Джек Кетчам «Road Kill»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Сноу, 21 июня 2014 г.
Не секрет, что значительная часть произведений Джека Кетчама есть не что иное, как художественное переосмысление настоящих преступлений, тот самый fictionalized true crime. Так, в «Девушке напротив» он рассказал, наверное, самую убедительную из имеющихся версий убийства Сильвии Лайкенс. Мытарства Чарли «Смитти» Шмидта нашли отражение в «Заблудшем», а история семьи садистов Хукеров — в «Праве на жизнь». Даже племя мэнских каннибалов — прекрасный сплаттерпанк-роман «Стая», с которым Кетчам дебютировал в далеком 1980-м, — в своей основе имело полумифическую историю о шотландском людоеде Соуни Бине.
«Жизнь сама по себе страшная штука, — любит повторять на этот счет Кетчам, — и порой мне не требуется ничего выдумывать».
В основе «Поездки» тоже реальное преступление. Случилось оно 6 сентября 1949 года в Камдене, штат Нью-Джерси. Тогда 28-летний Говард Бартон Унру вышел днем прогуляться по кварталу и в процессе убил 13 человек, в том числе трех детей. После он заблокировался в собственном доме и стал ждать штурма полицейских. Во время осады ему позвонил журналист камденского «Вечернего Курьера» и спросил его: «Почему ты убивал людей?». Говард ответил: «Я не знаю. Я пока не могу ответить. Я очень занят. Я поговорю с вами позже». Эти же слова, один в один, повторит и кетчамовская версия Унру — Уэйн Локк.
Впрочем, в романе все начинается не с него, а с женщины по имени Кэрол, которую преследует богатый и влиятельный (и потому неуязвимый для закона) экс-супруг, садист и насильник. После очередного раунда глумления и угроз любовник Кэрол предлагает того убить — «в противном случае он будет преследовать нас всю оставшуюся жизнь». План избавления простой: сымитировать несчастный случай, столкнув садиста с горки. Не без колебаний, но Кэрол соглашается на преступление, и вскоре озвученный план ими реализуются. Случайным свидетелем этого убийства и становится Уэйн Локк. Пару дней спустя, вооруженный револьвером и ножом, он звонит в дверь заговорщиков, и предлагает им прокатиться по окрестностям. «Нам есть что обсудить».
Надо сказать, что в переводе с английского joyride не просто увеселительная поездка, «покатушки», но еще и «поездка без разрешения владельца транспорта». Именно этим и занимается Уэйн Локк, взявший в заложники Кэрол и ее любовника, — катает парочку без их на то разрешение. Иногда он останавливается и убивает прохожих: беспричинно, спонтанно, демонстративно. Вот и весь сюжет.
В свое время камденская полиция назвала убийства Унру «кутежными», совершенными чуть ли не от скуки, — так и у Кетчама: никакой мотивации у Локка не наблюдается. И, к сожалению, именно её отсутствие делает роман довольно схематичным (едем — убиваем — снова едем) и не слишком интересным. Персонажи плосковатые, в том числе и сам «серийник»: пара штрихов к портрету, пара строчек о легких садистских наклонностях в прошлом — и все. На фоне предыдущих работ Кетчама «Поездка» в этом плане смотрится особенно бледно.
Увы, по-настоящему интересен роман будет лишь поклонникам автора. Остальным же лучше выбрать на тему что-нибудь другое — например, Silent Terror Джеймса Эллроя.