрывается неприглядная правда.
Я мало знакома с романами Айрис Мердок, пока в «активе» только «Итальянка» и брошенная на половине «Отрубленная голова», не лучшие произведения автора. Но мне буквально бросается в глаза постановочность диалогов и ненатуральность реакций персонажей. Особенно это касается главных героев мужского пола в обеих книгах. Он — мудрый, философски настроенный, одинокий или не особо благополучный в семейной жизни. Не имеет элементарной гордости и позволяет окружающим вмешиваться в свою личную жизнь до такой степени, когда это уже просто неприлично не взирая на степень близости. Спокойно воспринимает упреки от людей, которым следовало бы помолчать — лучший друг, что увел у ГГ жену ( «Отрубленная голова»), жена брата, что лучше бы попробовала разобраться с собственными семейными проблемами и не лезла к другим («Итальянка»).
Вначале главный герой остается с братом потому, что искренне желает помочь ему в беде. Но быстро понимаешь, что проблемы семейства сродни алкоголизму — пока сам не захочешь вытащить себя из этой ямы, ничего, не взирая на усилия близких, не изменится.
Из-за этого и плюс еще довольно аморфного образа той самой «итальянки» книга не воспринимается как цельное произведение, скорее как авангардная театральная постановка.
evridik, 26 апреля 2013 г.
Должно быть, для времени своего написания «Итальянка» Айрис Мёрдок была таким же шокирующим произведением, как «Цементный сад» Иэна Макьюэна или «Бархатные коготки» Сары Уотерс – для современного читателя. Здесь сильная психологическая линия опутана проводами тайных страстей и семейных ценностей, которые постепенно рушатся на глазах главного героя. Он – младший из двух братьев, и он приезжает в отчий дом после смерти матери, чтобы проводить её в последний путь и уехать обратно. Однако есть заковыка – семья его брата, которую он представляет довольно благополучной, втягивает его в свои проблемы, и втягивает так, что он уже и сам не хочет уезжать. Он сражён, ошарашен, он в ужасе – и читатель тоже сможет ощутить эти эмоции, если возьмётся читать роман и погрузится в них как следует. И, кажется, здесь имеются все основания для зачисления «Итальянки» в ряды замечательных психологических драм, но.
Во-первых, итальянка в романе хотя и есть, но она проходит серым и непонятным персонажем, который непонятным образом, словно в угоду автору, раскрывается на последних страницах. Во-вторых, главного герой – открытый лист; несмотря на пуританство, в котором он сам себя обвиняет, его шок, и страх, и отчаяние – будто искусственно усилены, ненатуральны, их так много, что кажется, будто он каждую минуту своего пребывания в отчем доме страдает. Нет какой-то тонкости, в результате которой читатель сам бы подошёл к мысли о том, насколько важна итальянка, и лично мне даже со второго прочтения роман показался не более чем интересным чтением.
Рекомендация выборочная.
+7