Алекс Гарленд «Пляж»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Азия (Южная Азия | Восточная Азия | Юго-Восточная Азия ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Робинзонада | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Роман-антиутопия талантливого английского писателя А.Гарленда о самосознании наших молодых современников, выросших в городских джунглях в условиях глобальной коммерциализации мира.
Архетипический мотив поисков земного рая, его обретение и разрушение обнаруживают внутреннюю противоречивость и духовный трагизм `поколения без иллюзий`.
Сочетание серьезной проблематики с сюжетной динамикой, оригинальность стилистических решений делают книгу Гарленда достойной внимания широкого круга читателей.
— Amazon.co.uk [Kindle Edition]
Награды и премии:
лауреат |
Премия Бетти Траск / Betty Trask Award, 1997 // (£12,000) | |
лауреат |
200 лучших книг по версии BBC / BBC The Big Read, 2003 |
Экранизации:
— «Пляж» / «The Beach» 2000, США, Великобритания, реж. Дэнни Бойл
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Moloh-Vasilisk, 14 ноября 2024 г.
Западня для потерянных
14.11.2024. Пляж. Алекс Гарленд. 1996 год.
В тропическом раю, далеко от цивилизации, собрались люди, мечтающие о свободе и независимости. Их жизнь, казалось бы, стала воплощением мечты, но рай оборачивается тюрьмой, где каждый новый день приносит тревожные открытия. В этом закрытом сообществе моральные ценности теряются, а жестокость становится нормой.
Роман «Пляж» погружает в зыбкую реальность, где солнечные картины становятся символом обреченности, а герои, подобно щепкам потерянным в океане, мечутся в поисках иллюзорного эдема. Стиль автора обволакивает, перенося в вязкое марево тропического рая, который, однако, оказывается западней для тех, кто ищет свободу от общества и его догм. Алекс Гарленд создает парадоксальный мир, напоминающий наркотический дурман — утопия на пляже манит, но быстро обнажает свою гниющую под внешней красотой основу.
Главный герой, Ричард, кажется типичным дауншифтером, однако его мотивация вскоре раскрывается как инфантильная попытка бегства. Вместе с другими такими же «лишними людьми» он обретает иллюзорный дом на этом пляже, где обитатели, сбежав от общественных норм, постепенно разлагаются морально, выбирая жестокость как форму существования и замещения социальной ответственности. Отношения между персонажами напоминают сговор паразитов, цепляющихся за то, что они считают совершенной жизнью, но первым признаком угрозы этот рай оборачивается анархией и жестокостью.
Гарленд превосходно работает с атмосферой, наращивая напряжение за счет мельчайших деталей: комната в дешевом отеле, едва ощутимый запах марихуаны и потрескивание вентилятора на фоне диалогов, полных скрытых угроз и ускользающих смыслов. Его язык точен, почти хладнокровен, отчего чувство тревоги, даже опасности, разливается по страницам, превращая этот пляж в символ разложения. Каждый герой здесь словно испуганный ребенок, прячущийся в игрушечный домик, но в игре вскоре обнаруживаются следы настоящего ужаса. В этом пляже — ни капли идиллии; он медленно пожирает тех, кто желал обрести свободу.
Однако наряду с мастерским построением атмосферы, роман имеет и некоторые недостатки. Местами повествование кажется затянутым, перегруженным бытовыми подробностями, повторениями одних и тех же действий и фраз, которые не всегда усиливают напряжение, а порой и размывают его. Диалоги героев часто утрачивают ритм, словно сама жизнь здесь вымучена, и это замедление иногда лишает сцены эмоциональной наполненности.
В целом «Пляж» — это не произведение о туристическом рае, превратившемся в ад, но глубокая метафора о разлагающемся обществе, мечущемся в поисках эскапизма, который становится пагубным. Гарленд создает многозначное полотно, где напряжение, скрытая жестокость и иллюзия рая складываются в мрачный и тревожный мир. 7 из 10.
flying_kitten, 22 мая 2024 г.
Книга эта прошла в своё время мимо меня, да и фильм тоже, но никогда не поздно наверстать, так сказать, упущенное, вот я и решил ознакомиться с этим нашумевшим некогда произведением. :)
Среди дауншифтеров-путешественников по Юго-Восточной Азии ходит легенда о чудесном необитаемом острове, на котором есть лагуна дивной красоты, где круглый год спокойная и чистая вода, где знающие об этом секретном месте счастливчики подолгу живут, не зная забот и хлопот и наслаждаются природой и спокойствием. Главный герой случайно узнаёт об этом острове в одном из дешёвых азиатских отелей, после непродолжительных поисков попадает туда, знакомится с местным «населением» и, разумеется, остаётся, чтобы познать тропический дзен. Однако рай оказывается не таким уж и беззаботным, да и необитаемость весьма условна.
В романе довольно пространно описывается жизнь дауншифтеров-пляжников, по образу жизни — хиппи 1990-х годов. Полурастительное существование, бегство от реального мира с его проблемами и заботами, назад к природе, так сказать. Идиллия длится недолго, ведь проблемы в жизни существуют не сами по себе, а создаются человеком, вот он и тащит их за собой даже в рай. Действие постепенно ускоряется, сквозь милые лица начинает проступать звериный оскал и вот уже безмятежный уголок накрывает волной жести.
У меня остались очень противоречивые ощущения от прочтения «Пляжа», с одной стороны, автор не даёт скучать читателю, за исключением некоторых моментов в происходящее вполне верится, плавно раскручивающийся сюжет становится всё более остросюжетным, заставляя читать не отрываясь. Однако есть одно «но» — лично я не могу понять героев книги, хочу, но никак не получается. Для чего они живут, какие у них цели в жизни, неужели им не скучно то однообразие, в которое они сами себя заточили? В общем не смог я понять героев, а без этого и полностью вжиться в книгу, увы, не выходит.
sergej210477, 6 августа 2022 г.
Интересный, на мой взгляд, роман.
Жизнь коммуны «дикарей» на недоступном острове Таиланда. Пляж, лагуна, голубые волны, песок и пальмы.
По-жанру, сложно сказать, наверное, всего понемногу:
- Приключенческий роман,
- Элементы социальной утопии,
- Робинзонада.
Начав чтение, меня упорно не оставляло ощущение, что автор описывает жизнь общины хиппи, где-то, годов 60-70х. Но, действие происходит в конце 90х годов XX века. Это совсем не чувствуется.
Мне не понравилась некая мистическая линия со сновидениями главного героя. Да, понятно, что на ночь он курит много «травы», и, не только на ночь, но, почему-то, автор навязчиво пытается донести читателю, что-то, из войны во Вьетнаме. Ну, не знаю, какие параллели между общиной гедонистов на пляже тропического острова и американскими солдатами в Сайгоне, мне сложно представить.
Ещё, мне не понравился финал.
Но, в общем то, приятная лёгкая книжка, про приключения на необитаемом острове. Джунгли, опасное соседство с плантациями наркоторговцев, море с акулами. Интересные взаимоотношения между персонажами. Хорошо написанные диалоги. Яркие герои.
Конечно, на мой взгляд, никакой это не бестселлер, близко не «Повелитель мух» Голдинга, не знаю, почему роман включили в топ 200 книг по версии ВВС. Что тут знакового и психологически сложного и глубокого, не соображу.
Как по-мне, просто хорошая развлекательная книга.
NTI, 29 января 2019 г.
Сначала немного непонятно, зато дальше-замечательно, превосходно и сюжет и мысль и стиль.Надолго оставляет впечатление. Представьте-Вы попадаете в Рай на Земле, тепло, красиво, пляж, океан и есть все что желаешь-вкусная еда, компания и даже травка. Что еще может пожелать смертный,? Ан тен-мало человеку всего этогог, нужно бороться и искать, власти, распрей, а так какой смысл в прозябании! Очень поучительно, очень «зрелищно», объемно-видишь образы, слышишь шорохи…и не забудешь прочитанное и выводы.
iLithium, 8 декабря 2016 г.
Книжка понравилась, причем понравилась почти вся.
Понравился Ричард, понравился и Китти и Этьен, и другие персонажи.
Понравился сам текст — много деталей и всяких нюансов, персонажи описаны скромно, но живо. Есть место шуткам и юмору, хотя книга о серьезных вещах, а заканчивается и вовсе невесело. Работа мастера, ничего не скажешь.
В аннотации что-то про «архетипический» поиск Рая и прочая ерунда.
Ричард неглупый парень, и я ему симпатизирую, но почему он счел это место раем?
Да, он нашел пляж, скрытый от посторонних самой природой. Климат, тишина, достаток пищи и марихуаны, отсутствие туристов и прочее приближает Пляж к Райским Кущам. Да, он населен людьми как и он А вот остальное... Есть Сэл — неформальный лидер, есть всякие дрязги и склоки, есть ежедневная работа с утра и до полудня, и один-два выходных в неделю, есть... этого недостаточно? Это все еще рай?
А вскоре автор превосходно раскрывает тему Омеласа, и Достоевский с Ле Гуин должны апплодировать стоя — один из соплеменников оказывается при смерти. Все достаточно серьезно. Они или везут его в больницу — и Пляжу конец. Или не везут, и вешают на себя ярлык «убийца». Гарленд обходит Ле Гуин вчистую — умирающего шведа сселяют в палатку на окраине Пляжа, а сами играют в футбол! И он это слышит!
И тогда Ричард что-то понимает, и пытается выпрыгнуть из «рая», но это совсем не просто — кастрюлю уже накрыли крышкой.
По книге снят фильм, и он прекрасен, он даже лучше, хотя и не совсем о том. Дэнни Бойл по-другому расставил акценты (в фильме например, глава наркоторговцев вызывает симпатию), и поменял финал — поэтому в книге концовка шокирует. От таких людей этого не ожидаешь, и вместе с тем понимаешь, что по-другому закончиться и не могло.
Отдельно порадовал Китти
Задумчивая кошка, 15 января 2016 г.
Скучная книга, очень скучная. Сюжет практически отсутствует. Нет ни одного симпатичного героя или хотя бы такого какому бы я посочувствовала. Такое чувство, что я прочитала книгу не про пляж с белым песком и тропической зеленью. А про кладбище куда сползлись умирать отбросы человечества.
Илориан, 24 марта 2016 г.
Всегда ехидничал, когда мне говорили, что «Чёрный квадрат» Малевича — это шедевр. Ну не понимал, как это кусок полотна, измазанный чёрным можно обозвать искусством. А вот после прочтения «Пляжа» перестал. Абсолютно согласен с теми, кто заявляет, что персонажи произведения не глубоки, и, вообще, автор, кажется, и не занимался прописыванием характеров. Сюжет крайне прост, герои обозначены лишь штрихами. Ничего особенного не происходит на острове, в книге отсутствует столь модный нынче саспенс и нет ярко выраженной любовной линии и излюбленных многими «ценителями» эротических сцен. Живут себе люди на пляже, покуривают травку и радуются. Ерунда, на постном масле... Но именно это благоденствие, благодуше и однообразие создало бесподобный фон, чтоб события, произошедшие в конце книги ввели читателя в психологический ступор. А отсутвие чрезмерного вниманя к характерам героев избавило произведение от излишней затянутости и отвлечения от прямого хода повествования. Итак, на что человек готов, чтоб не лишиться любимой игрушки? Где тот момент, после которого он начинает медленно сходить с ума? А может ты давно уже безумен, просто ты это ещё не понял? Читайте!
Razmking, 4 ноября 2017 г.
Очень понравилась книжка, и привык к героям. Написано живо и по существу. Давно не читал ничего такого классного.
Witcher, 17 июля 2012 г.
Пляж — замкнутый социум, в котором, вроде бы, всё здорово, но...
Новички, попавшие на пляж и принимающие условия нового мира.
Море и марихуана, палатки и «Геймбой». Дружба, ненависть и ЖИЗНЬ живых людей со своими недостатками, взглядами и поведением.
Читатель буквально знакомится с новыми личностями, делает какие-то свои выводы.
А если по техническим составляющим? Ляхко:
- Сюжет. Увлекательное повествование, в котором нет ничего лишнего. Диалоги и события — всё развивается органично, с правильной скоростью, и скучать не приходится.
- Лаконичный язык. И, несмотря на это, довольно привлекательный.
- Поэтическая реальность. Фактически, ощущение того, что всё происходящее происходило на самом деле, — имеет место.
- Психологизм, выписанный с довольно необычной стороны.
И, главное, читать «Пляж» интересно.
Да и каких-то очевидных недостатком я назвать не возьмусь.
P.S. Хм, «на любителя», говорите? Уж если этот роман — на любителя, то даже не знаю, существуют ли более-менее универсальные произведения... Нет, ну в самом деле. Я понимаю, если по отношению к Кафке... Ну, да ладно.
gato loco, 25 ноября 2013 г.
Пожалуй, присоединюсь, к предыдущему рецензенту: практически все герои романа отвратительны в большей или меньшей степени и посвящения им целой книги, конечно же, не заслуживают. Но факт в том, что эта книга уже есть, и книга действительно интересная, стоящая знакомства с ней. Лично мне она очень понравилась, поэтому и ставлю ей такую высокую оценку. До этого, как и многие, был знаком с Гарлэндом только по его киношным работам, теперь хочется прочесть и остальные два романа. Кстати, не понимаю, почему в моем издании книги в аннотации издательство решило «опустить» фильм Дэнни Бойла, мол, книга в разы лучше, а фильм и рядом не валялся. Мне показалось, что фильм как раз отлично перенес на экраны своеобразный мир произведения, работу Роберта Карлайла в образе мистера Дака считаю феноменальной, Тильда Суинтон в образе Сэл бесподобна, Ди Каприо вообще один из сильнейших актеров нашего времени, а Дэнни Бойлу удалось создать удивительное и оригинальное кино.
Как человек, тоже очень любящий путешествовать и плюс к этом живущий в Крыму, я неоднократно встречался с людьми, схожими с героями «Пляжа», и пугает, что с каждым годом их становится все больше и больше, эдаких эскапистов-эгоистов, достаточно приехать в Симеиз или Лисью бухту в Крыму, чтобы убедиться, такие люди — не миф, они живут среди нас и зачастую в самих нас... Но, слава богу, большинству все-таки удается находить мир с самими собой и окружающим миром. А книга замечательная, пусть и не о замечательных и выдающихся личностях. Это не делает ее хуже. В конце концов, у каждого из нас много шрамов....
nostradamvs, 23 ноября 2013 г.
Странно. С одной стороны, читается хорошо, даже интересно (хотя, в принципе, в книге ничего не происходит). Бодренько так написано.
С другой стороы герои этого романа — дрянь. Все. Люди, которые ничего не делают, ничего не несут в мир, жизнь которых — бессмысленное прожигание всего. Они не думают, не делают, не создают. Они просто зассали, простите, жить в окружающем мире и сбежали вместо того, чтобы попытаться что-то изменить. Я искренне считаю, что героев этого романа — всех — нужно отправить на принудительные работы. Шить воротнички. Или собирать приёмники. Или пахать землю. Пустые оболочки, пустые, надуманные проблемы. Когда шведов сожрала акула, я даже порадовался — ну хоть чуть-чуть их меньше стало. Этих мудаков. Причём никто из остальных мудаков даже не зашёл проведать умирающего камрада. Потому что это уже сложно. Это уже надо поднатужиться.
В общем, суть в том, что при всём уважении к Гарленду я не могу понять, зачем описывать этих людей. Они не достойны книги.
DKart, 13 мая 2013 г.
Не даром этот роман входит во всевозможные ТОП-100 лучших произведений мира по версиям всевозможных изданий. Теперь он входит в мои ТОП-10. Ни одна страница «Пляжа» меня ни разу не утомила, наоборот, читал просто запоем! Диалоги, персонажи, само повествование — выше всяких похвал!
Обязательно к прочтению!
Snaiper12, 15 августа 2011 г.
Психологический трилер с очень затянутым сюжетом, но при этом читается довольно легко.
На любителя.....