Майк Гелприн, Наталья Анискова «Однажды в Одессе»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Социальное
- Место действия: Альтернативная история нашего мира (Земли) (Россия/СССР/Русь ) | Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
В Одессе много интересных мест и одно из них катакомбы контрабандистов. А внутри есть гиблое место Мешок, где пропадают люди. Вот только куда они пропадают и предстоит выяснить героям, спасающимся от правления анархиста Задова в Одессе.
Входит в:
— журнал «РБЖ-Азимут 14/10», 2010 г.
— антологию «Руководство по Борьбе за Живучесть (РБЖ - АЗИМУТ 2010)», 2010 г.
— журнал «Чайка. 2010. № 19 (174) / Seagull», 2010 г.
— журнал «Чайка. 2010. № 20 (175) / Seagull», 2010 г.
— антологию «Настоящая фантастика-2011», 2011 г.
— журнал «Полдень, ХХI век'04», 2011 г.
— сборник «Три цвета отражений», 2018 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 18 мая 2023 г.
Гражданская война в России закончилась победой анархистов, а на московский трон сел сам «батька Махно». Естественно, это повлекло весьма кардинальные изменения в нашей истории. В частности, начались гонения на абсолютно все политические партии — некий аналог сталинских репрессий, только в зеркальном варианте. Новая власть начала судить не «по закону», а «по понятиям». Это заметно уже хотя бы по «воровскому» жаргону самого рассказа. Дело, правда, происходит в Одессе, где в ходу весьма оригинальный еврейско-малороссийский говорок, который трудно спутать с чем-либо иным. В центре истории — попытка побега из города известной актрисы Полины Гурвич, которая по совместительству является агентом французской разведки. Чтобы вырваться из наброшенных на нее сыскных сетей, актриса прибегает к помощи не менее известных одесских контрабандистов во главе с Моисеем Перельмутером. Но путь к свободе совершенно неожиданно приводит ее в параллельный мир, где анархисты были уничтожены Красной Армией... Как и все «альтернативные истории», данная задумка по-своему интересна. Как по местному колориту (Одесса — это своеобразная российская Мекка), так и по ключевой идее (каменоломни — это точка перехода в иное измерение). Как это принято у Гелприна, главный герой не является героем в полном смысле этого слова: у него куча недостатков (как и у любого еврея-контрабандиста), которые заставляют читателя относиться к нему с подозрением. Даже когда он вступает в Красную Армию, создается впечатление, что это ненадолго, «до первого удобного момента». И момент, действительно, наступает. А вот «счастливой развязки» не ждите — это тоже гелприновский стиль. Правда, в данной ситуации такая негативность вполне оправдана: мы, ведь, знаем, чем у нас закончилась эта история...
------------
РЕЗЮМЕ: зарисовка времен Гражданской войны в России из альтернативной вселенной, где победу праздновали анархисты. Чисто занимательная история без какого-либо морально-философского подтекста.
mputnik, 14 сентября 2023 г.
Одесский колорит — да, есть. Гопники, биндюжники, контрабандисты, бывшие интеллигенты от культуры, а ныне — наймиты иноземных спецслужб. Малороссы, евреи, греки. Непередаваемая прелесть суржика, пышная зелень акации, бычки, семечки, все по полной программе.
Анархисты, бандиты, грабежи, погромы, Лёва Задов в кресле мэра (пардон, градоначальника), специфическая спецслужба уркаганов, перестрелки, погони — это всё тоже есть. А еще — катакомбы, огарок сальной свечи в полной темноте, влага на стенах бывших кменоломен и тд и тп — масса всевозможных антуражных фишек, фенечек, картинок и побасенок. Да — это всё есть.
Чего нет — так это Фантастики. Некая нечеткая схематически, фрагментарно обрисованная ситуация с неким артефактом, пространственно-временным локальным катаклизмом. Который — полностью теряется на фоне этого многоголосия, многокрасочности и вакханалии эмоций, спонтанных реакций, вычурных вывертов души и всего прочего.
Это не про Светлый Храм Фантастики. Это — за Одессу. «…Но и Молдаванка и ПерЕсыпь — обожают Костю — моряка…». Шаланды, полные кефали, понимаешь
god54, 4 июня 2014 г.
Много написано про сопряженные реальности или вселенные, кому как нравится. Хотя в этом рассказе они практически не играют никакой роли. Здесь, как мне кажется, главное текст: слова, фразы, выражения, их сопряженность друг с другом и картины, которые они рисуют. Здесь главное чтение, слово за слово и рисуется достаточно масштабная картина событий, портреты людей, набор приключений. А слова, а колорит этих слов, а непередаваемый колорит Одессы, одесского говора, а еврейский вопрос... Одним словом прочитать и получить удовольствие. На два раза врядли хватит, но прочитать очень даже можно.
Гуларян Артем, 29 июня 2011 г.
Неосторожно, господа, крайне неосторожно!
Неосторожно агенту Второго бюро, собирающему компромат на пахана, идти в то место, где можно нарваться на встречу с этим паханом. Особенно если пахан знает о существовании агента и компромата.
Неосторожно контрабандисту, пребывающему в контрах с паханом, нарываться на встречу с его кодлой, а тем более эту кодлу убивать. Особенно если серьезные люди только что предлажили «некошерное» дело.
Такие неосторожности могут довести до Каменного Мешка, а куда он ведет, знает только черт. Да еще американский физик Хью Эверетт Третий, создавший популярную теорию о множественности Вселенных. Она (в смысле — теория) в разбираемом рассказе рулит со страшной силой.