Вячеслав Кондратьев «Сашка»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Военное | Психологическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Заслуженно популярное произведение о тяжёлой и голодной весне 1942 года с главным героем — обычным солдатом на Ржевском участке советско-германского фронта. О боях и жертвах войны, о разоренных русских деревнях, о реальном положении советских воинов на фронте и в госпитале и в целом — об абсолютной непобедимости русского человека.
Опубликовано в журнале «Дружба народов», 1979, № 2.
Входит в:
— цикл «Лейтенант Володька»
— сборник «Сашка», 1981 г.
— антологию «Навеки — девятнадцатилетние. Повести и рассказы о Великой Отечественной войне», 1982 г.
— антологию «Повести о войне», 1983 г.
— журнал «Подвиг 1984'01», 1984 г.
— сборник «На поле овсянниковском», 1985 г.
— антологию «Повести о войне», 1985 г.
— сборник «Сашка», 1989 г.
— сборник «Повести 1941-1945», 1991 г.
— антологию «Вернитесь живыми», 2000 г.
— «Словесность. Тексты», 2004 г.
— антологию «Повести временных лет», 2005 г.
— антологию «Сашка. Звезда. Звездопад. На войне как на войне», 2005 г.
— антологию «Великая Отечественная. Книга 1», 2020 г.
Экранизации:
— «Сашка» 1981, СССР, реж. Александр Сурин
Периодика:
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
O.K., 12 января 2021 г.
Из всех книг лейтенантской прозы, рекомендованных когда-то в школе к самостоятельному прочтению, прочитала почти все и уже во взрослом возрасте — о чём не жалею. Одни прошли ровно, но не запали в душу (Бакланов и Ананьев), кто-то зацепил и потряс (Быков и Бондарев)... И лишь эта книга вызвала эмоции скорее негативные.
Всегда сетовала на то, что в книгах о войне не вижу за солдатами живых людей. Это было скучно, зато в голову не приходила мысль о неправдоподобности. В этой же книге вообще нет солдата – есть человек. И только. Даже бесфамильный. Он среди войны, но даже в пылу боя продолжает воспринимать войну исключительно мирными глазами – и до такой степени это неправдоподобно, что читала через силу. И оттого, кстати, что ГГ не солдат, а человек — не стало менее скучно.
И человек этот, Сашка, ну прям такой весь из себя человечище, что опять же тошно. И смелый, и умный, и честный, и находчивый, и человечный, и всё-всё-всё понимающий. (И вот только любимую девушку понять не захотел...) Словом, не живой человек, а прям «икона русского солдата». Зато все остальные герои – топорные и фанерные. В остальных героях нет сложности и многогранности, и каждый из них, такой однозначный, а все вместе такие разные, нужны как будто только для того, чтобы Сашка, весь такой понимающий, понял каждого. Странно: атмосфера в целом – и передовой, и госпиталя, и прифронтовых деревень – выписана отлично, как батальное полотно издали смотрится, но приглядываясь к деталям, глядя на каждого конкретного человека, кривишься.
Но сильнее всего кривишься от зачатков антисоветского посыла, уже здесь проступивших, а на волне перестройки вообще загнавших автора в первые ряды либералов. Тогда будет написан полный грязи и антисоветчины «Искупить кровью», но зачатки этой грязи уже ясно видны в этой повести. Уже здесь глупое командование, сытые тыловики, злые особисты, доступные фронтовички, и главное – солдаты, которые не понимают, за что воюют. Даже Сашка, всё и всех на свете понимающий, а самого главного — не понимает.
Как-то так...
URRRiy, 30 октября 2020 г.
Честно, правильно, абсолютно чётко, без пропаганды, хотя безусловно слегка приглажено. О войне на передовой в апреле 42 года, о ранении и санбате, о путешествии раненых и голодных воинов РККА за десятки верст до эвакопункта.
О том, как за два месяца на «пшенке» на передовой «доходили» доблестные воины, однако держались, о том, как без всякого продснабжения из санбата добирались до эвакопункта пешком раненые, питаясь подаянием в разоренных войной деревнях, а в основном — картофельной печёной прошлогодней гнилью. О бессмысленном убое красноармейцев в мясорубке атак подо Ржевом, без огневой поддержки, при том, что у «немца» и мин, и снарядов хватает и на регулярный ежедневный обстрел позиций советских воинов, не говоря уж о расстреле их наступления. О том, как стыдно русскому бойцу перед пленным немцем за непохороненные груды трупов своих солдат — потому, что нет сил выкопать не то что могилу, но даже окоп на передовой.
Причем все это излагается вполне обыденно, без стонов, хотя и со стыдом и ни слова упрека в адрес власти, хотя конечно честно признается отсталость от немцев в организации и умении воевать. Но при всем при этом — никакого сомнения в победе, хотя и есть сомнения в сроках ее достижения.
Текст вполне гуманный, здесь нет плотной насыщенности боевых действий, хотя есть честное и простое изложение боевых эпизодов и обстоятельств выживания на фронте без всякой чернухи, есть опять же честная судьба и «любовь» медсестер в прифронтовых условиях, но без пошлости. В общем и целом — очень реалистично, без грязи и неприглядности показана вся грязь и неприглядность войны с советской стороны фронта. То есть, показана война как тяжёлая и муторная работа, без всякой героизации действительно героических событий. Тем не менее, вывод вполне позитивен: русский воин реально непобедим, поскольку сумел разгромить объединенную Гитлером Европу в таких условиях, при которых просто выжить — уже подвиг.
sergej210477, 17 декабря 2015 г.
Очередная повесть В. Кондратьева из жанра «лейтенантская проза». Книга о войне, о «Ржевском побоище». Судьба солдата на передовой, ранение, госпиталь, путь домой на лечение. После опять на передовую. Очень реалистичная и трагическая книга. Подвиг рядовых, совершаемый ими на войне каждый день, обыденный и привычный, но от этого не менее возвышенный и великий. Суровые будни войны.
Автор, сам очевидец этих событий, воевавший подо Ржевом, получивший ранение. Поэтому повесть получилась великолепная, реалистичная, классика своего жанра, ставшая в ряд с другими известными произведениями о войне.
Немного напрягает (впрочем, в повести «Сашка» это в меньшей мере, чем в других произведениях Кондратьева), так это чисто «солдатский» взгляд, «из окопа» на все что происходит на войне. Жестокие командиры, «зажравшиеся» тыловики, самодуры-особисты. Но — это правда бывшего сержанта Кондратьева. Такой он видел войну своими глазами. Подо Ржевом...
Наверное, так о войне никто кроме фронтовика никогда не напишет.