Алехо Карпентьер «Царство Земное»
Роман «Царство земное» рассказывает о революции на Гаити в конце 18-го – начале 19 века и мифологической стихии, присущей сознанию негров. В нем Карпентьер открывает «чудесную реальность» Латинской Америки, подлинный мир народной жизни, где чудо порождается на каждом шагу мифологизированным сознанием народа. И эта народная фантастика, хранящая тепло родового бытия, красоту и гармонию народного идеала, противостоит вымороченному и бесплодному «чуду», порожденному сознанием, бегущим в иррациональный хаос.
Входит в:
— антологию «Повести магов», 2003 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Podebrad, 15 ноября 2018 г.
Кубинский француз Карпентьер и гватемалец Астуриас считаются отцами-основателями магического реализма. Именно после выхода «Царства Земного» были внятно сформулированы понятие магического реализма и его основные особенности. Потом Алехо Карпентьер писал больше реалистические книги (ну, почти реалистические). Среди них такие шедевры , как «Превратности метода» и «Век Просвещения». На мой взгляд, они ещё сильнее. Но в историю литературы Карпентьер вошёл в первую очередь «Царством Земным».
Это книга картин из истории Гаити на протяжении примерно полувека. Картины эти переплетаются с эпизодами из жизни негра-раба Ти Ноэля. Сама по себе история тех лет выглядит фантасмагорией даже в академическом изложении. Сначала рабы потихоньку травят и режут своих хозяев, а при известии о Великой французской революции устраивают свою революцию. Рабство уничтожено, белое население вырезано, прибывший на остров корпус наполеоновской армии вымер от тропических болезней. Бывшие рабы пытаются построить своё государство по европейским образцам. Почти каждый год сменяют друг друга чёрные президенты, императоры, короли, диктаторы, первые консулы, Отцы нации. И каждый из них пытается вернуть своих товарищей в положение рабов, не юридически, конечно, но фактически. Никто не хочет работать, во всяком случае, работать по-прежнему, но кто-то ведь должен. Работают только рабы. Это вбито в голову каждому с младенчества. И никто не держится у власти. Погибают, умирают неизвестно от чего, бегут из страны, которой всё равно невозможно управлять. И с каждой сменой власти бывшие рабы, а ныне свободные граждане живут всё хуже.
Роман полон магией, но магией полускрытой. А может и не магией. Люди превращаются в зверей, птиц, насекомых, летают по воздуху, не горят в огне, проходят сквозь стены, становятся невидимками. Знают об этом только те, кто верит в магию. Кто не верит, тот ничего не видит или видит совсем другое. Обе точки зрения логически непротиворечивы, только логика разная. Но даже магия не может укрыть от реального мира, полного жестокости и несправедливости.