Леонид Борисов «Волшебник из Гель-Гью»
Романтическая повесть о писателе-романтике Александре Грине.
Повесть об Александре Грине.
Впервые главы из повести опубликованы в журнале «Звезда» (Ленинград) в 2-х номерах за 1945 год: №4 (Апрель), стр. 58-74 и № 5-6 (Май-июнь), стр.52-66 тиражом 10 000 экз.
Первое отдельное полное издание: Леонид Борисов. «Волшебник из Гель-Гью. Романтическая повесть.» — Л.: Лениздат (Ленинградское газетно-журнальное и книжное издательство), 1945. — 176 с., ил. (художник С.Майофис (Соломон Григорьевич Майофис (1911 — 1968)). Подписано к печати 12/XI 1945 г. Тираж 10 000 экз. (обложка). Формат 82 Х 110/32 (130 мм Х 180 мм).
Входит в:
— журнал «Звезда 1945'05-06», 1945 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
tarasovich09, 23 января 2016 г.
Пожалуй, главное произведение сборника — известная повесть «Волшебник из Гель-Гью». Она посвящена писателю-романтику Александру Грину. Написанная в трудные годы войны, она, напечатанная в журнале, наделала много шума и подверглась суровой критике во времена так называемой «ждановщины». Критики упрекали Л.Борисова в том, что он слишком идеализирует антисоветчика и космополита Грина, ругали за несвоевременное обращение к романтизму, за мистицизм и пр. Одни считали повесть досадным провалом — другие — удачей. Даже вдова Грина — Нина Николаевна ругала Борисова за то, что он неверно показал ее мужа — писателя и его духовный мир. Понадобилось заступничество К.Паустовского и еще некоторых писателей, чтобы повесть напечатали в виде книги.
С тех пор прошло много времени. Какой видится повесть сейчас?
Несомненно, с точки зрения литературного стиля, написана она блестяще. Борисов мастерски использует метафоры, сравнения, пишет нестандартно, ярко, красиво... Этого у повести не отнять!
В то же время сейчас, когда появилось в печати много воспоминаний, посвященных А.Грину, в серии ЖЗЛ вышла крупная работа А.Варламова о жизни и творчестве писателя. понимаешь, что Грин в книге показан неверно, как-то однобоко. На страницах повести бездумно расхаживает по городу чудак-весельчак, частенько сидящий в забегаловках и ресторанах, употребляющий пиво с соленым горошком и более крепкие напитки, бегающий за дамами, ищущий загадочную женщину — Глухонемую... Грин в книге суетлив, громогласен, болтлив, нахрапист, в то время, как в жизни он был куда более серьезен, чопорен, сдержан (особенно если прочесть воспоминания о пребывании Грина в доме Волошина и др. мемуары).
Пожалуй, более точно Грин изображен сейчас у Дмитрия Быкова в его « Орфографии» ( под именем литератора Грэма), или можно вспомнить «Черное море» того же Константина Паустовского, где действует Грин под именем писателя Гарта, собирающего материал к повести о лейтенанте Шмидте.
Мир фантазий Грина, его окружающая сказка, различные чудеса показаны в повести достаточно упрощенно. То женщина, превращающаяся в липу, то летящая за поездом в облаках дама.... Сюжеты якобы рассказов Грина, придуманные Борисовым. достаточно упрощенные и явно далеки от «гриновских».
Видимо неудачу чувствовал и сам Борисов и его современники. Неудивительно, что вторая повесть о Грине — «Спящая красавица» (где Грин размышляет, в частности, о В.Ленине) так и не вышла, опубликован только отрывок.
Но, все же если учесть тот факт, когда была написана повесть (1944 год!), и то, что она посвящена была полузабытому автору, о котором нельзя было и говорить — повесть Л. Борисова является мужественным поступком, достойным интереса к ней!
Другие повести сборника о Жюле Верне и Роберте Стивенсоне более традиционны и напоминают беллетризованные биографии.