Ольга Токарчук «Путь Людей Книги»
Ольга Токарчук — одна из самых популярных современных польских писателей. Ее первый роман «Путь Людей Книги» (1993 г.) — блистательный дебют, переведенный на многие европейские языки. Франция, XVII век. Странная компания — маркиз, куртизанка и немой мальчик — отправляется в долгий, нелегкий путь на поиски таинственной Книги Книг, Книги Еноха, в которой — Истина, Сила, Смысл и Совершенство. Каждый из них искал в этом странствии что-то свое, но все они называли себя Людьми Книги, и никто не знал, что ждет их в конце пути.
Рецензии
![](/img/posted.gif)
![](/img/blogtopichasnolike.gif)
![](/img/fljcom.gif)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Manowar76, 12 ноября 2022 г.
Дебют польской писательницы, в 2019 году получившей нобелевскую премию по литературе.
Небольшой по объёму роман.
Хочется отметить слог произведения — пышно, цветисто, но при этом гладко. Видна работа над словом как у автора, так и у переводчика. Пытаясь найти примерные аналоги, решил, что стиль похож на «Коэльо с человеческим лицом». В описания вплетены глубокомысленные сентенции, но это не раздражает.
Конец семнадцатого века, Франция, правление Короля-Солнце.
Гош, немой сирота, воспитанный монахинями и умеющий находить общий язык с животными, прибывает в Париж. У Гоша, считающего слова душой вещей, есть заветная мечта — говорить.
Маркиз — из гугенотов в католики, выгодная женитьба, ветренная красавица-жена, сын. Но подлинной страстью дворянина оказывается эзотерика. Он вступает в круг Людей Книги:
«Это было тайное общество высокопоставленных особ; объединяла их идея — а возможно, предчувствие, — что мир, в котором они живут и действуют как политики или ученые, любят и ведут маленькие приватные войны, всего лишь суррогат настоящего мира. Внешняя оболочка; пробел между буквами на исписанной странице. Истина, а стало быть, Сила, а стало быть, Бог где-то в ином месте. Такое утверждение — фундамент всякой религии.»
Для Маркиза, который прошёл «путь обучения, самоограничения и посвящения, жизнь приобрела приметы Великой Перемены.»
Вероника, куртизанка. Брошенная одним из братства Людей Книги, она прибивается к экспедиции.
Сплошная философия и притчевость в обертке роуд стори, квеста за очередным макгаффином.
Наука против магии, познание против откровения, рационализм против мистики. Бог-часовщик против Бога-Любви.
Герои обсуждают эти несложные вещи так, как будто до них это никто и никогда не делал. Это очень трогательно.
Финал квеста печален. Для притчи развязка могла бы быть и более яркой и наглядной. Скомканность, практически полное отсутствие кульминации как ничто другое говорит о том, что вещь дебютная, писалась по наитию, от сердца, а не от ума.
Даже представив, что читаю эту книгу в 1993, впечатление не сильно изменилось.
Читать ради слога и рассуждений.
Если бы не концовка, оценка была бы выше.
7(ХОРОШО)
Продолжить знакомство с творчеством Токарчук после прочтения не возникло.
Полистал огромный, бесплатно доступный в литресе кусок «Бегунов». И почему всех авторов со временем, в какой-то момент творческой биографии, тянет на травелоги? Сумбурная апология страсти к путешествиям.
Wooldfas, 12 июня 2012 г.
Принципиально новый взгляд на жизнь, в отличие от меланхоличных деревенских пейзажей и городских фантасмагорий своих ранних произведений предлагает нам прозаик Ольга Токарчук. На сей раз, мы оказываемся во Франции 17 века, в компании маркиза, куртизанки и немого мальчика, объединенных поисками одного артефакта — Книги книг. В мире современном, да и тогда — в эпоху становления науки, пробуждения человека ото сна, поиски собственного Я не прекращались ни на минуту, облекаясь то в немых юношей, то гулящих женщин, или господ высокого общества. Барочные отражения людской мысли, мечущихся в поисках Правды, не находили отклика в таких же «путешественниках» жаждущих получить заветный ключ к тайнам мироздания, жизни и смерти, секрета изготовления серебра и золота. И на фоне столь дерзких желаний находились те, кому попросту — хотелось испытать себя. Философский камень, Золотое руно, ящик Пандоры — каждый видит Книгу по-своему. Но только в себе самих, плутая в коридорах сознания, как и герои книги, преодолевая бесконечные дороги, приводивших не всегда в нужное место, тем самым поучая, сея сомнения, в конечном счете, приведя в Эдемовский сад – кого в физическом, кого в моральном смысле. Может быть, после такого путешествия, вы откроете в себе этот могучий фолиант (или же это будет всего лишь свиток?) и в первый раз скажете себе, то, чего ранее не могли. Или просто не знали?