Георгий Мартынов «220 дней на звездолёте»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Марс, спутники Марса | Открытый космос | Венера ) | Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Это первая книга трилогии Георгия Мартынова «Звездоплаватели».
Советский космический корабль «СССР-КС2» с экипажем, состоящим из четырёх звездоплавателей, во главе с конструктором звездолёта Сергеем Камовым, направляется в экспедицию на Марс. По пути они осматривают Венеру, без посадки на неё.
Почти одновременно с ними на Марс вылетает другой космический корабль, создатель которого, американец Чарльз Хепгуд, стремится во что бы то ни стало опередить русских. В результате этого соперничества и трагической случайности Хепгуд погибает. Советские космонавты спасают его компаньона Ральфа Бейсона. И тот решил «отблагодарить» их за это. По-своему, «по-американски»...
Однако его замысел не удался, и экипаж советского звездолёта, обследовав планету, собирается в обратный путь. Но руководитель экспедиции Камов не возвращается из последней поездки по Марсу. «СССР-КС2» вынужден стартовать к Земле без своего командира...
Входит в:
— цикл «Фаэтон» > роман-эпопею «Звездоплаватели»
- /языки:
- русский (7), немецкий (1), испанский (1), эстонский (1), украинский (1)
- /тип:
- книги (8), периодика (1), самиздат (2)
- /перевод:
- Г. Кулинич (1), В. Саард (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Ny, 22 января 2024 г.
Прочитал не без удовольствия — для своего времени весьма неплохо!
Конечно, невооружённым глазом видна база: романы Жюля Верна и Беляева. Уже оно название даёт такой уклон к Верну, что можно заранее предсказать стиль и сюжет (пространно-невыразительные герои, показательно-бессмысленный полёт). На месте и все признаки советского послевоенного предсказательного апломба «Мы везде будем первые! В СССР всё будет лучшее!» вкупе с соревновательно-почтишпионской историей, где антигероями выступают буржуи-американцы. Ну, собственно, время к этому обязывает, ничего удивительного.
Однако повесть не так уж неповоротлива и стара, какой могла бы оказаться. Автор избежал типичных жюль-верновских длинных околонаучных описаний и объяснений, сюжет динамичен, в чём-то остр и более-менее правдоподобен. Книга читается быстро. Актуальность романа не вызывает сомнений — исследования Марса и Венеры, действительно всё больше входили в моду, а буквально через пару лет после публикации состоялся и запуск первого ИСЗ, что на тот момент подтверждало все посылы автора.
Касаемо различных ошибок и накладок в расчётах траектории ракет... Ну как за это можно укорять? Книгу написал простой рабочий, который и настоящего высшего образования-то не получил! И написал для своего уровня блестяще! Да, вещь не слишком интеллектуальная и небогатая эстетически, но кто тогда писал лучше? Только что Владко или Ефремов, а за рубежом вообще процветали космооперы типа «Звёздных королей» или «Линзменов».
История космического путешествия весьма неплоха, просто морально устарела и сошла со сцены современной фантастики. Тем не менее, как мне кажется, в ней вполне узнаются черты «Страны Багровых Туч».
antonrumata, 1 августа 2023 г.
Я читал только немецкий перевод. Я хотел бы поделиться с Вами своими мыслями об этом романе, который занимает меня уже очень долгое время. Пожалуйста, извините за автоматический перевод. Мои школьные годы, когда я изучал русский язык на уроках, прошли несколько десятилетий назад.
Написанный почти 60 лет назад, этот роман, вместе с его продолжениями, заслуживает места в коллекции любого, кто интересуется научной фантастикой. Автор почти полностью отказывается от капустников между Востоком и Западом, которые были обычными в восточной SF того времени. Только чисто спортивный интерес Чарльза Хэпгуда, желающего стать первым на Марсе, и склонность его компаньона к высокопробному алкоголю (алкоголь вместо кислорода!) вызывают некоторое удивление.
Сюжет начинается несколько неторопливо, но к концу набирает такую скорость, что книгу трудно опустить.
Поведение главных героев достойно подражания. Несмотря на их профессионализм и серьезность, они излучают тепло и дружелюбие. Даже Белопольский, который поначалу был немного неразговорчив, через некоторое время оттаивает, и все четверо превращаются в настоящее сообщество судьбы.
Самым важным человеком для читателя, безусловно, является Мельников в самом начале. Читатель может очень хорошо сопереживать этому персонажу. Этот молодой человек еще несколько неопытен и неуверен в себе, но в то же время полон интереса к технологиям и захватывающим приключениям. Автор использует очень популярный прием. Опытные космические путешественники обучают нового участника экспедиции необходимым знаниям о технологии космических кораблей и астрономии. Таким образом, читатель получает новейшие научные знания в очень увлекательной форме.
Роман обходится без изображения насилия, которое очень часто встречается в современной научной фантастике. Конфликты возникают в противостоянии с инопланетной биосферой Марса и обычными опасностями космических полетов.
Наиболее убедительной частью романа для меня является описание ситуации, в которой Камоу не может вовремя вернуться на космический корабль. Товарищи после взлета облетают его возможное местонахождение и ищут его. Он прячется, чтобы еще больше не задерживать полет обратно на Землю. Его чувства, его разрывы между желанием выжить и ответственностью описаны достоверно, тем самым вовлекая читателя. Здесь изображение отходит от свободного и легкого стиля приключенческого романа и приобретает серьезность, выделяя книгу из сферы тривиальной развлекательной SF. В этой последовательности становится ощутимым потенциал автора. Последующие работы Георгия Мартынова характеризуются еще большим качеством развлекательной ценности и языка. Это также является причиной его большой популярности среди читателей научно-фантастической литературы.
Этот обзор был ранее опубликован в моем блоге на сайте lifeinthe22ndcentury.de.
aleks-predator, 23 июня 2022 г.
О покорителях Марса
Трилогию о звездоплавателях мне посоветовал прочитать отец, обязательно пообещав, что эта классическая советская фантастика мне обязательно понравиться. Я прислушался и отправился читать первую книгу Георгия Мартынова из этого цикла под названием «220 дней на звездолете». Произведение рассказывает о путешествии сразу двух экспедиций на Марс. Как водится, две противоборствующие стороны: СССР и США отправляют свои космические корабли к Марсу, соревнуясь в том, кто первым окажется на этой планете.
Интрига и интерес произведения — описание как раз этого противостояния и изучения планеты, которую достигают звездоплаватели. Вдаваться в подробности сюжета, думаю, нет смысла. Гораздо интереснее прочесть самому историю космонавтов, но вот впечатлениями от прочтения повести, очень хочется поделиться.
У автора приятный слог. Читается книга достаточно просто, а описываемые события легко представляются. Мартынов живо рассказывает о самом путешествии и пребывании на Марсе. Автор дарит своим читателям подробное описание экспедиции, отлично передает взаимоотношения между космонавтами и обязательно нагнетает складывающуюся ситуацию, когда даже на другой планете нескольким людям приходится сталкиваться друг с другом. Наблюдать за этим — одно удовольствие.
С научной точки зрения с опорой на сегодняшние знания о космосе произведение конечно же выглядит весьма наивным. Однако это нисколько, по моему мнению, не портит саму повесть. Ведь главное здесь, как мне кажется, именно взаимодействие людей в миллионах километрах от родной планеты. Оказываясь в чужом опасном мире, люди стараются выполнить свою работу и получить максимум возможных знаний во имя науки. Порой оказываясь в смертельной опасности.
Нельзя не заметить хорошую долю пропаганды в произведении, где советские космонавты предстают истинными героями с незамутненным капитализмом разумом, а американцы обязательно не вызывают доверия своим поведением и поступками. Ну да ладно. Пропаганда на то и пропаганда. У нее известная цель.
Мне же произведение сильно понравилось качественным повествованием, а, главное, финальными приключениями главного героя Сергея Камова, который по стечению обстоятельств не успевает вернуться на корабль до отлета с планеты последнего. Автор шикарно демонстрирует тяжелые ощущения героя, которому суждено не попасть к своим товарищам на борт. Мартынов умело погружает читателей в голову Камова, дает прочувствовать переживания мужчины. Также мы видим и совестливую борьбу других героев. Разум утверждает, что нужно улетать, иначе погибнут все. Но преданность товарищу и командиру практически готова оставить людей там, на Марсе с тем, чтобы умереть всем, но не бросить товарища. Развязка же истории покажет, как важно оставаться человеком в любой ситуации и быть ответственным не только за себя, но и за других людей.
«220 дней на звездолете» — яркая книга, которую я до сих пор вспоминаю с теплым чувством. Ее герои, пусть и преувеличенные геройством и честью люди, тем не менее нужны хотя бы на страницах подобных произведений. Они существуют, чтобы напомнить всем нам, что человек должен оставаться человеком, уметь быть героем с большой буквы: ответственным, преданным товарищем, хорошим руководителем. Ведь именно такие люди формируют в нас лучшие качества.
10 из 10
fargopetter, 2 мая 2023 г.
Сейчас,ностальгируя по прекрасной юности, с нежностью берешь том в руки.Ну, и пусть описание планет расходится с современными данными. Автор сознательно шел на это.Ведь гораздо интереснее создать сюжет на планете,которая кишит гадами,чем на безлюдной планете, где цель-выжить. Классических авторов-фантастов отличает простота языка, и ничуть не смущает идеологическая составляющая советского периода.Для начинающих читать звездную фантастику посоветовал бы начать именно с этой книги.
Incnis Mrsi, 29 июля 2021 г.
Научно-технически безграмотная (даже принимая во внимание 1954 год) повесть об организационно безграмотной экспедиции. Не нужно быть знатоком орбитальной механики, чтобы понять, что два пункта (сначала: давайте по дороге затормозим у Венеры, т.к. наш корабль крут, а потом: ни дня лишнего на Марсе т.к. не догоним Землю) несовместимы в одном мероприятии. А отсутствие связи с Землёй? А как по-дурацки ездуны на вездеходе пользуются хотя бы той связью, что у них есть?
И, что не менее важно для литературы, представленные автором советские покорители космоса не вызывают симпатии.
Неудивительно, что на фоне таких творений «Страна багровых туч» Стругацких представлялась весьма сильной вещью.
mikereader, 19 августа 2018 г.
Я люблю фантастику, но эту книгу читать откровенно скучно. Не то чтоб тут ничего не происходило, наоборот, но почему-то это не взывает никакого интереса. Ну космос, ну полетели, ну прилетели. Нет тут ощущения чего-то неизведанного, таинственного. Очень все сухо, ровно и поэтому уныло. Много ненужных совершенно обыденных деталей.
Плюс изрядная доза советской пропаганды. Американцы, значит, все глуповатые, жадные, честолюбивые капиталисты, так прям и представляешь их со скрюченными толстыми пальчиками, чахнущими над златом. Но вот наши витязи, неотягощенные мыслями о пропитании, не такие! В космос так в космос, все ради науки, все ради человечества! В итоге получилось гипертрофированное пафосное бахвальство, которое в современной России, где из всех знаменитых строек остались лишь стройки продуктовых супермаркетов (зато на каждом углу), возможно воспринимать только с горькой усмешкой.
Да и космос тут какой-то некосмический вышел. Что? На Марс слетать? Да погнали, только штаны переодену. Будто они не на другую планету отправились первый раз в истории человечества, а в Польшу на отпуск. Сели и полетели и вот летим.
Gourmand, 5 сентября 2016 г.
Удивительное произведение. Автору удалось невозможное: поскольку внятных побудительных мотивов у советской экспедиции нет, то на роль главного героя выходит американец. Вот он-то замотивирован по самые уши. В итоге начинаешь сопереживать именно американской экспедиции, где есть драйв, есть цель (обогнать соперника), есть препятствия. Нет, я не шучу. Представьте себе двух спортсменов, один из которых с ленцой бежит, останавливается понюхать цветочки и вообще всем своим видом демонстрирует отсутствие конфликта. И рядом другой, пусть хромой, пусть сопливый и ругается как сапожник, но у него есть цель, есть напряжение сил, есть ощущение противостояния. Безусловно, читатель будет сопереживать хромому-сопливому.
— Я тоже буду с вами откровенен, — сказал он. — Я ставлю своей главной целью победу над Камовым. (Бейсон кивнул головой). Чтобы наверняка добиться этого, я был вынужден довести ускорение звездолета до сорока метров в секунду. Не скрою от вас, что это опасно для экипажа.
На лице журналиста не появилось ни одного признака беспокойства.
— Я мало смыслю в этих вещах, — с подкупающей откровенностью ответил он. — Вы говорите, что это опасно. Я вам верю. Но раз вы идете на эту опасность, то почему бы и мне не сделать то же?
— Ну, если так, — весело сказал Хепгуд, — то я очень рад такому спутнику.
Он крепко пожал руку Бейсона.
Идеальный протагонист. А Камов из СССР в роли антагониста выступает. Удивительное построение сюжета.
Хепгуд меняется в процессе повествования: «Все чаще и чаще он думал, что допустил большую ошибку, взяв с собой Бейсона вместо одного из тех ученых, которые настойчиво просили его об этом. Здесь, на ракете, несущейся в пустоте Вселенной, вдали от Земли, его тщеславное желание ни с кем не делить славы первого человека, достигшего Марса, казалось ему мелким и даже бессмысленным. Разве не сохранял он в любом случае славу конструктора и командира ракеты?»
Он задаёт себе вопросы, открывает новые истины, ставит новые цели. Прекрасный главгер!
Несмотря на гибель кое-кого, рассказ об отважной американской экспедиции Мартынову удался. Дальше же... ни героев, ни препятствий... сумбурная история возвращения на Землю неуча-капитана (что за максимальная скорость корабля? ускоряйся потихоньку, хоть до световой, никуда Земля не убежит.)
Хепгуд — яркий, запоминающийся. Ворвался, победил, погиб. И как же тускло на его фоне выглядят все эти камовы и белопольские. Пожалуй, Пайчадзе, раненый в плечо, но тем не менее скрутивший подлеца-журналиста, достоин встать рядом с Хепгудом.
Удивительное произведение.
mogzonec, 21 октября 2014 г.
В нежном детстве многократно перечитывал книжку. Впечатляла, особенно когда живешь в далеком таежном поселка и достижения цивилизации тебе ведомы только из книжек. Сейчас, конечно, описанноен в повести выглядит очень наивно. Но не в этом суть. Книга оставила очень яркий след, причем тот самый, с которого начинается собирательство библиотеки.
Almeg, 2 октября 2011 г.
Читал в школе, получил громадное удовольствие, перечитывать не буду. То же самое написали многие...
А мне вот еще какая мысль пришла в голову. Насчет идеологии, противостояния с буржуями... А разве всё не возвращается на круги своя? А сейчас разве мало идеологических боевиков (в жанре «Россия — родина слонов»), в которых мы самые крутые, а все остальные — недоумки и недоделки? Лично я порекомендовал бы своему ребенку-подростку скорее такого идеолога, как Мартынов, чем нынешних.
Zvonkov, 27 февраля 2009 г.
Это классика советской фантастики. Как Адамов с его «2 океанами» и подлодкой «Пионер» сражающейся с японскими милитаристами. Повесть Мартынова — это вешка нашей культуры, истории, мировоззрения. Мальчишкой я просто купался в его книгах. Других не было. Это не Шекли, не Гариссон, не Стругацкие... это героическая фантастика, в которой очевидно, что все самое лучшее может быть только НАШЕ! Советское! Мы жили в этих заблуждениях, и иных не искали. И только взрослея начинали прозревать и понимать, что советское может быть лучшим только в военном деле. А народное хозяйство, как образование и медицина — на остаточном финансировании. В 12 лет этого понять невозможно.
Но мы выросли на этих книжках, мечтали о космосе и ждали — когда же, наконец и настанет наше время?
Перечитывать? Нет, не буду. Не хочу убивать приятные воспоминания детства.
Kuznecov G.L., 7 октября 2011 г.
Роман является первой частью трилогии. Причем последующие части раскручены очень живо и увлекательно. Пожалуй, за отдельные части голосовать не совсем корректно. Помню, в далекие годы, первую часть пролистывал, а в следующие впивался.
Sawwin, 25 марта 2008 г.
Ну почему авторы научной фантастики столь патологически неграмотны? Речь идёт не о пузатеньких нелетающих ракетах, которые злые редакторы чуть ли не силком заставляли рисовать на первых страницах космических романов. Речь идёт о незнании школьной программы физики и астрономии. Автору невдомёк, что Солнце и планеты будут притягивать летящий планетолёт, изменяя траекторию полёта, корабль Мартынова летит напрямик. Автор объявляет, что путешественникам не хватит горючего, чтобы сесть на Венеру, и корабль не садится, он нырнул в атмосферу, полетал там взад-вперёд и двинул дальше. Но это и есть посадка, корабль полностью погасил космическую скорость! А уж когда наш доблестный космолётчик в два счёта разбирается в системах американского корабля и торжественно возвращается на нём на родину!..
Разумеется, в десять лет я проглотил все эти благоглупости, не поморщившись, но году к шестьдесят пятому, прочитавши «Стажёров» и «Путь на Амальтею», я перечитывал Мартынова, стыдливо отводя взгляд от «научностей», выпирающих из текста. Это жалко выглядело тогда, а сегодня попросту смешно.
Хотя, конечно, сцена, когда мохнатенький марсианский кузнечик кушает злого американоса, написана классно.
ulxar, 7 октября 2011 г.
Это лирика фантастики и читать её следует как литературу серебряного века ! — Не важно, что все события и понимание эпохальности мышления ушло далеко вперёд — важен сердечный импульсар и волна мыслительного тонуса, в которую обёрнуты все находки того языка мысли, в котором можно найти гуманную фантастику ХХвека !
- Это язык тех титанов, что обогнали все психологизмы Спилберга, Рея Бредбери и Стивена Кинга — установив мост к Гуманно Нравственному объятию Космоса, величиной в Прыжок над Бездной !!!!!!
-Странник-, 13 марта 2009 г.
Все конечно судят с позиции сегоднешнего времени когда каждый знает о том что такое космос как все устроено, вы прежде чем писать о том что это наивно и стыдно читать посмотрите в каком году это написано, мне при всем при том что сейчас о вселенной известно достаточно много и я перечитал достаточно научной фантастики, и таких авторов как Азимов, Желязны, Стругацкие, Снегов и др. грандов, очень приятно вспоминать данные рассказы. Пусть они наивны и банальны с точки зрения сегодняшних знаний!!!!
Дара, 18 ноября 2008 г.
По сравнению с современной научной фантастикой, данный роман наивен. Ужасно наивен. Даже не знаешь от чего так, то ли от безграмотности автора, то ли такой низкий уровень науки был. Строительство корабля, его полет, поведение человека в невесомости, представление о планетах… как сейчас это смешно читать. Опять же от пропагандической составляющей не куда не деться, время было такое. Если не обращать на это внимание, то получился достаточно не плохой приключенческий роман. Главное внимание сосредоточено не на экшене, а на взаимоотношениях людей (с поправкой на время написание повести). Жаль, что не прочитала эту вещь в ранней юности, тогда огрехи текста не заметила бы, а все остальное прошло бы на ура. Героика первооткрытий всегда интересна.