Леонид Леонов «Дорога на Океан»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Утопия | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика ) | Реализм
- Общие характеристики: Производственное | Психологическое | Социальное | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век | Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами | Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Для взрослых
Роман удачно сочетает чисто реалистические традиции и футурологическую (или утопическую) фантастику. Главный герой книги Алексей Курилов работает в 30-е годы начальником Волго-Ревизанской железной дороги. Время от времени, Курилов, в своих видениях, представляет будущее Земли — построенное людьми общество — Океан.
В книге выведен еще один сложный образ — бывшего белого офицера Глеба Протоклитова, скрывающего свое прошлое, пытающегося найти свое место в новом обществе.
Отдельные главы романа повлияли на творчество И.Ефремова и А.и Б.Стругацких.
Первая публикация — «Новый мир», 1935, №№ 9-12.
Отрывки: «Литературная газета», 1935, 20 октября (под названием «Тело»); «Вечерняя Москва», 1935, 23 октября (под названием «Я разговариваю с историком А.М, Волчихиным); «Коммунар» (Тула), 1935, 30 октября (под названием «Жизнь Курилова»); «Огонек», 1935, № 29-30 (под названием «Курилов изобретает курс лечения»); «Молодой колхозник», 1935, № 9 (под названием «Буран»); «Вечерняя Москва», 1935, 7 ноября (под названием «Встреча»); «Литературный Ленинград», 1935, 26 ноября (под названием «Садовник»); «Красноармеец-краснофлотец», 1935, №№ 22-23 (под названием «Мы проходим через войну»); «Ленинградская правда», 1935, 12 декабря (под названием «Буран»).
Первое книжное издание — М., «Сов. Россия», 1936, 627 с.
В произведение входит:
|
Входит в:
— журнал «Роман-газета, 1936, № 1», 1936 г.
— журнал «Роман-газета, 1936, № 2», 1936 г.
— журнал «Роман-газета, 1936, № 3», 1936 г.
— сборник «Избранное», 1949 г.
— антологию «Железное сердце», 2022 г.
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
igorgag, 17 октября 2022 г.
От романа впечатление достаточно противоречивое. Это какой-то «красный Набоков». Такая же игра словами, красками. Но смысловое наполнение — диаметрально противоположное. Как позитрон к электрону.
Роман даже относят к фантастике. Здесь даны картины будущего, причем в какой-то модернистской манере. Автор и герои романа, в первую очередь Алексей Курилов, но потом и преемник его, духовный сын Алёша Пересыпкин, наблюдают, как бы немного со стороны, эти битвы грядущего, а после и установившийся после войны дивный светлый мир (в духе Ефремова, конечно, а не Хаксли). Но на самом деле весь роман фантастика… Герои живут в реальности совершенно параллельной (или перпендикулярной) тому, что на самом деле существовало у нас в стране в 30-е годы прошлого века, увы..
И порой и эта выдуманная жизнь, и сами герои отдают чем-то опереточным…
И тем не менее проза Леонова обладает неким магическим обаянием. Читая ее, понимаешь, что это всё-таки другой класс, куда более высокий пилотаж, нежели достигнутое в суховатых, приземленных производственных романах современников писателя.
И конечно, поражает владение специфическим материалом — хоть того, что касается механики паровозов, хоть погружения в медицинские дебри, хоть знания татарского фольклора.
А ещё у романа такая философская, я бы сказал, концовка.
ArtTrapeza, 5 апреля 2021 г.
Собственно будущему Океану посвящено от силы десять процентов книги, и не так уж легки к нему дороги. Основное действие романа происходит в первой половине 30-х годов (челюскинцы, строительство московского метро). Мне показалось необычным, что рассказчик не отстранён, а является другом одного из главных героев — Курилова. И ещё иногда казалось, что события описываются как бы спустя длительное время (указания вроде «это была эпоха...»). Вообще посещения воображаемого Океана — не единственные экскурсы в романе. Один из персонажей рассказывает апокалиптическую историю о падении Луны на Землю, другой пишет полудокументальную книгу о бунте на строительстве железной дороги в царское время, разные герои вспоминают своё прошлое. В произведении немало мрачного, но и светлые моменты есть. Всё настолько на грани, что я не могу однозначно оценить книгу.
P. S. Я прочитал три романа Леонида Леонова, но пока не нахожу причин читать остальные четыре (и особенно последний).
tarasovich09, 24 октября 2011 г.
«Дорога на океан» — один из наиболее интересных романов замечательного писателя Леонида Леонова. Он сочетает в своем сюжете чисто реалистические традиции и футурологичскую (или утопическую) фантастику. Стиль Леонова, его манера письма очень многослойны и неоднозначны. Несмотря на графичность сюжета, он допускает несколько толкований... Главный герой Курилов работает в 30-е годы одним из начальников на железной дороге. Время от времени, в своих представлениях, он отправляется в Будущее. Смертельно больной, он видит построенное им общество — Океан. Океан в романе — философский образ, своеобразная цель, к которой прокладывается дорога. В Будущем возможны и войны, но когда они преодолены, строится замечательный, гармоничный мир. Улучшается человеческая природа, происходит «очищение от первородной грязи»(глава «Мы берем туда с собой Лизу»). Люди свободны, утешаются произведениями рук своих. Готовы пожертвовать всем ради науки, цивилизации. С волнением ждут земляне астролетчиков, совершивших путешествие, но затерявшихся в глубинах космомоса. Земля преобразована... Отдельные строки романа очень напоминают еще не созданные тогда «Туманность Андромеды» И.Ефремова и «Полдень» А.и Б.Стругацких(недаром последние упоминали этот роман среди любимых произведений). Роман оказал большое влияние на развитие советской фантастики. Некоторые его идеи и мотивы развиты в еще более значительном произведении Леонова — мистико — фантастическом романе «Пирамида».