Шон Хатсон «Мёртвая голова»
Бывший полицейский, а ныне частный детектив Ник Райан, главный герой романа «Мёртвая голова», идёт по следу банды, которая похищает детей для съёмок в порнографических фильмах, а потом их убивает...
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
sawkaluga, 24 октября 2021 г.
Книга, которая с ходу цепляет... нет, не сама книга, хотя да, сама, но не в том значении слова, о котором вы подумали. Она цепляет себе на лацкан бумажку с гордой надписью «детектив», но эта надпись написана корявым детским почерком и имеет все признаки неуверенности, сомнений. А вот у нас сомнений вроде бы и нет, мы читаем крутой остросюжетный детектив, где негодяи творят жестокие и повергающие в шок вещи, полицейские не могут даже выйти на след, но, конечно же, частный детектив покажет своим бывшим коллегам как надо работать, кто же ещё, если не он. А шокирующие сцены настолько шокирующие, что это просто невозможно описать, чего Хатсон и не делает.
Если вы хотите прочитать про невероятное расследование, где и самому можно поломать голову над кучей зацепок и намёков, то выйдите вон и закройте книгу. Не туда! Если вы хотите интересных, ярких, глубоких персонажей, за которых переживаешь, им подсказываешь, их жизнью живёшь — то снова мимо! Если же хотите сплаттера, дикого насилия, горы трупов, тонны крови — и тут облом! Если же вам хочется ошеломляющей концовки, невероятного флэшбека, оригинальных аллегорий — вы заблудились!
Так что же тогда нам предложил Шон Хатсон? На самом деле очень слабенький текст, с тусклыми, как старенькая лампочка накаливания на 40 ватт в огромное помещении, героями, которые кажутся картонками и делают ровно то, что делали в тысячах других подобных произведений, ничем не запоминаются , никак не выделяются. Даже за дочь главного героя не переживаешь, просто потому, что даже слабо её представляешь, она просто состоит из имени и своего статуса. Злодеи прописаны ещё хуже, как и все встречающиеся на страницах книги персонажи. Сам сюжет, прямее любой прямой, настолько безвкусен, заштампован, что можно после первых страниц написать, как будут развиваться события, и вряд ли ошибёшься. Жизнь бездомных, что могло бы стать фишкой, описана парой слов и опять же, нет погружения в этот мир. Слабости романа практически в каждой детали, но при этом читать его даже увлекательно, словно делаешь какой-то каждодневный ритуал, не приносящий новых эмоций, но не вызывающий отторжения.
Итого: Хатсон 80-х намного сильнее Хатсона 90-х, читать произведение стоит только если нет чего-то другого под рукой, и если хочется почитать этого автора, наслушавшись похвалы по другим его произведениям, то именно их и стоит читать, не нужно экспериментировать и терять время. Только для поклонников самого Хатсона, чтобы было, за что поругать, ну и просто потому, что остальное уже прочитано. Балл накину лишь за прошлые заслуги, имя работает на автора.
Kuntc, 30 августа 2011 г.
Лондон. Жара. Зной. Уже несколько недель безоблачная погода и ни капли дождя. Люди изнемогают под палящим солнцем и ищут мало-мальски пригодное укрытие в теньке. В это время раздражительности и озлобленности кто-то начинает убивать бездомных подростков. У полиции нет никаких зацепок, а между тем случайный прохожий находит уже пятое по счету жестоко растерзанное тело. Как вскоре станет ясно (Хатсон из этого никакого секрета не делает), за этими преступлениями стоит группа особо жестоких и извращенных порнографов, которые подбирают материал для своих фильмов прямо с улиц. Частный детектив Ник Райан пока что к этому никакого отношения не имеет, у него своих проблем хватает: разобраться с ворохом дел, найти время что бы встретиться с тринадцатилетней дочерью, с чьей матерью Райан состоит в разводе, да пережить новый приступ боли в груди, что недавно начала его изводить. Но это – пока. Вскоре беда беспризорников напрямую коснется главного героя, и тогда…
…ничего особо интересного не случится. Как триллер без купюр, «Мертвая голова» слаб. Хатсону не хватает динамики, закрученного сюжета, ярких сцен насилия и откровенных эпизодов. Мало крови, мало мяса, а единственные две грубые постельные сцены больше похожи на мечты извращенного четырнадцатилетнего подростка. Первая часть откровенно скучна и больше посвящена расстановке фигур-персонажей на доске. При должном уровне проработки характеров, возможно, и было бы интересно читать, но этого нет, так что остается только ждать. Вторая часть – получше. Финальная перестрелка и концовка — вовсе хорошо, но в целом далеко до Ричарда Лаймона, да и у нашего Александра Варго есть книги посильнее.
Написано просто, даже грубовато. Отношение к тексту постоянно меняется. С одной стороны, например, хорошо показаны изнывающие от жары улицы Лондона. Хатсон постоянно упоминает пропотевшие тела, футболки с пятнами пота, запахи гниющего от зноя мусора. Волей-неволей начинаешь постепенно ощущать давящую атмосферу прокаленного асфальта. Таким же образом передается и состояние главного героя: раз за разом, при малейшем подходящем случае, Райан чувствует боль в груди, видит отражение своего болезненно-бледного лица в зеркалах или кто-нибудь говорит частному детективу, как он плохо выглядит. Такое постоянно напоминание могло бы раздражать, но в этом романе помогает Хатсону лучше донести до читателя то или иное ощущение. С другой же стороны, уже к середине этой небольшого объема книги начинаешь чувствовать острую необходимость в предложениях длиннее нескольких слов. «Мертвой голове» очень сильно не хватает хороших подробных описаний. Все то, что рассказывает читателю Хатсон, – это по большей части необходимый минимум, для того, чтобы мысленно набросать эскиз места действия ли, персонажа ли, автомобиля, здания, комнаты. Не хватает мелочей из жизни героев. Временами появляется чувство, что читаешь вовсе не Шона Хатсона, а какого-нибудь Шуру Хатсова.
И если про атмосферу сгустившейся над Лондоном жары можно сказать, что у автора получилось достаточно хорошо, то про потаенную жизнь низов этого сделать нельзя. Проститутки, сутенеры, бездомные, убийцы и прочие подобные типажи у Хатсона представляются героями книжными, но не реальными людьми. Как и сама их жизнь. В этом случае можно припомнить «Алиениста» Калеба Карра, чьи главные герои также напрямую соприкоснулись с жизнью низов, но только Нью-Йорка девятнадцатого века. Вот у Карра подобные моменты выполнены на более высоком уровне, и малолетние бродяжки-проститутки, и их хозяева вовсе не выглядят чем-то инородным, книжным, а на полном праве и полностью вписаны в обычную жизнь, как нечто само собой разумеющееся. От чего делается только страшнее. Или, к примеру, «Болеутолитель» Уэйна А. Сэлли, более близкий к «Мертвой голове» роман по жанру. Тоже намного лучше будет в этом плане, да и сам по себе гораздо сильнее.