Владимир Цаплин «Мемы и мифические аксиомы»
Разумность представляет собой не свободную систему, как принято считать, а пожизненно ограниченную представлениями, появление которых стимулировано нейробиологическими структурами собственного мозга, мемами, возникающими в детстве под влиянием сходных представлений, но пришедших извне. К их числу, например, относятся представления, названные Мифическими Аксиомами. Но после образования соответствующих мемов, последующее влияние связанных с ними представлений невозможно нейтрализовать или как-то скорректировать. Это, казалось бы, приводит к выводу о безнадежности любых шагов, направленных на создание на Земле единого гармоничного общества, однако понимание механизма образования мемов позволит создать специальную систему формирования мышления, исключающую появление таких мемов у новых поколений.
Входит в:
— журнал «Полдень, ХХI век'04», 2011 г.
Номинации на премии:
номинант |
Полдень, 2012 // Критика, публицистика |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 18 мая 2023 г.
Статья посвящена устоявшимся мифам современного общества, вкладываемым в головы всех его членов уже с самых младых лет. Автор намекает на необходимость смены парадигмы «общего наследия» того или иного общества и замены отдельных его традиций и приоритетов. В частности, придется поменять цели и содержание школьного обучения, ибо именно в школе закладываются основы внутреннего мира конкретного человека и его морали, которые практически невозможно изменить во все последующие годы. Автор публикует список ошибочных мифов, внедряемых школой в головы всех людей, которые превращаются в своеобразные мемы, мешающие обществу продуктивно работать. Жаль только, что взамен им никакой альтернативы не предлагается...
mputnik, 15 сентября 2023 г.
Шикарно. Просто – действительно – слов нет, как хорошо. А по нынешним временам приуменьшать труды автора на ниве анализа ситуации и формирования удобоваримых выводов, имеющих сугубую практическую знАчимость – вообще несказанная вольность.
Правда, имеет место зубодробильная наукообразность, это – да. Хотя, при наличии высшего образования и хотя бы мало-мальски приличного опыта эксплуатации оного высшего (ну, хотя бы год-два), то оно – и ничего, вполне себе терпимо.
Особо впечатляет стройность и адекватность выводов: «… выход цивилизации из системного кризиса невозможен без скорейших, радикальных и повсеместных изменений в системах детского образования и воспитания… Если бы эти первопричины были изначально исключены, то не возникли бы ни неразрешимые противоречия, ни сами конфликтные ситуации со всеми драматическими последствиями…».
Однозначно – рекомендую, уважаемый потенциальный читатель