Алекс Гарленд «Тессеракт»
«Тессеракт» — это попытка Гарленда в жанре остросюжетной прозы осмыслить хаотическое мироздание, своеобразная литературная игра в мозаику, где из фрагментов действительности каждый читатель вместе с автором собирает свою картинку. Здесь английский моряк спасается бегством от филиппинских наркоторговцев, преуспевающая докторесса вспоминает о своей первой любви, а ее муж по пути домой с работы пропарывает колесо о заботливо подложенный отнюдь не безымянными хулиганами гвоздь... Пути их пересекутся.
— Amazon.co.uk [Kindle Edition]
Награды и премии:
лауреат |
Премия Флаяно / Premio Flaiano, 2000 // Проза (Великобритания) |
Экранизации:
— «Тессеракт» / «The Tesseract» 2003, Япония, Великобритания, Таиланд, реж. Оксид Пан
- /языки:
- русский (2), английский (1), французский (1)
- /тип:
- книги (4)
- /перевод:
- Е. Аврорин (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Профессор, 14 декабря 2017 г.
На прочтение книги подтолкнула аннотация и то, что книга серии «интеллектуальный бестселлер». Само произведение как уже понятно из аннотации складывается из несколько рассказов, которые должны сложиться в единый клубок. Итак, первая история мне понравилась, здесь гангстер с охранниками, спешат на встречу в отеле с моряком. Мы так и не узнаем, что они собирались обсудить. Но эта история прописана очень сильно, автору удалось передать мрачную атмосферу и эмоциональные составляющие главных героев. Я очень проникся героям и не мог оторваться от чтения, так как мне было очень интересно, что произойдет дальше. А дальше — история молодой женщины-врача, оставившей в юности несчастную историю большой любви. Она так и не успеет помириться с матерью, которая, как это всегда и бывает, хотела как лучше. И третья история — двое мальчишек-беспризорников, просящих милостыню, получающих суп от церковной миссии и рассказывающие свои сны за деньги пишущему диссертацию психологу. Однажды вечером пути из трагических по сути жизней так же трагически и случайно пересекутся, а читателям останется гадать, так ли случайно. Ответов Гарленд не дает. Просто рассказывает свою странную историю про странных или таких обычных несчастных людей. Мне очень нравится идея того, что все мы люди, живущие на земле, влияем друг на друга, и порой даже не замечая этого. Потому как порой, то что мы не считаем важным оказывает большее влияние нежели то, когда мы осознанно стремимся повлиять на кого-то. В общем книга получилась очень путаной, хотя как и наша жизнь, и все таки не смотря на хорошую идею мне чего не хватило… Может быть мнения автора по ходу книги.
Elessar, 3 июня 2012 г.
Путаный и странный роман, из тех, что с написаны с претензией на глубину и многогранность. Тем не менее, лежащая в основе сюжетной структуры идея довольно проста. Люди по сути своей существа довольно ограниченные и потому неспособные воспринимать реальность такой, какова она на самом деле. На самом деле мы оперируем лишь представлениями и образами в своём сознании. Но ведь творец по определению не способен создать нечто более глубокое и интеллектуальное, чем он сам. Брайан Керниган однажды очень ёмко сформулировал эту мысль: «Если вы пишете код настолько умно, насколько можете, то вы по определению недостаточно сообразительны, чтобы его отлаживать.» Так же и здесь. Чем глубже становится наше восприятие реальности, тем более непосильными становятся усилия, необходимые для интерпретации и понимания воспринятого. Герои романа даже и не подозревают, как странно переплелись их судьбы — на доступном им уровне восприятия они далеки друг от друга так, словно живут в параллельных реальностях. Но тем не менее каждое (без)действие любого запускает цепь совпадений и событий, в которые оказываются вовлечены все. Вопросы одного могут стать ответами для другого. И никогда не знаешь, что пустяк, а что способное изменить судьбу откровение. Забавно, но это и вправду похоже на пазл, который к тому же можно собрать по-разному. И каждый раз сложить что-то новое. А ведь мы попросту неспособны судить о правильности итогового результата. Это как спин электрона: неопределённость остаётся всегда, порождённая сами фактом наблюдения. Каждый собирает свою реальность по-своему. И из своих кусочков.
Это, конечно, красиво, но очень уж неоригинально. Ещё с тех пор, как Сократ сформулировал сакраментальное «Scio me nihil scire», а Платон рассадил людей по пещерам. Для откровения «Тессеракт» слишком не нов, а для идеальной иллюстрации ему недостаёт изящества и элегантности. Возможно, кропотливая работа над формой, языком, персонажами и могла бы сделать из романа ту самую модель, взглянув на которую каждый мог бы представить себе вселенную чуть более правильной, хотя бы одним измерением глубже. Но мне роман показался слишком сумбурным и переусложнённым для этого. А потому только 7/10.