Джеймс Эллрой «Белый джаз»
Город Падших Ангелов — Лос-Анджелес 1958г. В ходе борьбы между ФБР и Полицейским Управлением, соперничества кандидатов за выборную должность окружного прокурора и противостояния между давними врагами — полицейскими Эдмундом Эксли и Дадли Смитом — всплывает много грязи. Странное ограбление дома стукача обнажает историю многолетней «узаконенной» продажи наркотиков с молчаливого согласия полиции. В ограблении замешан маньяк. К расследованию привлечен полицейский Дэвид Клайн, подозреваемый в многочисленных нарушениях, в том числе насильственной смерти свидетеля, спровоцировавшей борьбу между ФБР и полицией. «Гангстер в погонах» Дадли Смит и его приспешники оставляют широкий кровавый след, скрывая свидетельства своей преступной деятельности. Удастся ли Дэвиду Клайну выйти из этого замеса живым и сохранить жизни близких ему людей?
Входит в:
— цикл «Лос-Анджелесский квартет»
Награды и премии:
лауреат |
Награда "Мальтийский сокол" / Maltese Falcon Award, 1997 |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
prouste, 29 ноября 2020 г.
Эллроя я купил исключительно ввиду положительных отзывов в Интернете — «наследник Чандлера», «черный нуар» и т.п. Во время чтения вспомнил серию «Я-вор в законе», написанную не то Е.Монахом, не то группой студентов литфака про бандитские разборки, ментов и т.п. от лица вора. Производственные книжки. «Белый джаз» такой же. Давно подмечено, что тяжело написать большую книгу без положительного героя — конфликт отсутствует. В «Джазе» все одинаковы и взаимозаменяемы, центральный персонаж негодяй. Интрига закручена достаточно хорошо, атмосфера мрачна, но вообще-то книжка представляет собой набросок киносценария.
Я посмотрел в магазине «Орхидею» — тот же стиль, так что вины переводчика здесь нет. Ничего более тяжело читаемого в развлекательном в принципе жанре( «Белый джаз» не претендует на откровение или большую книгу) мне не попадалось. Такое ощущение, что нормальный текст специально был искалечен: предложения разбиты, прилагательные и глаголы произвольно вычеркнуты, какая-то пародия на пародию Хемингуэя.
«Обдумать: голубая лихорадка -псих Джуниор ненавидит крастоку Гленду.
Время слетело с катушек.
Ребра отчаянно болели.
Под дверь просунули утренние газеты — я запустил в нее стулом. Убийственная логика: я желаю женщину, до которой и не дотронулся-то ни разу.
Я вышел за дверь. Ранее утро- молочники-свидетели отрицали убийство.
Я выбросил «люггер» в мусорный бак.
Привел себя в порядок — не думай, просто сделай это»
Все далее в таком же духе. Апогеем стиля является описание боксерского поединка(у Хэммета и Чандлера тоже есть описания боев):
«Мур-ни натиска ни пыла. Руис: ленивые хуки, нехотя выпады правой.
Мур напирает, тяжело пыхтит; Руис принимает удары, блокирует удары-негр раскрывается полностью.
Руис-левый хук слева.
Удар Мура приходится мимо-низкая защита.
Р-раз падает -не тот».
Никакого обоснования подобной манеры повествования не усматривается — история много бы выиграла, будь изложена внятным стилем и языком. Тома Вулфа, Маккарти, Капоте можно читать со всеми особенностями их стиля, иногда «полурепортерского» , но вот Эллрой — это не закат жанра, а просто человек не умеет писать.
Siberia, 31 августа 2020 г.
Ужасающая исповедь копа, перемолотого жерновами интриг во властных структурах.
В «Белом джазе» Эллрой сосредоточился на глубине разложения уже знакомых по предыдущим романам «Квартета» персонажей — полицейских Эда Эксли и Дадли Смита. Автор показывает их отстраненно, как фоновые фигуры. Тем не менее, они подобно стихийному бедствию вездесущи и ломают судьбы многих.
Центральный персонаж — плохой, но вызывающий сочувствие коп — Дэйв Клайн, чья жизнь стала разменной монетой в борьбе двух непримиримых врагов. Он — отрицательный персонаж, но не чистое зло во плоти. Кто знает, что вышло бы из него, не случись «происшествия» с его сестрой в прошлом. И каким человеком, какой личностью он коротал бы свои дни, не случись текущих событий.
Сюжет «Белого джаза», в отличие от остальных в «Квартете», тесно взаимосвязан с предыдущим романом и имеет отсылки ко всем историям цикла. Что не удивительно, ведь это последняя часть тетралогии, подводящая итог фантасмагории полицейских кошмаров. Читающим роман без предварительного знакомства с предыдущими произведениями цикла «Лос-Анджелесский квартет» трудно будет оценить его в полной мере.
tinker89x, 11 июля 2019 г.
«Белый джаз» — четвертый и заключительный том «Лос-анджелесского квартета» Джеймса Эллроя. Книги сюжетно почти не связаны друг с другом, читать их можно в разном порядке, но именно «Белый джаз» завершает и подытоживает всю квадрологию. Здесь не раз вспомнят дело «Черной орхидеи» из одноименного романа, всплывет украденный героин из «Города греха», аукнется перестрелка в «Ночной сове» из «Секретов Лос-Анджелеса» и оттуда же перекинется один из главных конфликтов романа.
Язык книги простой, даже в чем-то примитивный. Минимум описаний и «красивостей». Только действие. диалоги и мысли, из-за чего роман дышит такой энергией, драйвом и динамикой, что оторваться невозможно, читать одно удовольствие. Читаешь и понимаешь, что до такой «простоты и примитивизма» нужно расти и расти. Оттачивать писательское мастерство, образность, метафоричность, обладать недюжинным словарным запасом и чувством слова. Несмотря на краткость, это непохоже на сценарий для фильма, чем грешат некоторые романы. Герои и события не ждут, чтобы режиссер и актеры вдохнули в них жизнь. Они делают это сами, они уже здесь — живут и действуют. Эллрой — один из самых стильных писателей, что я когда-либо читал.
Наряду со стилем, не сплоховал и сюжет. Это крутейший детективный триллер. Мрачный, жестокий, нуарный, пропахший лос-анджелесским солнцем, дождем, прокуренными барами и темными подворотнями, где слышны отзвуки саксофона.
Главный герой Дэйв Клайн — двуличный тип. С одной стороны он герой войны, бесстрашный полицейский и блестящий юрист. С другой — головорез на зарплате у мафии. Он запугивает или даже устраняет неудобных свидетелей, срывает забастовки и профсоюзные собрания, а также не брезгует покопаться в чужом грязном белье. Дэйв не хороший парень, но он бросает вызов тем, кто гораздо хуже него. Бывший гангстер и хозяин города Микки Коэн вышел из тюрьмы, но дела у него не клеятся. Многие соратники на том свете, а его криминальную империю прибрали к рукам сами полицейские, которые окончательно погрязли в темных делах и коррупции. Стражи правопорядка покрывают всю городскую преступность, ведут борьбу друг с другом и с ФБР, а первые люди города сделали полицейские отряды своими личными эскадронами смерти. Во всем этом также оказываются замешаны таинственный серийный убийца, темные тайны нескольких семей, грязь и роскошь Голливуда и прошлое, которое не отпускает никогда.
«Белый джаз» отыграл стремительно и громогласно. Эта мелодия будет еще долго играть в моей памяти. Джеймс Эллрой — мастер стиля и сюжета.
«Расскажи мне что-нибудь.
Расскажи мне все.
Сделай так, чтобы мы не разлучались.
Люби меня страстно, как в последний раз»
verydevilear, 29 марта 2017 г.
Что ж, наконец прочитана последняя книга «квартета», и мне есть, что сказать.
Эллрой не изменяет себе:
Лично я был удивлен: ждал обычного нуар-трэшака, а получил этакую «игру престолов». Вообще книга довольно странная, как ни посмотри.
И еще. Уж очень много в этот раз такой «случайной» чернухи. Ее и раньше было много, но здесь уж слишком много «чернушных» линий сошлись в одну.