Лев Прозоров «Евпатий Коловрат»
Год от Рождества Христова — 1237-й. Погибельная зима Батыева нашествия. Рязанский воевода Евпатий, ездивший за подмогой, возвращается на руины родного города. На руины собственной жизни... Если твой дом превратился в пепелище, если мертв государь, которому ты служил, и все, кто был тебе дорог, если сам Бог, в которого ты верил, отвернулся от тебя и твоей земли, — где искать помощи? И не пора ли вспомнить, что носишь совсем не христианское, а древнее языческое прозвище? Летописи сообщают об отряде Евпатия Коловрата невероятные вещи: оказывается, татары считали, что против них поднялись мертвые, — неужели обычная партизанщина могла так напугать прошедших полмира головорезов? И почему, чтобы одолеть русских «храбров», завоевателям пришлось бросить против малой дружины Коловрата тысячи своих лучших воинов — сотня против одного? В кого превратился последний воевода мертвого города, если враги смогли убить его лишь с помощью стенобитных машин? Кто откликнулся на его зов и пришел к нему на помощь? И что на самом деле случилось на Русской земле смертной зимой 1237 года?..
• По роману «Евпатий Коловрат» группой GjeldRune написана баллада «Коловрат». Размещена в Интернете 26 ноября 2012 года.
• В сети автор публиковал как отрывки этого романа: «Страшные вечера» и «Коловратов полк». Насколько сетевые тексты отличаются от издания в бумаге — пока не установлено.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 171
Активный словарный запас: высокий (3053 уникальных слова на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 63 знака, что гораздо ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 32%, что немного ниже среднего (37%)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Завета, 12 июля 2016 г.
Бывает, что хороший писатель уж слишком убедительно описывает ужасный мир, в котором невыносимо находиться. И вы откладываете книгу именно потому, что она хорошо написана. Ужасы монголо-татарского ига описаны настолько ярко и убедительно, получается такой силы «удар по голове», что не всякая читательская голова выдержит. Но, вероятно, подобная тема требует именно такого подхода.
Эрик Дрейвен, 3 ноября 2014 г.
Евпатий Коловрат — один из самых загадочных русских национальных героев. О нем известно крайне мало, а то что известно- вызывает целый ряд вопросов. Например, почему монголы считали, что против них поднялись мертвые? Почему, чтобы одолеть русских, завоевателям пришлось бросить против малой дружины Коловрата тысячи своих лучших воинов — сотня против одного? В кого превратился последний воевода мертвого города, если враги смогли убить его лишь с помощью стенобитных машин? Кто откликнулся на его зов и пришел к нему на помощь? На эти вопросы и постарался ответить Лев Прозоров, убежденный язычник, именуемый российскими издателями «ведущим историком древней Руси», в своей повести, написанной в манере исторического фэнтези с легким налетом хоррора. Прибытие Коловрата в мертвую Рязань, гневное отречение от христианства и прохождение через жуткий языческий обряд — полные боли и драматизма страницы, оставляющие тяжелое впечатление. Прозорову удалось нарисовать впечатляющую картину гибели русской земли, одну из самых страшных трагедий в нашей истории. И образ легендарного Евпатия Коловрата — во имя мести отрекшегося от мира живых и поведшего мертвых за собой. Думаю, повесть может заинтересовать не только любителей русской истории, но и некоторых поклонников фэнтези.
Gorislava, 27 июня 2013 г.
Качественно написанный мужской роман в хорошем смысле этого слова.
Хороший язык, хороший сюжет, интересный и вызывающий эмоции.
Один из немногих современных авторов, по-настоящему хорошо владеющий искусством написания романов.
Герои яркие, цельные личности, сильные духом. И поступают они в соответствии со своими понятиями о правильности и чести, защищают свою землю, не сдаваясь до самого финала.
Роман основан на исторических событиях, однако написан с фентезийным допущением и представляет собой мистическую версию развития событий.
Дмитр, 19 августа 2015 г.
Вообще, конечно, идея превратить героя русского эпоса в нежить, — сама по себе оригинальная. Впрочем, как и сам авторский взгляд Прозорова на историю древней Руси. Не вдаваясь в академические споры, отметим, что такая «альтернативная» точка зрения ничем не хуже (но и не лучше) разнообразных «попаданцев», меняющих ход истории своими познаниями из школьных учебников (с поправками в нашем случае на «сохранившиеся с глубокой древности народные верования»).
И с этой позиции – не «канонического» писания, не манифеста «славянского язычества» — а как еще одной альтернативной истории – текст Прозорова воспринимается нормально. Ведь в конечном итоге автор основывался на вполне реальном сказании, позволив себе поиграть некоторыми деталями – в угоду собственным нравственно-философским предпочтениям.
Другое дело, что сам Евпатий в тексте теряется практически сразу же после языческого обряда. Превращаясь из человека в ожившего зомби, говоря современным языком масс-культа. И в таком ракурсе перед нами очередная история «ходячих мертвецов», которых разметала камнеметными орудиями команда «уцелевших». Правда, вместо пустых мегаполисов перед читателем картины сожженных городищ, а вместо винтовок используются луки и стрелы.
Надо ли бы в угоду антуражу приносить в жертву одно из самых пронзительных литературных свидетельств Батыева нашествия на Русь? Настолько «адаптировать» его к современности?
Откровенно говоря, читать было интересно ровно до момента «перехода» в свиту Велеса. Страшное в своей натуралистичности полотно погибшего города, подмога, опоздавшая к бою, отчаяние обреченных… А потом вдруг все сводится к противостоянию христиан и язычников, шамана и волхва.
Для чего? Это, наверное, мой основной вопрос к Прозорову. Сводить рассказ о подвигах Евпатия к его отказу от христианства, — наверное, в древней Руси можно найти гораздо более убедительные сюжеты о борьбе язычников и православных. Насколько в «прочтении» Прозорова сохранился «дух эпохи», — сказать не берусь. Но то, что в трактовку сюжета внесены авторские ремарки, причем как минимум, не бесспорные, очевидно.
Поэтому ощущения двойственные. Сильное начало, потом вдруг превращающееся в достаточно посредственный боевик (по логике автора, полководческое искусство Коловрата свелось к поднятию мертвецов), с вольными интерпретациями на тему мифо-религиозных представлений (чего стоит лишь «адаптация» Шивы к мифологии монголов). Для чего громоздить эти вещи на ясный, четкий и однозначный сюжет, переживший века, — это остается загадкой.
В этом плане Сапковский, конечно, гораздо лучше использует фольклорные элементы для своих «исторических» текстов (например, серия книг про приключения Рейнемара). В которых эти элементы не превращают весь сюжет в псевдо-историю, но придают, что называется, «дух эпохи». И как минимум, сподвигают к тому, чтобы поискать рассыпанные по книгам намеки, указания, символы и загадки.
А в случае Прозорова – такого желания нет. Уж слишком очевидно желание автора преподнести церковную братию чуть ли не в качестве главного виновника успешности действий Орды. Что само по себе странно – собственно, литературные свидетельства Батыева нашествия дошли до нас благодаря труду монахов-переписчиков. А вот брутальные воины-язычники, многомудрые волхвы, ведуны и ведьмаки так и не нашли способа донести до своих потомков иную версию происходящего – настолько сильна была христианская вера (хотя в примечаниях к истории Коловрата мы читаем о последнем массовом крещении язычников на Руси в начале XV века).
Так что заговор, господа. Заговор православных длиною в 1000 лет, не иначе.
Hearest, 22 января 2015 г.
В целом очень неплохой роман, динамичный, яркий. Очень удалось описание разоренного города и переживания героев по поводу погибших родных и близких. Единственное, что расстроило, расчитывая читать о Евпатии, пришлось больше читать о его противниках, так как большая часть романа оказалась посвящена татаро-монголам, а Коловрат по большей части играет роль их ночного кошмара.