Айрис Мёрдок «Бегство от волшебника»
Десять лет назад Роза отказала загадочному и непостижимому человеку Мише Фоксу, и вот теперь он вернулся — то ли мстить за прошлое, то ли попытаться возобновить их отношения. В этом завораживающем романе Айрис Мердок повествование балансирует между абсурдом и трагедией, реальностью и фантазией.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
prouste, 17 ноября 2018 г.
Мердок все же удивительная и не похожая ни на кого. Давно ее не читал и вот этот роман, взятый наобум, откровенно порадовал. Опять эксцентричные круги с разномастными персонажами, отсутствие всякого социального и психологического. Этот роман изобилует фарсовыми сценами, которые и определяют общее впечатление. От секса с брутальными славянскими близнецами, до полноценной женской драки на светском приеме — все достаточно забавно. Ну да, есть волшебник и вокруг него происходят всякие свистопляски. Кто от него, кто к нему бежит. Волшебник вполне бесцветен, глаза у него разномастные ( как у Боуи). Не Воланд. Из персонажей понравились эксцентричные богатые старушки — в сценах с нмии Мердок откровенно работает в манере Диккенса. Не понять, какие выводы из этой книжки можно сделать, и стилистических находок нет и жизнеподобием не пахнет. Мердок вообще тяжело оценивать. Этот роман мне показался у нее одним из самых легких и обаятельных.
vesnyshka, 2 января 2015 г.
Эта книга оказалась для меня неоднозначной. С одной стороны Мердок признана лучшей британской романисткой ХХ века и многими любима, а с другой – я совершенно не поняла её произведения. Дело, конечно, не в ней, а во мне, но все же. Эта первая на моей памяти книга, читая которую, я совершенно не жила жизнью героев. Им было хорошо-плохо-больно.. они лишались-находили-умирали.. а мне было безразлично, абсолютно. Так не бывает, когда читаешь хорошую книгу. А это хорошая книга. Автор мастерски переплетает несколько сюжетных линий – молодая девушка, жаждущая чувств и приключений; братья-близнецы – странноватые эмигранты, которые позволяют себе разное, выходящее за пределы, как например, занимаются любовью вдвоем с одной девушкой на глазах своей матери; феминистическая газета, за которую идет борьба; много интересных персонажей, а так же загадочный «волшебник» Миша и девушка Роза, якобы пытающаяся то ли сбежать то ли вернуться к нему. И не только она принимает участие в игре этого мага. Все герои книги тем или иным образом связаны с Мишей. Он, будто кукловод, в определенной степени руководит их жизнями. Перед читателем встают вопросы – свободы и подчинения, самостоятельности выбора, и вопроса на все времена – что есть хорошо, а что плохо? Айрис удалось показать героев живыми – никто из них не идеально хорош, ни откровенно плох. У каждого есть свое черное и белое, свои мотивы поступков, свое прошлое. У меня же во время чтения нередко появлялось ощущение абсурда, и ни разу – волшебства.
И несколько цитат:
Женщину надо мучить, постоянно, если потребуется — годами. И только после этого ты увидишь, кто она такая.
Ведь правды, одной какой-то правды, ее ведь нет! И символы мы наделяем значением исключительно в соответствии с нашими глубочайшими желаниями. Так уж мы, люди, устроены. Реальность – это шифр со многими разрешениями, и каждое из них верно.
Три часа ночи... просыпаясь в это время, неизбежно начинаешь воображать, что болен какой-то неизлечимой болезнью; да ведь так оно и есть. Жизнь — болезнь, и этот ледяной час предназначен именно для того, чтобы ее почувствовать.
Зрелость — это понимание того, что человеческие усилия в большинстве своём завершаются мыслью о собственной заурядности.
Женщина не существует, пока ей не исполнится двадцать пять, даже тридцать... Юные девушки сотканы из мечты. Именно поэтому они так трогательны и так опасны. Каждая юная девушка мечтает о победе над силами зла. Она полагает, что её целомудрие — это её щит и меч. Девушка может оставаться в душе девственницей даже после многих испытаний и по-прежнему будет верить в сказку о невинности. Именно поэтому она отправляется к дракону, воображая, что у неё есть защита.
- И что происходит потом?
- Бедняге дракону остаётся одно — съесть её. Оттого у драконов такая плохая репутация.
Вслед за девицей-единорогом приходит сирена, женщина-разрушительница.. Она понимает, что будет разоблачена мужчиной, что она не сможет спасти мужчину, потому что в ней нет невинности. И поэтому она начинает их уничтожать.
Встречаются и мудрые женщины, — продолжал Миша, — такие, которые однажды пережили разрушение, перетерпели катастрофу. Вся их структура распалась, и не осталось ничего, кроме оболочки, земли, мудрости плоти. Иногда такую женщину удается создать, если ее разрушить… …Начать надо с разрушения сердца. Женщины, по простоте своей, обычно верят в него. Любовь женщины ничего не стоит, пока из неё не выметут весь этот романтизм. А едва ли возможно. Если она переживет гибель сердца и у нее еще останутся силы любить…
— Как странно, — заметила Роза. — Я никогда раньше не замечала, как мы с тобой похожи.
— Это иллюзия любящих, — ответил Миша.
Если стану терпеливой, значит, умерла.
Убеждение, что душу другого можно спасти из плена, есть иллюзия, свойственная самой ранней юности.
Вера в способность любви пробуждать ответные чувства — это не более чем иллюзия, которой страстно влюбленные тешат себя.