Александр Солженицын «Один день Ивана Денисовича»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
У Ивана Денисовича начинается новый день, день, в который Солженицын постарался вложить все десять лет лагеря. И у него это получилось.
Произведение определено автором как рассказ. Написан в Рязани: начат 18 мая, закончен 30 июня 1959. Первоначальные названия — «Щ-854», «Один день одного зэка». Окончательное заглавие сочинено в редакции «Нового мира» по настоянию Твардовского. День, описанный в рассказе, приходится на январь 1951 г.
Первая публикация: Новый мир. 1962. № 11. С. 8—74.
Перепечатан с сокращениями: Посев. Frankfurt a/M, 1962. № 51/52. С. 11—14.
Входит в:
— журнал «Роман-газета, 1963, № 1», 1963 г.
— сборник «Сочинения», 1966 г.
— сборник «Собрание сочинений, т. 1», 1970 г.
— сборник «Один день Ивана Денисовича. — Матрёнин двор», 1973 г.
— сборник «Рассказы», 1976 г.
— сборник «Матрёнин двор», 1996 г.
— сборник «На изломах: Малая проза», 1998 г.
— сборник «Ленин в Цюрихе. — Рассказы. — Крохотки. — Публицистика», 1999 г.
— сборник «Матрёнин двор», 2000 г.
— сборник «На краях», 2000 г.
— антологию «Русская проза XX века», 2003 г.
— сборник «Один день Ивана Денисовича. Рассказы 60-х годов», 2004 г.
— сборник «Правая кисть. Избранное», 2004 г.
— «Театр FM», 2004 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 105
Активный словарный запас: чуть ниже среднего (2644 уникальных слова на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 57 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 17% — на редкость ниже среднего (37%)!
Экранизации:
— «Один день Ивана Денисовича» / «One Day in the Life of Ivan Denisovich» 1970, Великобритания, Норвегия, реж. Каспар Вреде
— «Иван Денисович» 2021, Россия, реж. Глеб Панфилов
- /языки:
- русский (59), английский (1), итальянский (1)
- /тип:
- книги (58), периодика (1), аудиокниги (2)
- /перевод:
- О. Дискаччати (1), Г.Т. Уиллетс (1)
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Nikonorov, 4 мая 2024 г.
Суть произведения мне понятна.
В первую — и лобовую — очередь: показать жизнь заключенных, саккумулировав основные действия и характеры в одном дне. Это позволяет закончить произведения известной фразой, что таких дней у Ивана Денисовича Шухова было столько-то, да еще плюс три из-за високосных годов, что служит неким ПАНЧЛАЙНОМ. Стилистически оно, конечно, работает.
Во вторую — продемонстрировать свое отношение к режиму и власти. Похулить, обругать.
Но меня больше интересует другое: почему Варлам Шаламов в цикле «Колымские рассказы» создал потрясающее эпическое полотно, где каждый фрагмент имел свой оттенок, будь то лирика, воспевание природы, демонстрация чувств, высмеивание личности, трагические зарисовки, а Солженицын просто описал быт? Наверное, претензий быть не должно, но с точки зрения сюжета или даже просто ПРОИЗВЕДЕНИЯ здесь нет НИЧЕГО, кроме дотошного бытописания. Зачем столько страниц про возведение стен из шлакоблоков и шпатлевание стен? Кто кому какое ведро с чем передает? Я не понял.
Безусловно, повесть хороша передачей чувств, умением донести, как важно ценить каждый момент, жить сегодняшним, буквально сиюсекундным, как крохи тепла могут разлиться счастьем в окоченевшем теле, как лишний кусок хлеба может довести до экстаза, но всё слишком сухо. Как, допустим, журналистская статья — хорошо, допустим, но как нечто большее — недостаточно.
Critical Hit, 11 марта 2024 г.
Про язык хорошо написано в предыдущем отзыве у Sawwin. Поначалу читается грузновато, но как пообывкнешь, так и дело спориться начинает.
В отзыве, правда, есть неточность — Иван Денисович отсидел уже 8 лет, а не загнулся после 5. И финальный абзац автором отзыва, видимо, был упущен из виду.
По самой повести впечатления неоднозначные в хорошем смысле. Вроде бы читаешь про человеческие ужасы, что жить так нельзя, но и среди этих ужасов простой человек поводы для счастья находит. В общем, странно ловить себя на мысли, что радуешься за человека на каторге.
Так что если хочется почитать о том как хороший человек в нечеловечских условиях остаётся хорошим человеком, то рекомендую.
Большевик, 8 сентября 2018 г.
Все положительные отзывы на работы Солженицына я читал исключительно заочно : в журналах некогда, либо в сети. Но я ни разу не слышал ни одного положительного отзыва в жизни : от знакомых, приятелей, просто случайных собеседников. Удивительно здесь читать о том, как «..Написано удивительно ясным, простым языком. Читается легко и на одном дыхании..» Неужели это о Солженицыне ??! Александр Исаевич — один из самых косноязычных авторов, к тому же явно неизбалованный литературными талантами. Как там Твардовский выразился по поводу его пьесы на три десятка действующих лиц : «Совсем фуёво дело !».
Sawwin, 11 сентября 2018 г.
Повесть подкупает отсутствием авторской истерики. Безо всяких интеллигентских оценок Солженицын говорит: «Вот как оно было». А оценки даёт читатель, каждый в меру своего разумения. В этом плане «Один день Ивана Денисовича» является непревзойдённым образцом.
Пара слов о том, как это написано. Перед нами не авторский, литературный текст, а речь персонажа, мужика, попавшего на каторгу как кур в ощип. Отсюда и лапидарность стиля, и некоторая косноязычность. Будь иначе, мы никогда не избавились бы от ощущения фальши. Замечательны мелкие, даже мелочные описания: как прогревается портянка, прежде, чем навернуть её на ногу, как корочкой вычищается миска из-под каши, как кирпич кладётся в ущерб выработке, но так, чтобы качество было. Но без этих неважнецких мелочей не будет психологического портрета героя, да и сам Иван Денисович не протянет десять лет, загнётся на половине срока.
Нельзя сказать, что повесть понравилась. Такие произведения не могут и не должны нравиться, но она останется в нашей литературе наравне с «Записками из мёртвого дома» Достоевского и «Островом Сахалин» Чехова.
BroonCard, 20 июня 2018 г.
Через каждое творение каждый автор пытается что-то сказать. По крайней мере, если это утверждение нельзя использовать ко всей многогранной беллетристике в мире, то к однозначно классическим произведением — оно преминимо. И дело в том, что «Один день Ивана Денисовича» — это как раз бесспорная классика русской литературы, чьей определённой мысли, идеи я не нашёл. Возможно, со мной что-то не так, а возможно, что автор и не пытался нечто однозначно заявить данным своим творением, вместо того раздразнив своё внимание на множестве подтем, то бишь на том, что уже проникло глубоко в мой разум и заставило задуматься.
Дело в том, что Александр Исаевич в данном произведении словно представляет уменьшенную копию своего куда более масштабного полотна — «Архипелаг ГУЛАГ». Он предоставляет читателю возможность окунуться в атмосферу, в которой проходит один день арестанта, попавшего на зону в сибирских просторах по мановению руки Советской власти времен Сталинских репрессий и военного положения. Описывая быт, навьючивая атмосферу, заставляя буквально полюбить мерзкую водную субстанцию, возникшую после приготовления овсяной каши, Солженицын словно невзначай замечает и упоминает истории людей, рассказывая о том, как те по несправедливым или, наоборот, справедливым и логичным обстоятельствам оказались в том положении, в котором находятся. Он не заставляет читателя сопереживать героям за счет слов, он описывает их поступки. Каждый персонаж — так или иначе человек. И каждый человек за плечами что-то имеет, и об этом говорит писатель, вместе с тем лишь слегка упоминая, что стоит за плечами у всего народа — Власть. И эта Власть, взмываясь над обществом, словно Домоклов меч изредка опускается на тех, кому повезло или неповезло, кого стоит пожалеть, а кого — нет. Эти факторы читатель решает уже сам за себя, проживая, действительно проживая, один день в кулуарах грязных бараков и на просторах бескрайних сибирских прерий, наполненных морозным ветром и одиночеством существования, даже когда вокруг, вроде бы, люди и есть...
Возможно, такой и является основная мысль — истинное одиночество, которое поглощает человека, не имеющего воли. Его отчужденность от мира, которого он уже не знает и даже не думает о том, как стать его частью. Он погружён в себя, в ежедневные попытки заработать и не оплашать, в морозные ветра и туманные перспективы, настоящим смогом опоясывающие всё его окружение, лишь изредка дозваляя слабо греющему огню от печки проникнуть в линчое пространство, дабы дать мгновение для отдыха, во время которого человек по-истине и осознаёт своё положение... Горечь и тепло — смешение чувств и эмоций, которые нельзя определённо описать, и именно это удалось Александру Исаевичу, который явно даже и не пытался сделать именно это.
Блофельд, 6 сентября 2018 г.
«Один день Ивана Денисовича» — довольно большое произведение. Всё-таки это не рассказ, а повесть. Как только действие укладывается в один день? Лагерный быт описан очень подробно. Сказывается, что Солженицын испытал это на своей шкуре.
maxbox, 14 августа 2016 г.
Написано удивительно ясным, простым языком. Читается легко и на одном дыхании. В рассказе присутствует множество сложных, весьма специфических моментов,
которые участники всегда и во все времена описывают при помощи жаргонизмов. Солженицыну же удалось все это обыграть в неподражаемой литературной манере
и при этом ни разу не сфальшивить.
С одной стороны сюжет не замысловат, с другой стороны произведение написано настолько мастерски, что буквально с первых страниц возникает ощущение полного
погружения в мир главного героя, ужасный мир сталинских лагерей. Тем удивительнее осознавать, что в этом рукотворном аду есть место для нормальных человеческих отношений, доброты, участия, сострадания.
Характер главного героя Ивана Денисовича, даже не написан, он нарисован, причем с мельчайшими деталями. И очень хорошо видно сколько в нем внутренней
доброты. Рассказ оставляет после себя — положительные эмоции.
мрачный маргинал, 1 сентября 2012 г.
Небезинтересно отметить: это произведение настолько понравилось Н. С. Хрущёву, что его не только издали огромным тиражом, но даже и собирались номинировать автора на соискание Ленинской премии.
Вот и сюжет для альтернативки: а что, если бы А. И. Солженицын в разгар хрущёвской оттепели стал бы-таки лауреатом высшей премии СССР?